Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ  ВЫ БУДЕТЕ  РЕГИСТРИРОВАТЬ  СВОЙ НИК  ЛАТИНИЦЕЙ, РЕГИСТРАЦИЯ БУДЕТ  УДАЛЕНА. В РЕГИСТРАЦИОННОМ  СОГЛАШЕНИИ НАПИСАНО "ПИШИТЕ НИК РУССКИМИ  БУКВАМИ"

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 127720 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

3 апреля – Водяны, именины Водяного

Водяной, как и некоторые (но не все!) природные духи, считался "сватом".
Сват  - это не только и не просто тот, который сватает девицу за парня – а просто "свой" (отсюда происходит это слово), которые знает всё, и весь твой род, и самого тебя (именно потому свату, своему человеку для обоих роднящихся семей, и доверяют такое дело, найти суженого для суженой. Это потом уже понятие унифицировалось и упростилось до примитива)

Водяной – "чудь тайная, великая, глубыкая… ничего не скажет, ничем не подскажет, сразу накажет. Потому не идти человеку водяному встреч, а идти поруч" - так говорили

С этого дня устанавливали трехдневный, а в приречных сёлах даже недельный заповед на беспокойство реки и озера, потому как, по поверьям, с этого дня водяной рачительно пробуждает к жизни и всякую водную растительность, и водную живность, даёт "наказы рыбе на нерест йти".

На Водяны ставят имениннику каши, а затем весь заповед посылают детей и девушек с угощениями реке. Делалось оно особо и очень смыслово – с каждой общей семейной трапезы собирались крошки со стола, крошили все вместе к ним немного хлеба и досыпали мелкого зерна. Это и относили с причетами на берега, рассыпая по воде и земле – "рыбе и птице на угоды"
Да иди ж исти, водица тиха,
Да иди до згод, сестрица больша,
А иди на поля,
А иди на луга,
Да к нашему дому,
Да к общему роду…



Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

С 3 по 5 апреля – Световербы, Вербушки
Совсем немного времени проходит после того, как замечается краснение веточек Вербы на Красновербы – и вновь внимание человека возвращается к этому дереву
Ритмы?
Верба начинала будто светиться, а "вербовники светом засвятят Землю" - потому день иногда называли Световербы
В первые тёплые, но ещё свободные от земледельческих работ апрельские деньки праздновались Световербы (Вербины Святы, Именины Вербы, Вербушки - ну по-разному назывались, конечно).
Потом праздник "сомкнули" с Вербным Воскресеньем, который не всегда выпадал на солнечные дни.

В этот день приносили лесного перегноя к речным Вербам и Ивам, посыпали круги у корней печной золой, котрую специально хранили всю зиму в специальных коробах "для вербушек"
"Сшивали" крепкими верёвами треснувшие за зиму стволы или толстые ветви.

Благодарили вербы за прошлую и будущую службу по укреплению берегов и оврагов, опоясывали деревья неоворасшитыми рушниками с узорами древа жизни. Прощались с теми деревьями, котрые не пережили зиму, "ушли на покой к водяному"

Собирали надломыши - сломанные ветром и не унесенные течением веточки. Их зорили (для этого и нужен был светлый день) на открытых, часто высоких местах, освяшая будущие деревья солнечным светом.

До заката веточки нужно было забрать. Раздавали их девушкам, которые выстаивали веточки в родниковой воде до появления корешков.
В один из дней мая, на малые именины земли - череночки передавались мужчинам селения, которые садили их по берегам речек, стариц и овражков местности.


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

4 апреля - Капельник, Солнечник, Волос-каплегон

На Капельник, считали, стар-Волос отмыкает "низову воду" - которая по невидимым человеку ходам по каплям поднимается вверх, к земле.
По поверьям, у Власта много силы, которая поможет Земле давать урожай - но сила эта так мощна и велика, что может испугать Землю, и потому выпускает её Волос по мельчайшим капелькам...
Со-ладно с этим отмыкаются небесные ключи и сверху солнечными же каплями идёт в мир тепло

Вода и жар-огонь - две стихии, которые с Капельника соединяются с зменой...

Кто хотел и мог, умел и знал - отправлялся в этот день прочь из дома, ловить солнечное тепло и слушать подземный ход капель воды. Никого нет удерживали, но и если шёл до "Власта-каплегона" "пустой" человек - насмеивались...

