Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ  СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ -  СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ  kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 127704 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60657
  • - Вас поблагодарили: 107422

26 марта – Великие Теплогреи

В этот день ходили "грети землю" - мужчины отправлялись осматривать пашни и луга и там ложились, тесно прижимаясь к земле настолько, насколько выдержит и не застынет тело

Дети играли босоногими за околицей села, голыми пяточками согревая ритуальными притопами землю, закликая - "Гори-гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо - птицы летят...!" (эта игровая припевка отсюда, от весенних обрядов согревания земли)

Женщины и девушки топили жарко бани (как правило, две-три на всё село) и по очереди парились там, считая, что согретое и до жару распаренное женское тело невидимой связью передаст тепло и телу всеобщей праматери

На Теплогреи во многих сёлах края совершали обряд "согревания ног упокойникам"
На закате каждая семья отдельно у своего дома или собираясь на родослав (несколько семей, соединённых кровными узами, у хаты, в котором долгое время жили общие предки или вообще родились братья и сёстры, зажившие затем своими семьями и хозяйствами) или у отчего дома живых родителей – ладили общий костёр. В него топливо приносил каждый, бросить хоть одну веточку должен был из своей ручки даже младенец

Если отчий дом был продан или перешёл к другому владельцу – все равно просились на Теплогреев день:
- А пустите нас ноги своим упокойникам погреть…
И отказа не должно было быть…

Костёр зачинали прокличкой –
На теплогрея
ноги погреем
всем пожившим
да помершим,
во земле бывшим
да в памяти слывшим
…/остающимся/

Затем костёр жгли в полном молчании, стоя полукругом и вспоминали каждого умершего в роду, представляя, что в сумерках и дыму  костра  покажутся лица пришедших "погрети зябнущие ноги" родных и близких…
Стояли так долго - до последней искорки гаснущего костра... Потом оставляли хлеб и родниковую воду на костровище, чтобы утром остатки пищи отнести "птице и рыбе", а золу развеять по ветру в сторону сельского кладбища...

Считали, что ноги своим покойникам в этот день греет каждое живое на земле и потому загодя  выносили за село, на опушки леса, к оврагам пучки соломы, ветоши, пеньки – чтобы было чем разжечь свои костры соседям по миру…

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11476/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 560
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68718
  • - Вас поблагодарили: 155689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Теплогреи

 Интересно,  почему именно к этим дням христиане прикрутили своего придуманного сопливо-сахарно-пАточного  "Алексея - божьего человека", который получился "Теплый Алексей"?
 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60657
  • - Вас поблагодарили: 107422

27 марта – Гусятник, Зустречи Гусей

На Гусятника встречали прилетающих гусей, уток, лебедей

Загодя ставили распаренные, не варёные каши в остывающую на ночь печь и утром в старых горшках относили на луга и приречные стежи, где в предыдущие года собирались прилетевшие стаи.
Закликали –
Гусь-гость, гусь-гость,
прилетай нам на радость…
Гусь-гость, гусь-гость,
Бери каши горсть...
Бери каши горсть 
Да пусти всё у рост


Считали, что гуси, лебеди и утки приносят в крылышках  "первовешне дыхание" Земли из тёплых краёв, и выпавшее на лугах и пашнях из птичьих перьев, оно пускает в рост всё, что затронет

Через несколько дней сюда снова придут поселяне и разобьют пустые горшки – это, считали, поможет гусятам скорее пробить яйцо при р ождении

В пути и на земле гусей, по поверьям, оберегает Стар-Гусь, назначенный самим Волосом, и которого ведающие люди могут узнать в стае по известным только им "познакам", Он же отвечает и за то, как гуси будут вести себя на озимых, много ли потравят посевов
Потому хозяева наделов, на которых поднимаются озимые, в этот день после обеда ходят "до стара-Гуся кланяться", рассказывая, какое у того хорошее стадо, жалея уставшую птицу после долгого перелёта и прося не "шибко жито топтати, а только исти" (есть, но не вытаптывать даром)

На небольшие потравы озимых прилетевшими гусями смотрели даже благосклонно – считалось, что в тех хозяйствах, в которых это произойдёт, дочки будут "ладнее телом" (особенно сзади, в общем))), удачно выйдут замуж – "гусь дорогу прокатит",  и у неё в семье всегда будут нестись утки и куры

При прилёте гусиных и утиных стай старики всему селу устанавают недельный или даже двухнедельный заповед на охоту и силки – птица и так "выморенная"



Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60657
  • - Вас поблагодарили: 107422

28 марта – Лесозгоды, Угоды Лесу
В три последние дня марта пробуждается "три жизни" - в лесу, в овраге и в воде.

