Ты очень права на счет заповедей. С Декалогом в десятку...
И Декалог тут не столько как "заповеди конкретные", сколько как метод обработки коллектива, для приведения его в состояние управляемости. Такой декалог дошел до нас, ибо все пострадавшие от аврамических религий,
являются его жертвами и наследниками одновременно.
То есть. Одно дело общечеловеческий (физиологический) пласт смыслов типа "Не убий". Такое есть во всех обществах, ибо это и жизненная необходимость, да и выглядит хорошо.
Другой пласт, общественно-регулирующий. Намечающий этические нормы, первоначальные скрепы... "Не лжесвидетельствуй". "Не прелюбодействуй". "Не кради". "Не желай чужого". "Почитай отца твоего и матерь твою". Это вроде как для равновесия, здоровья и порядка в обществе - вроде как необходимо. Да и что немаловажно - выглядит довольно правильно и благостно.
Остальные заповеди декалога - это уже чисто корпоративно-религиозные особенности "отношений с культом". "Да не будет у тебя других богов перед лицем моим". "Соблюдай день субботний". "Не делай себе изображений (кумира)". "Не упоминай (не произноси) имя господа в суе".
Вот такой набор смыслов должен был составлять ядро картины мира у наследников и последователей аврамических религий. То есть -
следуя этим смыслам, получался вроде как идеально правильный чел. (Винтик, пешка, раб для тех, кто всю эту бодягу придумал) Суть и соль всех этих "декалогов" (дека -10. Но заповедей ОДИННАДЦАТЬ) в том, чтобы вот так вот, послойно структурить и модерировать общество. В котором,
верующий - это инструмент и орудие тех, в чьи "заповеди" этот верующий верует. И не важно, Декалог это или реклама. "Моральный кодекс строителя коммунизма" или "Наставления Арджуне". Без разницы.
Все эти заповеди - пыль, муть и дымовая завеса для управлений массами. Для примера, проверим Декалог. Раз уж мы за него взялись.
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Как насмешка, прямо перед лицом уважаемого Яхве-Иеговы появляется еще два замечательных "На треть бога" - Иисус Христос и ДухСвятой.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Христианская традиция - это именно "культ изображений". Это католические скульптуры, настенная живопись с изображением носатых и жопатых, православная иконопись ... как едва ли не основной объект культа.
Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний. Очень актуальная заповедь...
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.Хитрейшая и подлейшая заповедь. ))
Не буду напоминать про черные дела в истории, скажу только, что
вся эта доктрина с парадигмой, построены на чудовищном ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВЕ. Говоря иначе, доктрина построенная на лжи, призывает не лгать. А позднее прилепленные (по утверждению исследователей, в частности И.Ш.Шифмана) "на ближнего твоего" - вроде как позволяла лгать на "дальнего своего", но при трезвом анализе, получалось глупо. Лжесвидетельствовать можно. Но на дальних. А кто дальний и кто ближний? Ложь - она в любом случае ложь. ))))
Всю эту мутную кашу я написал вот зачем. Исполняющий назначенные к исполнению "заповеди" считается в обществе правильным и мудрым. Сами эти заповеди - мутная пена и дымовая завеса. В которой всегда будет прав тот, кто представляет касту "жрецов". В итоге мы получаем - смыслы, являющиеся центром картины мира - преподносят и делают мир придуманным, лживым и уродливым. Ибо в нем всё всегда может быть перевернуто, переврано и переистолковано. В результате -
целые общества людей живут, так и не начав верить себе. Они верят своим жрецам-поводырям-хозяевам, которые нарисовали им картину мира.