С этого дня и до "колкой стерни" старались ходить босиком - чтобы не нарушить земные капельные ходы

На Капельника и в ещё длящиеся Вербушки старые женщины отламывали себе веточку Вербы ("дочкУ"), которую "хоронили" - оборачивали в лоскут ими же ношеной ткани и с причетами выносили из селения:
Бабий год
Верба гнёт,
Бабий год -
Кончен срок...

За пределами села и человеческого мира причет прекращался и далее в молчании женщина несла "дочкУ-вербочку" в приметное только ей место, где и присаживала, как всякий черенок.

Его "с Капельника и своей смерти баба поливает да холит, как родную молодшую дочку, а то и песни поёт ей, а то и нову дочкУ ноломит с ней да присадит где"..."

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

6 апреля – Ладень, Три Полада, Похвала

На шестое апреля в крае начинались росчисты яровых пашен от всего накопившегося за зиму и первовесну. К полю относились бережно, как к телу той, что будет рожать в этот год – потому убирали лишь крупный сор, сучья или вынесенные на поверхность или талыми водами камни. Но само поле не оголяли, а иногда и дополнительно укрывали принесенной с подворья и разбросанной соломкой или сенной трухой – а то "земля постынет"
С рассвета выносили из кутов грабли и грабки, "казать яросвету", мужчины ритмично постукивали ими друг о друга и приговаривали:
Дедами ведены, деревом деланы, да в  руки умелые
(деревом сделаны – это потому что зубья на граблях до начала "колхозного времени" делались из дерева, а не из железа. Хотя и железа, и умелых кузнецов в крае было достаточно. Но "железА землю поранит да оцарапает, а дерево, то пощекочет")
Считали, что заданный эти постуком лад задаст и общий ладень всей будущей работе на поле с первого использования грабок (на росчисты) до "статнего", поздней осенью…

Старики проверяли крепость грабок, и старшие отправлялись на росчисты. По поверью – им следовало махнуть вслед рукой – для "лёгкого ветру"
Пока старшие работали – старики варили ("спекали пёком") посреди двора на раскаленных камнях каши, которые затем ребятишки относили в поле, стараясь поспеть к окончанию росчистов. Если придут раньше или позже ("как старые упекут каши") – означало, что не успевает человек за тем, как идёт лад в Мире.

Взрослые съедали по горсти принесенной каши, а остальную оставляли прямо в горшках полевым духам (на следующее утро проверяли, "угодна ли вышла земляному деду")
В некоторых сёлах усаживали старую, но умеющую красиво "спивать" старушку у края пашни – она баюкала Полуденицу, которой ещё не время просыпаться, а работающий на поле люд может неосторожно разбудить её раньше срока…

Во вторую половину дня ладили "тело человеково" - привозили или приносили и наливали про запас в бочки родниковую воду, которую тут же и пили "досыта", собирали и крошили первую зелень, которая, по поверьям, растёт ещё "не из силов земли, а из силов воды таловой»" и потому особенно полезна.
Топили бани, допивали и доедали мёд, последний засахаренный кусочек которого самая старшая, но ещё крепкая женщина семьи несла снова на пашню и там зарывала  - чтоб "земле было солодко"

А вечер проводили в молчании и тишине – так ладили "дух и нутро человеково"

Три полада – пашни человеческой, тела человеческого и духа человеческого…
Посде обеда старались бех нужды и не тревожить "земной мир" за сельской околицей-границей - ведь не только человек ладится - идет налаживание всего остального и в большом Мире


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

7 апреля, Благовещение Пресвятой Богородицы  -дата , кстати, совершенно условная в церковном календаре. И отпускание покупной пленённой  птицы, чтобы она чужие грехи замаливала - по-моему, грехов только добавляло...

А на 7 апреля выпадал старинный праздник Светодень (Завивание, Звестайка)

На этот день, считали, Лето на один раз показывается в мире и даёт свои летние  жар-силы, "завивает"  их с ослабленными силами Весны (потому как Весна уже прошла половину своего срока и очень устала.. вот и нужна ей поддержка жаркого Лета...)

И в этот день действительно поселяне отпускали птиц... Только ничего общего с отпусканием во славу Благовещения это не имело...
Их не ловили - а это были птицы, которых поселяне подбирали с поздней осени, зимой и раней весенней голодной порой

Просто замёрзшие и подранки охотников, часто охотников-помещиков, которые для забавы палили мелкой дробью по маленьким птицам, которые никак не могли являться "съедобным трофеем" (а поселяне верили - что такая раненая, но выжившая птица выжила не случайно, а была сбережена Хозяином Леса. Но сам Леший зимой спит, помочь  птице не может, потому направляет "следы человековы" на встречу с нуждающейся в помощи птахе. Человеку её и выхаживать. И пройти мимо - нельзя...)

