28 марта – Лесозгоды, Угоды Лесу
В три последние дня марта пробуждается "три жизни" - в лесу, в овраге и в воде.
На Лесозгод-день, считали, Земля пробуждает "жизнь всякую лесну", а хозяева леса (лешие) и его малые духи (полянники, ягодари, тальники, ручалки и ручихи) вступают в свои лесные права и берут в Лесу "полную силу"
Поэтому в каждом дому пекли пышный каравай – «смаженец», в выпекании которого принимала участие вся семья: кто дрова ставит, кто воду носит, кто тесто месит, а кто по немощности или младенчеству советом или тихой песенкой помогает
Точно также всей семьёй ходили "до Леса смаженець ломати" - съедая его в молчании все вместе, оставляя "велик-кус" на месте обеда.
Больше в этот день старались ничего не есть.
В этот день девушки играют в особые игры – "лесные скатУшки", с валянием друг дружки по первой травке и прошлогодней листве. Считали, что эти игры "лешему спать не дадут, ногами упрут да играть поведут" и после игр и девчоночьего смеха вечером лешие и лешачихи также будут играть на том самом месте.
Ведь лешие спали всю зиму, им, как и всей природе – тяжко просыпаться. А юные девушки своим смехом и жаром играющего тела – могут помочь…
Скатывались девочки и с невысоких горок с весёлыми причетами и смехом-
СкатУшки-скатушки,
Зиме на усушку,
Весне на радушкуЗа этими играми всегда наблюдали старшие, особенно мужчины.
Весь день для малышей звучали песни о лесе, загадки о лесе, потешки о леса…
Как старый "нескончаем сказ" –
Шла до леса лиса. Зашла на мосток, с мостка – скок! - обвалилася, обмочилася…
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….Когда уже надоедает слушателю сказ – рассказчик неожиданно договаривает -
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….
а всё с того, что лесу не поклонилася!Ведающие люди в день пробуждения всей лесной жизни проходили известными лишь им тропами и смотрели "ладно ли всё в лесу"
На Лесозгоды чествовали два дерева, важные для нашего края. За рост дубрав и дубов отвечал малый лесной дух – дубовик, за сосняки и великолепие наших сосен – сосенечик
Дубовику-духу и сосенечику шептали "приговоры" из слов, приятных духам и давали обещания -
"веток не ломить, гнёзд не зорИть, корней не драть, а если и брать – то старых слушати, а вас спрашивати"
До заката мужчины села относили в лес одну "великую бочу" родниковой воды от неосвященного источника (который мог находиться за несколько километров от местного леса), передавая её из рук в руки и не ставя на землю и пронося столько, сколько "в теле силы уместилося"
На закате вся семья, вынося старых-неходимых и малых-неходящих, становилась на крыльцо и молча кланялась в сторону кормильца-Леса…
наверное Лес и ему благодарность - это именно тот случай, когда слова и не нужны...