На Лесозгод-день, считали, Земля  пробуждает "жизнь всякую лесну", а хозяева леса (лешие) и его малые  духи (полянники, ягодари, тальники, ручалки и ручихи) вступают в свои лесные права и берут в Лесу "полную силу"

Поэтому в каждом дому пекли пышный каравай – «смаженец», в выпекании которого принимала участие вся семья: кто дрова ставит, кто воду носит, кто тесто месит, а кто по немощности или младенчеству советом или тихой песенкой помогает
Точно также всей семьёй ходили "до Леса смаженець ломати" - съедая его в молчании все вместе, оставляя "велик-кус" на месте обеда.
Больше в этот день старались ничего не есть.

В этот день девушки играют в особые игры – "лесные скатУшки", с валянием друг дружки по первой травке и прошлогодней листве. Считали, что эти игры "лешему спать не дадут, ногами упрут да играть поведут" и после игр и девчоночьего смеха вечером лешие и лешачихи также будут играть на том самом месте.
Ведь лешие спали всю зиму, им, как и всей природе – тяжко просыпаться. А юные девушки своим смехом и жаром играющего тела – могут помочь…

Скатывались девочки и с невысоких горок с весёлыми причетами и смехом-
СкатУшки-скатушки,
Зиме на усушку,
Весне на радушку


За этими играми всегда наблюдали старшие, особенно мужчины.

Весь день для малышей звучали песни о лесе, загадки о лесе, потешки о леса…
Как старый "нескончаем сказ" –

Шла до леса лиса. Зашла на мосток, с мостка – скок! - обвалилася, обмочилася…
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….


Когда уже надоедает слушателю сказ – рассказчик неожиданно договаривает -

вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….
а всё с того, что лесу не поклонилася!


Ведающие люди в день пробуждения всей лесной жизни проходили известными лишь им тропами и смотрели "ладно ли всё в лесу"
На Лесозгоды чествовали два дерева, важные для нашего края. За рост дубрав и дубов отвечал малый лесной дух – дубовик, за сосняки и великолепие наших сосен – сосенечик
Дубовику-духу и сосенечику шептали "приговоры" из слов, приятных духам и давали обещания -
 "веток не ломить, гнёзд не зорИть, корней не драть, а если и брать – то старых слушати, а вас спрашивати"

До заката мужчины села  относили в лес одну "великую бочу" родниковой воды от неосвященного источника (который мог находиться за несколько километров от местного леса), передавая её из рук в руки и не ставя на землю и пронося столько, сколько "в теле силы уместилося"

На закате вся семья, вынося старых-неходимых и малых-неходящих, становилась на крыльцо и молча кланялась в сторону кормильца-Леса…
наверное Лес и ему благодарность - это именно тот случай, когда слова и не нужны...


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шаня

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +10486/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 29 747
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 92827
  • - Вас поблагодарили: 138003

Весь день для малышей звучали песни о лесе, загадки о лесе, потешки о леса…
Как старый "нескончаем сказ" –

Шла до леса лиса. Зашла на мосток, с мостка – скок! - обвалилася, обмочилася…
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….
вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….

Когда уже надоедает слушателю сказ – рассказчик неожиданно договаривает -

вышла лиса из реки, идёт лиса на мостки, с мостка – скок! – обвалилася, обмочилася….
а всё с того, что лесу не поклонилася!

Ведающие люди в день пробуждения всей лесной жизни проходили известными лишь им тропами и смотрели "ладно ли всё в лесу"
На Лесозгоды чествовали два дерева, важные для нашего края. За рост дубрав и дубов отвечал малый лесной дух – дубовик, за сосняки и великолепие наших сосен – сосенечик
Дубовику-духу и сосенечику шептали "приговоры" из слов, приятных духам и давали обещания -
 "веток не ломить, гнёзд не зорИть, корней не драть, а если и брать – то старых слушати, а вас спрашивати"

Прочла..вкусно ..и вот..  за  собой  наблюдаю.