Даже вылеченных - птиц не отправляли обратно, ведь на дворе стужа и зима, или скудная на пищу весна...
"Раньше сроку птица уйдёт - не выдюжит, пропадёт" - так считали...
А со Святодня уже легко птицам самим найти пропитание, и Солнце, по поверьям, наполнит их крылышки силой Лета...

Всё было мудро и осмысленно, и сам обряд, и его дата - логично (птица попала в беду, её надо вылечить и выпустить)
и не случайно (выпустить нужно не просто когда вздумается, а в верное время)...

Потом обычай был сплетён с религиозностью и утратил первоначальный мудрый смысл. Птиц стали не только подбирать, но и ловить к Благовещению... Что ж - каждый праздник диктует своё...
И только с середины 19-го века крестьяне стали заниматься именно промыслом ловли для горожан певчих птиц... Да и то, тех сёл, что рядом с городом... Поселяне глубинок продолжали просто так выхаживать и отпускать временных "избяных гостей"

А такие обессмысливания, кастрация народной правды - очень грустны......




Подбирали, кстати, не только птиц...  Я любила слушать, как Деда рассказывал: отец ещё до смерти жены подобрал замёрзшего зайчишку... заяц жил с ними всю зиму, куролесил по ночам (очень мне рассказ Шелтопрога про Зайчонка напомнило), научился запрыгивать аж на печку к детям и спать с ними там, греться)
Деда помнил - как зайчишку отец принёс из лесу за пазухой...
а обратно в лес по весне они со старшим братом еле тащили хорошо откормленного зайца, и как нарочно  - много уродилось в тот год и морковки, и капусты... ))

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

8 апреля – Пашенник

С этого дня в крае начинали пахать землю. Вспахать все отведённые под зерновые культуры поля старались за три дня, помогая соседям, кумовьям, будущим сватам. Считали, что солнце именно такой срок работает для нужд человека и просить большего времени не следует, иначе силы солнечной не хватит на остальной большой мир. Говорили -  "первый день солнце пашню прогревает, второй припекает, на третий догревает, а потом сила солнечная на сход идёт грети мир, да не человека"

Оставляли у пашни с утра пропаренные в тёплой печи, но без огня, каши полянникам-духам (то, что варено на открытом огне – не для земляных духов). В пояс кланялись пашеннику – тому, что будет ходить с обратной стороны земли вслед за сохой, и не даст человеку глубже, чем следует поранить землю при вспашке…

Уходя на пашни, взрослые оставляли детям свистульки с наказом дуть в них время от времени – к Пашеннику-дню прилетели почти все перелётные птицы, и человек должен подать им знак, что их прилёт замечен и радостен

На Пашенника женщины прекращают ткать и вить пряжу, и не только из-за страды, при которой руки грубеют и «не должное спрядут или вышьют». С этого дня принимается шить в мире "вешнее узорочье", узоры будущего плодородия и летнего богатства жизни, и шорох женского веретена или стук кросен может помещать
Остаток неспряденной пряжи женщины разносили по лесным окраинкам – оставляя там птицам "на гнёздушки"


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

9 апреля – Второй Пашенник, Полуши, Полуреп

На второй день пахоты, по поверьям -
Мара-Марёна
поднимает воду


В этот день старики старались определить, насколько высок или низок стал приток воды, гадали и судили так о многом, примечая уровень воды в известных только им местам (это же какую наблюдательность и повёрнутость в мир надо иметь!)

Старухи с утра водили маленьких девочек "звати Мару-сестру" - снимая кресты и распуская волосы, не пряча их под платок, приходили к берегам рек и озёр и водили попарно медленные хороводы – "старая до малой, малая до старой, а промеж них встанет невидИма-Мара"

Малышне в этот день отводится работа закликать "остатных птиц" - последних из тех, кто еще не успел долететь до родных краёв. Закликают "тонкими свистАми" и верят, что этим вьётся тонкая ниточка, что обязательно вернёт всех птиц домой...

