Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ  СЛОЖНОСТИ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ -  СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ  kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 127656 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

Старовласт
"Птицеведы".

Сказка, записанная про этот день.

Стар-Власт прощурову тень несёт,  старшого полоза сред змей и полозов земных и подземных ведёт.
Ездит Стар-Власт на санях санных зимой и на санях колесных летом. И не видит никто Старовласта, а только телом чует дрожь саней его. И везет с собой у санях Стар-Власт всех старших родов земных, птичьих, зверниных и человечьих.

А праворуч его сидят старшие звери, а на плечах сидят старшие птицы, а леворуч стоят три наследника Старовласта, три рукомесленника первых и великих –
стар-велик-Кузнец,
стар-велик-Бортник
и стар-велик-Птицевед

Кует стар-велик-Кузнец во славу Власову, кует жив-железо на потребу миру и искры летучие смыкают Властов круг.
Бортит стар-велик-Бортник во честь Властову, берёт жив-мед рода травного на потребу миру и пчелы летучие жулом смыкают Властов круг. 
Ведает мир стар-велик-Птицевед во вещее слово Властово,  хранит жив-росу на потребу миру и птицы летучие звоном своим смыкают Властов круг.
 
Смыкал стар-Власе ежегод великий круг - дивоколо жизни, смыкал   своим див-тяжек-молотом, смыкал на год, а выходило, что смыкал нАвечно – из века в век
И так замыкал дивоколо в старь слепУ, потом смыкал в старь глухУ, потом смыкал в старь дремучу.

А как стал смыкать стар-Власе дивоколо в старь новУ, то встал поперед ним Крест на четыре стороны света, Крест Огненный из иных земель, Крест Огненный, что не переступить и старо-Властовой силе.
Крест Огненный тот не огнем небесным непалим был и не огнем земным палим был, а палим огнем золота, огнём богат-дОрога, огнем каменьев самоцветных палим – таким был Крест тот Огненный Единобога.
Супрокинул Стар-Власта Крест Огненный, выбил из рук старовластовых див-тяжек-молот, не дал замкнути диво-коло в старь нову.

И сошед с плечей старовластовых род старших птиц и стал перед Крестом без стороха и без веры ему и хотел сомкнути старовластово коло
И загинул род старших птиц в огне златом Креста единобогова
И сошед с саней старовластовых род старших зверей и стал перед Крестом без стороха и без веры ему и хотел сомкнути старовластово коло
И загинул род старших зверей в огне златом Креста единобогова

И сошед тогда с саней старовластовых пустеющих  стар-велик-Кузнец и стал перед Крестом огненным со сторохом и с верою ему. И стал ковать с той поры искрами летучими кресты малые и кресты средние Кресту Великому единобогову
И сошед с саней старовластовых пустеющих стар-велик-Бортник и стал перед Крестом Огненным со сторохом и с верою ему. И стал брать с той поры жив-мёд рода травного на меда винные Кресту Великому единобогову

И сошед тогда с саней старовластовых пустых стар-велик-Птицевед и стал перед Крестом Огненным со сторохом да и без стороха, со верою да и без веры ему.
И прорезал его Крест Огненный на четыре края тела человеческого, и пал Птицевед леворуч Старо-Власта. И падая, сказал вещее слово Властово и птицы летучие звоном своим сомкнули Властов круг.

И поднялся Власт и вошел во сани свои, и набрал туда новых из старших рода птичьего и рода звериного, и выбрал себе новых стар-Бортника и стар-Кузнеца. И уложил к ногам своим четыре края тела человеческого стар-велик-Птицеведа. И понеслись сани старовластовы по миру земному и миру подземному.
 
И стали жить с той поры на земле кузнецы и бортники и не стало среди них птицеведов.

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Пчелка

  • ЖЖЖ...жжись!
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1159/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 069
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15011
  • - Вас поблагодарили: 14994

Грустная сказка  :'(
Записан
Изначальное чисто и открыто! Каждый день... Всегда.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

25 февраля – Великоречье, Велик-речник-день

Проснувшиеся воды дают разрешение человеку ловить рыбу. Большой заповед на лов снимается, но начинаются малые заповеды – ловить в местах, где нерестятся щуки и судаки.

Это день, когда, по поверью, вода "сходит в реку, сходит в землю, сходит в небо, сходит в человека. И всё в Мире пьёт воду. Потому и человек с утра купается, днем обливается, вечор умывается.
И пьёт воду без устали и удержи"
В некоторых сёлах в этот день даже не ели, стараясь как можно больше выпить воды в Великоречье

Говорили - "На Великоречье воды не пить - жизнь не жить"
Кланялись воде в сторону реки, приклонясь к земле, кланяясь воздуху и родной матери, чьи воды в своё время дали жизнь - всему, где текла вода

У селений, около которых были старые засохшие русла рек - совершали "помины реки", преломляя общий хлеб и благодаря за то, как некогда ею питался Род нра протяжении десятилетий, а то и веков
Ходили с хлебом и на могилы к умершим матерям, соединяя так в представлениях "матерь-родительницу и матерь-водицу"