 не знаю откуда это, но, с  первым  дуновением  Весны.. нет сил, как тянет в  Лес.. и к Земле..

просто до ломоты  тянет

побыть там..иногда, в  лесу.я  вдруг замечаю.. что не  знаю сколько времени,
наблюдаю за светом..тенями..слушаю пение птиц..или просто растекаюсь и слушаю лес..

чуднО!!!
Дубовику-духу и сосенечику шептали "приговоры" из слов, приятных духам и давали обещания -
 "веток не ломить, гнёзд не зорИть, корней не драть, а если и брать – то старых слушати, а вас спрашивати"


интересно  что нашептывали  :)
  но... я даю обещание..  подхожу.. и проговариваю это  Лесу.
 *ROSA*
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11476/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 560
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68718
  • - Вас поблагодарили: 155689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Цитата: митрий от Сегодня в 01:44:39
А выпекание жаворонков !!?? Это ж прелесть
согласна. Чудесный обычай. Повсеместно на Руси распространённый.

   Мне было лет 6-7  бабушка принесла  жаворонков.  Это были булочки/пирожки печеные,  без начинки, в виде  жаворонков.   Мне досталось  два.  Одного я быстро съел,  второго  (не помню по чьей рекомендации и с чьей помощью) - привязал на нитку, нитку к чему-то в потолке над кроватью и  он у меня так летал - качался как маятник  пока я его не съел))) 
  Помню, что это было в конце зимы.  Такие вещи запоминаются навсегда.  Если они были в твоей жизни.
  Эти "булочки-жаворонки"  как-то связались у меня с живыми жаворонками.  Какой связью?  Не представляю.  Но эта связь совершенно нестандартной природы.   

 
есть "встречные" исследования?

  Есть картина мира,  где этого нет.  И это решает всё. 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11476/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 43 560
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 68718
  • - Вас поблагодарили: 155689
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

второго  (не помню по чьей рекомендации и с чьей помощью) - привязал на нитку, нитку к чему-то в потолке над кроватью и  он у меня так летал - качался как маятник  пока я его не съел))) 

  Кстати,  вешать на нитку не я придумал.  Мне тогда подсказали.  Интересно...  зачем  это было нужно? 
Записан
Не жалею.  Не  зову.  Не плачу.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60657
  • - Вас поблагодарили: 107422

29 марта – Овражник, Колёсник

На Овражника просыпается "всякая жизнь овражья"
Овраг – страшная беда земледельческим регионам. Подошедший к пашням овраг "ни остановить, не укоротить". По поверьям, овраг появился тогда, когда человек впервые нарушил установленный лад, и по лицу Матери-Земли потекли слёзы, выбороздившие морщины-овраги…
С увеличением числа оврагов старится сама Земля и может перестать рождать, как и всякая старая женщина…

Потому за оврагами тщательно следили - "отмеряли, куда идёт овраг, вширь или вглубь его ход, или если в стороны то в какие идёт овражий след"
На овражник знающие люди проверяли местные овраги после минувшей зимы и таяния снегов (к Овражнику-дню все снега в крае уходили), иногда приводили стариков – чтобы те рассказали, как "в старые годы шёл овраг"

С этого дня обсаживали овраги запасёнными в определённые дни черенками в попытке удержать его в привычных размерах и не пустить к пашенным землям. Благодарили духа этого места – овражьего, и просили не ширить свои владения, а взамен обещали соблюдать в этот год все старые заповеды

Овраг – место обитания всякой странной жизни, которая не захотела расти-цвести на солнце в поле или в тени в лесу, не ушла в воду и не поднялась в воздух… Все неприкаянное, не подошедшее ни одну месту мира – нашло пристанище и зажило в Овраге… Потому воздух, почва и все травы там особенной силы, почти равной, по поверьям - болотной.
Только "в болоте сила жива,
           а в овраге гнила,
           но всё одно - сила
"

С Овражника "прямится путь, меняется санник на колёсник" - окончен санный путь, пришла пора колес и телег. Отсюда второе название дня - Колёсник. За ямы и колдобины дорог также отвечает овражий дух, который может их "спрямить", сделав ровными, а может и углубить выбоины и рытвины.