До обеда старики должны успеть отложить на семена корнеплодные культуры - репу, свёклу, морковь. Семеные отбирались строго, что требовало немалого опыта и проджитых лет... Бралась ровно половина того, что сохранилось в погребах - потому часть дня и носила название - Полуреп

Все старшие же продолжают пахоту – но перед этим зовут к уже "початой пашне" знающего человека, а лучше двух, которые –
"полягут на земелицу да почнут слушати с обох краёв, и с которого соха уже шла и который ещё непотронут, слушати как сама на человека отзывается, хорошо ли ей, ладно ли"
Если знающие люди будут найдены и прослушают землю – им дадут  край одного выпеченного хлеба ("пашеча" - с неразмолотыми зёрнами) и поклонятся в молчании в пояс.
Уходя от пашни – те раскрошат по пути краюху, а остальной хлеб раскрошат пахари, возвращаясь домой… Это – одновременно и след человека в мир человека, от дома до пашни, проложенный испечённым в человеческом селении хлебом
И возвращённая миру дань тем, что самое дорогое - житом

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

10 апреля – Третий Пашенник, Червец-день, Царь Червей с Мать-и-мачехой грают

На третий день стараются обязательно допахать землю, если так не получается – значит, "земля тяжела" в этот год и следовательно – в чём-то ошибся человек осенью, нарушил лад, что аукнулось только весной...
О "тяжёлой земле" обязательно доложатся старикам семьи или селения

После пахоты приступают к севу, но перед этим дадут земле время "улягаться, наираться, потешиться" и тогда к пашням не ходят, считая, что идёт сакральное действие между водой, солнцем и матерью-землёй – "Новь-вода, жар-солнце и див-земля породят жито человеку на потребу, уродят жито богато, а уродят худо – то и значит, худ стал человек"

"Негоже земле, как девке, голой на людях быть, взор  томить" - потому после пахоты женщины устилали вспаханную землю каждая свои рушником, забирая его лишь на ночь, потому что ночью спать земле голой можно…
Заповед тревожить вспаханную землю в каждом селении был свой, от одного до трех дней, устанавливаемый стариками – но при этом важно было угадать ещё и с погодой под сев..

На Третьего Пашенника все, не занятые на пахоте, "кормили царь-червя".
Вспаханная земля привлекает птиц – которые выбирают из комьев личинок и насекомых – благое дело. Но могут нанести урон и "червяному воинству", которого нечаянно поднял из глубин земных человек
Поэтому до пахоты загодя, а на Третьего Пашенника особенно приваживали к великоямам (общинная, родовая или семейная яма с сором, растительными гнилью, старьём) червей, насыпая им варёной каши и зазывая главного над всеми в "червяном царстве"» -Стар-червя (Царь-Червя). Считали, что он уведет "громом-ходором" от пашни всё своё воинство
(может быть – и пустой обычай, но показывал понимание важности и нужности того, на что современные земледельцы не обращают внимания…)

На Червец-день, по поверьям, Стар-червь выпускает из-под земли в мир жёлтый цветок – мать-и-мачеху, которая "золотым стозвоном" станет с этого дня звать к земле лучики солнечные и тем даст земле тепло…



Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

11 апреля – Берёзохлёст, ДрУжны у Верёзы да Вербы

Оставляет человек землю "улягаться", а сам вступает в день тишины перед Лествицей

Все, кто будет скоро сеять и боронить, а потом косить и жать – те идут вон из селения и за околицей сыпят зёрна и крошки хлебные полевым птицам.

Полева птица –
молодша сестрица,
спасёт от потницы,
спасёт от гнуса,
сбережёт пашню от пуста

Остальные чистят и скребут хаты и избы, метут подворье, стирают одёжи и моют тело до скрипа, полнят выносным сором великоямы - готовят себя, дом и всё селение к Лествице...

Скоро, совсем скоро человек примется обирать березовые серёжки на снадобья, брать берёзовое лыко на короба, а ивушку "лОмить" на самые разные нужды

Понимая свою вину перед "добрым деревом", старики, отошедшие от любого хозяйственного дела и потому "не поранящие боле мира", стегают каждого домочадца засохшим, непроросшим черенком, не пустившим корни в рост на Святовербы – бьют больно, но и то лишь в половину той боли, что понесёт человек дереву –
"Верба хлёст, бьёт до слёз" – это про этот обычай сказано было, и лишь потом перешло на Вербное воскресенье и просьбы у Бога халявного здравия…