Потому на Овражник старшие начинают чинить сельские дороги, а также телеги, колёса, оглобли и хомуты, а также учить этой непростой науке молодых парней…


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60657
  • - Вас поблагодарили: 107422

30 марта – Тепляк-день
На Тепляк оживает всякой жизнью вода. С этого дня ее нужно брать осторожно, по возможности для питья пользуясь родниками
Наши предки вряд ли знали о бактериях и прочих микробах, но считали, что к этому рубежному дню талая вода окончательно опускается на дно или размывается, смешивается с остальной водой мира и зачерпнуть её не так-то просто.. А верхняя вода, которая к этому дню «живится» - становится «тяжкой, несёт в себе многое» и потому лучше её не пить…

На Тепляк-день берут ожившую воду и проливают ею крестом по ходу солнца огороды и пашни, тело человеческое и всякий сельскохозяйственный инвентарь. Всему нужна вода – в своих количествах… Чтобы помочь воде «шибче бечи по земле и в землю» - женщины на заднем дворике, раздеваясо донага – проливали себя из кувшинов и кринок, становясь в круг и повторяя речтиативом:
Течи, течи, вода,
Течи под ворота
Течи у землю-мать,
Неси ей живый клад

Опустевшие кринки переворачивали вверх дном и остаток воды женщины выплёскивали себе на ноги и некоторое время «обережно мяли Землю босно и водно»

С Тепляка неделю можно брать берёзовый сок – пока дерево ещё не проснулось и не чувствует боли. Потому на Тепляк старики выходили в березняки и осматривали деревья, отбирая те, с которых потечёт "живица». Говорили с деревьями и просили прощения, а главное - запоминали... Ведь с одного дерева семь лет потом не будет браться сок – и всё это должна была упомнить старикова память…

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60657
  • - Вас поблагодарили: 107422

31 марта – Красновербы, ВербОвы
Примерно к этому дню в крае некоторые виды верб краснеют верхушечными ветвями, и в старину считали это признаком "жара-весны" в древесных жилах.
А сама Верба – даёт этим знак, что установилось тепло и пора приступать к севу…

старый праздник Вербовны (Красновербы), когда Вербу, как первое дерево, чуящее весну и вообще большого помощника человеку в хозяйстве - чествовали, благодарили, отбирали черенки у совсем старых деревьев (а старые вербы и ивы - поразительно красивы!!!) и рассаживали по берегам...
У засохших, проживших долгую и славную древесную жизнь - брали щепки для обрядовой растопки и на обереги "на сон долог"... Но - у засохших же!!!

На Красноверб, пока ещё не подошло время страды, целым "кончину талую" - обломы и гибель страх деревьев
Считали большим упушением и даже бедой, если такая потеря случилась - а чловек не заметил и на Красновербы не исправил (а потом сев у человека, а потом не ко времени черенки сажать - жара...)

Пророщенными с Карачуна черенками же, перед посадкой, легонько постёгивали посевное зерно – обменивая яровую силу будущих колосьев с "ярой правдой взросших черезгодицу дерев"

На Кравновербы чествовали девушек – им ведь "рости-тончить, как вербушки", даря нехитрые рукомесленные подарки Считалось правильным с этого дня чаще отпускать взрослеющих, но непросватанных (у тех уже свои заботы) девочек в леса и луга на "девьи роздыхзи и подпиты", считая, что вешняя сила поможет правильно развиваться будущей женщине…

На Красновербы в некоторых сёлах края ходили "просити вербу"  - загадывая ей какое-то своё пожелание, но не выпрашивая-вымаливая его, а лишь сверяя своё решение. Дереву шептали "просужденное", а потом присматривали поданный вербой знак
При любом, "гожем или негожем"  знаке с выбранного, примеченного дерева брали палые черенки и с особой заботой присаживали в огородах, чтобы потом через пару лет перенести на окраину луга или прибрежье…


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60657
  • - Вас поблагодарили: 107422

1 апреля – Грязные проруби, Грязные мостки, Разлей-грязи

С этого дня в крае, как правило, устанавливалась на длительное время дождливая погода – при которой размываются дороги, превращаются в грязь "хожие" места у колодцев, прорубей, мостков – то есть становятся грязевыми места, где часто бывает человек…