Только девочек и девушек не хлестают на Берёзохлёсты.. бегут они на зорьке кумиться с древесными дивными девками – мавками. Устроят хороводы-дружны с рябинками, осинками, вербами да берёзками. С ними и покумятся, чтобы их детки будущие, нерождённые ещё - лесу и деревьям не вредили с умыслом.
Целоваться с лешими в рощицах станут обязательно, а домой вернутся уж затемно …

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

12 апреля – Лествица (перекрытая потом Иоанном-Лествиничеком)

"На лествицу земля верх да низ мира еднает, старое с младым собирает, мужеско с женочьим венчает"

Лествица – день-пик года, с которого, по поверьям, с неба идёт тепло и дожди, а с земли до неба тянется всё живое и всё по  неписанным законам жизни пускается в рост

Летсвица – именины Рода, которые не празднуют, но чествуют

На этот день живые, собираясь кругом семейным – хором вспоминают всех умерших, кого помнят, а потом уже молча идут на кладбище "еднаться" с мёртвыми рода своего

В этот день пекутся печенья-лесенки – "лествички", собранные из двух полос (навь и явь, белый свет и тот свет, день и ночь, земля и небеса) с двенадцатью поперечинами по числу месяцев (и скажите, что предки были тупы и неграмотны!).

Их тянут вверх с коньков крыш – как тянется всё живое верх от земли до солнушка…
А потом снесут в погреба – как тепло небесное и дождь живоносный спустятся сверху до самых недр земного лонушка …

Их бросают высоко вверх – соединяясь с небом, опускают на речное и колодезное дно – соединяясь с водою, скатывают с горок – соединяясь с ветром…
Их несут на лесные опушки – "всякому лесному зверю да птице", их оставляют на кладбище – "минулому роду"
Их отсылают в другие селения, откуда пришли сами или где до сих пор живут родичи

Лествичку ломают и посыпают крошками в красном углу - домовому, на печной приступице - огневикам-духам, у порога - упорожнику, посыпают в амбарах и овинах, соединяясь так со всеми домовыми духами, помощниками и стражами человека

Муж протягивает лествичку жене – а та в ответ подаёт свою, а малые дети бегут раздавать печёные лесенки бездетным старикам, бобылям и бобылкам….

На лествицу старики рассказывают деткам  сказки – соединяя  память о прошлом, на лествицу отец раскрывает сыновьям, а мать дочерям – свои секреты жизни
"Уходят для того далёко поодаль, беря с собой и лесвичку, и сидят за разговорами тот срок, какой понадобится. А перед уходом ломают печиво крестом и оставляют на месте знаком миру, что пришла в этот год лествица и её услышали"

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Т-Яна

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1777/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4 778
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 35992
  • - Вас поблагодарили: 21820

Понимая свою вину перед "добрым деревом", старики, отошедшие от любого хозяйственного дела и потому "не поранящие боле мира", стегают каждого домочадца засохшим, непроросшим черенком, не пустившим корни в рост на Святовербы – бьют больно, но и то лишь в половину той боли, что понесёт человек дереву –
"Верба хлёст, бьёт до слёз" – это про этот обычай сказано было, и лишь потом перешло на Вербное воскресенье и просьбы у Бога халявного здравия…
Вот теперь всё встало на свои места, понятен смысл этого бития, его уместность.
Произнося, приведённые тобой всем знакомые строчки, всегда удивлялась бессмыслице этих строк:

Верба хлёст - бьёт до слёз,
Верба Бела - бьёт за дело:
на здоровье, на удачу, на успех...

За какое дело бьёт и почему  - это битьё приносит удачу и успех???

Утраченная нами мудрость...

Лирими, спасибо за календарь!!!
Записан
Пора уж подводить итоги?
Зачем?Лишь часть пути,
Всего лишь малость...
И впереди длина дорог осталась.

Закaн

  • Знак зодиака - рыбка.
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +3158/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 14 345
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4284
  • - Вас поблагодарили: 1370

Все хотел спросить.. не знаю подходит ли тема, но спрошу))

Вчера был день рождения моей,  уже покойной,  бабушки Маши, 20 мая.
Родилась она в 1920 году, где-то на Украине, на Днепропетровщине на каком-то давно исчезнувшем хуторе.
Естественно в то время, в разгар гражданской войны ни кто никаких записей не делал, даже в крупных городах были проблемы с регистрацией..
Свидетельство о рождении ей выписывали через несколько лет после рождения.. естственно дату вспомнить не могли, однако ее мама точно знала, что родилась она вначале ранней косовицы, посчитали они что это начало третьей декады мая. Так и записали.
Вот и все.
Гугл, как всегда расходится во мнениях.. у одних косовица на  Украине в одно время.. у других в другое.. хрен поймешь.
Такой вопрос, когда начинается период календаря под названием - ранняя косовица,  в центральной Украине?
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