Считали, что грязь с этих весенних дней не просто "земля, растворенная в воде или сухая (мелкодисперсный грунт в виде коллоидной суспензии)"
а особое вещество, появляющееся лишь весной, а после весны – лишь с приходом живых дождей и ливней
Именно грязь, по старым поверьям – "еднает землю с небесной водой, счищает холоп человеческий".  Потому весной она и размывает, стирает хожий след человека, а после каждого дождя, напитывая досыта землю – продолжает эту работу…

Так рассказывал мне Деда и я почему-то удивилась.. что ведь и правда – нет грязи там, где нет человека. Там дёрн по земле, или просто лужа, канава в травяном окаёме, или мел, или песок с сосновой дерсой…

Вешняя грязь завершает очистительный цикл земли, после чего тело всеобщей Праматери начнёт плодородить.
Потому находили время в этот день – помесить "до устатку" грязь ногами, вместе с чем очистится и всё тело человека, через грязь и через ступни
Девушки ходили  в далёкие "таёмные чары" за особой грязью, слывущей целебной, принося и себе для красоты, и малым деткам для здоровья, и старикам "для чуяния скорой землицы сырой"

В этот день обязательно искали на грязевых местах след "серого свата" - и волчья отметка, считали, "спечатывает вешние заповеды человека с миром"
Если к этому времени волки не вышли из леса и следов их не было – значит, что-то нарушило "лады" в местности и человек должен сверить и свои "справы" (сделанные дела), и случившиеся природные приметы. По сёлам устанавливались сроки  "внеурочных" стариковых сходов.

При любых приметах в этот день в грязь крошилась половина хлебной краюшки (а вторая добавлялась в обеденную кашу), а в чащи относили немного требухи или костей.


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60657
  • - Вас поблагодарили: 107422

2 апреля – Колодезны

После того, как "пошла ладом грязь", чествуют живущего на приграничье селянского и природного мира Колодезника
По поверью, в каждом колодце живёт свой дух, имея иногда и свои особые имена…
"А как состарится колодезный дух и случится срок уходить ему в воду, откуда и родился однаж колодезник – тогда и вода в источнике прекратится" - так считали

"Разные сроки у колодезников… Есть колодцы, что триста лет стоят, есть и такие -  у которых еще на человеческой памяти воды усыхает. А придёт время или нарушил что человек – опустится на дно колодца дух его и растворится у самой воде. И проси не проси тогда – а не станется сызнов воды живыми…"

Самый первый Колодезник, по поверью, явился в тот час, когда был вырыт первый колодец, и стал стражем. Но стражем не самой воды – а человека и его дел…

На Колодезны поновляют сходни и срубы колодцев,  чинят вороты. В этот день, считали и знали – вода колодезная приобретает особый вкус, "вешний", с которым станет жить весь следующий год. Потому по сёлам "сверяли" на вкус воду, давая первыми испить её знающим старикам
Затем после "старикова приговора" в молчании обходили колодцы посолонь и оставляли за срубом краюшку от того хлеба и "ложицу малую" той каши, которую семья станет есть в обед...
Носили в этот день нехитрые селянские дары – выпечку, кашу, отрез полотна – и состарившимся, отошедшим от дел "колодезным копачам", обладателям особых, немыслимых (мне) знаний – как найти "водоместо", как сделать к воде ход, как дать устроенному колодцу долгий срок службы… старикам, которые когда-то выкопали и общинный колодец, из которого брали, а то и сейчас берут воду…


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Алина

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +182/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 261
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 1278
  • - Вас поблагодарили: 1472

Девушки ходили  в далёкие "таёмные чары" за особой грязью, слывущей целебной, принося и себе для красоты, и малым деткам для здоровья, и старикам "для чуяния скорой землицы сырой"
Прочла и ВОШЛА в эту фразу. У меня сейчас сердце стало учащённо биться, ладошки взмокли и волны по телу.
Угрузла в самую грязь.
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60657
  • - Вас поблагодарили: 107422

 :[ примерно так мы и потеряли Митрия
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Алина

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +182/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 261
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 1278
  • - Вас поблагодарили: 1472

Надеюсь не теряться в подземельях  :)
Записан