13 апреля  - Огнёвка, Огнёв-день, Огневище

На Огнёв-день верят – что солнце подземного мира и солнце верхнего (горнего) соединяют своё тепло, силу чему дала Лествица-небесная лестница

Рано поутру знак начинать огневище подают кузнецы в кузнях, согласно стукая три раза самыми большими молотами по наковальням.
На третий стук гасят печи в селениях – на Огнёв день один раз в году огневики из человеческого дома уходят обратно в подземный мир к Стар-Волосу, набираясь "огневой силы" снова жить в мире человеческом

Хоть стоят и холодные ночи – печи в этот день не топят, тем сберегая тепло для земли. Не едят и вареной пищи, лишь размоченные да согретые в остывающей печи каши.
Немного каши отнесут и в лес – дикому зверю, который "не брал у мира огонь, а со старых времён живёт безогненно"

Верили – что с этого дня соединённое, а потому особо сильное тепло прокатится по всей земле, постепенно остывая и вновь набираясь силы на Купалу.
Потому пускают с гор и горок горящие колёса, примечая, как далеко они покатятся, закликая – "Гори. Гори ясно, чтобы не погасло!"

На Огневище разводят общий костёр, дрова на который приносит каждый,  на перекрестье у селянских пашен. Для него крепкие старики специально добывают "древен огонь" -трутом и берестой. И затем греют, пронося через костёр сохи, бороны, косы, серпы.
Последней, по остывающим углям, проносят, если такая сохранилась в селении – "огневуху", соху "старого лада", с особым строением лемеха, который позволял при вспашке перепрыгивать через несгнившие корни и стволы деревьев (к слову о поджогах и засеках). Затем инвентарь уносят по дворам, перевязывая рушниками (которые развяжут девушки лишь с началом нужных работ) – а угли и пепел развеивают "на корм ветру"

На Огневище принято было встречать закат, а затем уходить на сеновалы и скирдницы - потому как снятся, по поверьям в наступающую ночь "вещие сны, прогретые обоими солнцами разом"

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 094
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60661
  • - Вас поблагодарили: 107422

Все хотел спросить.. не знаю подходит ли тема, но спрошу))

Вчера был день рождения моей,  уже покойной,  бабушки Маши, 20 мая.
Родилась она в 1920 году, где-то на Украине, на Днепропетровщине на каком-то давно исчезнувшем хуторе.
Естественно в то время, в разгар гражданской войны ни кто никаких записей не делал, даже в крупных городах были проблемы с регистрацией..
Свидетельство о рождении ей выписывали через несколько лет после рождения.. естственно дату вспомнить не могли, однако ее мама точно знала, что родилась она вначале ранней косовицы, посчитали они что это начало третьей декады мая. Так и записали.
Вот и все.
Гугл, как всегда расходится во мнениях.. у одних косовица на  Украине в одно время.. у других в другое.. хрен поймешь.
Такой вопрос, когда начинается период календаря под названием - ранняя косовица,  в центральной Украине?
Тут не подскажу, Закан.
Даже в одной и той же местности первая (травородная, т.е. майская) косовица начиналась в разное время. После отцвёта "первых трав" (одуванчиков, ранних луговых злаковых), но до начала цветения ранних бобовых - этим давая траве оставить семена или ещё не выбросить цветоносы. А в случае ранней или поздней весны размах временных рамок был ощутим
И потому год на год не приходился...
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Прохожий

  • Турист
  • Согласие +1/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 0
  • - Вас поблагодарили: 8

Лирими, поклон Вам за те знания, что делитесь.
Маленькое рацпредложение. Мы все люди взрослые, понимаем свободного времени не так чтобы много. Может лучше пропускать второстепенные дни? А рассказывать про более сильные (когда человек работает на Мир и наоборот, когда мертвых родичей поминают и т.д). Что интересно, что эти более "сильные" дни совпадали у разных народов. Ну а будет время и желание, допишите про остальные.

П.с. Если сможете, выложите пожалуйста материал по сбору лекарственных растений (на какую луну, время суток, какие слова говорить, какой отдарочек и т.д).

С уважением.
Записан