В этот же день выносили посевные семена  - напитываться влагой. Пекли с утра хлеб в заново растопленной печи на родниковой воде, ставили четыре каравая по углам насыпанного на полотно зерна – и оставляли там "чествовать зерно водой". К вечеру караваи торжественно «потопят  у водах» - отдадут реке
Приговорят –

Вода-водица, перва сестрица,
СтаршА сестрица, вода-водица,
Пои нам хлебушек,
Пои нам детушек,
Дай хлебу род
А всему - рост


В этот же день чувствовавшие в теле "тягу унутренней воды к воде унешней, воде вешней" - уходили попарно на заимки или просились к бобылям в избы. Свершалось священное право "уполнить лоно да матку вешней вологой, единить женску силу с миром", которое не давало право отказать им…

Вчера, в этот день и завтра – будут ходить старые люди «слушать русалок у воды», а пока отберут девочек – которые станут говорить с речными духами…

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Т-Яна

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1777/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4 778
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 35992
  • - Вас поблагодарили: 21820

Грустная сказка
и мне всплакнулось от сказки этой, Пчёлка...
Записан
Пора уж подводить итоги?
Зачем?Лишь часть пути,
Всего лишь малость...
И впереди длина дорог осталась.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

26 Февраля – Выходы, Сход-день, Сходник

"Водяной да речницы в гору выходят, наверх плывут да по земле един час бродят" - так говорили про этот день
"Водяные выходить начнут, вспоминать себя станут, да память эту в воду и снесут"
Считали, что вся вода мира в этот день "сходится да еднается" - и потому живая, мертвая и испитая (человеком) воды берут силы для очищения
А набрав этих сил – сами "вешню ткут, зыбким тело Землицы-девицы делают"

В этот день не бьют по земле, не колотят, не рубят дров, не стучат сапогами да валенками – а когда играют в общие "горельные игры", то разбуваются.
Тело зыбкое у Земли-девы  сегодня, всякий стуи и свяка боль в него оттадутся, вешнее очищение идёт по нему…

С утра ходят "девки до воды, дарят ленты речницам. Речница всплывёт, разохается от вешнего духа, себя за зиму забывши, а ленту красну девичью увидит и вспомнит себя, девку водяную"
После обеда старшие мужчины по одному или группой, кто как захочет идут на берега водоёмов в " места мужской силы, мужской веды" и в молчании варят там каши..
Что сами съедят, а остальное водяному-брату оставят, соединившись и заново побратавшисьв этот год через общую пищу с водными духами…

Вода – единственная стихия, которая очищает память, но и хранит её. Вода знает всё – так считали и верили. Потому загадывали воде и шептали ей свои желания, брали в свидетели и омывали умершего.
И новорожденного омывали…

На Сход-день человек должен был рассказать Воде-Маре о своём житье и ладе. А через несколько дней, на Марёну (Марий Великий Круг) – она даст ответ…
Человек мог "ходити до водицы" сам. Старший дома или Рода тоже мог рассказать сам воде о нужном
Но всё равно в каждом селении бабушки отбирали одну или двух девочек, "несозрелых телом, но на меже стоящих к девкам", которые "шли особо на Русальни".

На них девочка-"русаля", которая, по приговору старших, могла слушать речных духов, оставшись у воды в одиночестве, рассказывала о том, "как Роды хранят полады". На этот день она сама становилась -
Речницам – земная сестрица
Русаля – дева Марья…



Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

Воспоминания о последних, видимо, Русальнях края, лето 42-го года:
"Я маленькой была, как меня старая бабушка, не родная мне, но все ж родня какая-то, разбудила с утра и повела на Русальни. Шла впереди и всё сетовала, что не меня надо бы брать, а Лию. И что давно она ту Лию присмотрела,даром что Лия еврейского племени. Лию я мельком знала… Она переехала из города в первый же месяц военный, вместе с матерью-еврейкой их после прихода немцев забрали в город. Больше их не видели.
Как ни расспрашивала я бабушку, что и как говорить тем русалкам, она только досадливо махала назад рукой… Усадила меня на берегу подальше, сказала «Говори теперя!» и развернулась.
Я в слёзы: «Да что говорить-то им, бабушка?»
Та помолчала и отвечает: «Смотри, Катеринка, война по земле второй год идёт. Мертвяки в воду падают, сколько до того не было их, кровь течет по земле, а с водой все равно ей еднаться, русская кровь течёт. Фашист идёт по земле, на землю нашу плюёт да мочится, а все то с водой тоже еднается… Проснулись с зимы духи водны, рассказать им всё это надобно… Чтобы поняли да на нас не обижались сильно… не виноваты мы тут…»
Я сидела, говорить не могла, всё плакала, так ту воду и кровь себе представила. Как вернулась уже, бабушка сказала, как приговор: «Некому больше с русалками говорить, некому…» Махнула рукой и пошла во двор. Умерла она вскорости, до февраля и не дожила…
"
(в феврале 43-го все сёла района были освобождены)
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шаня

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +10486/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 29 747
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 92827
  • - Вас поблагодарили: 138003

Вода – единственная стихия, которая очищает память, но и хранит её. Вода знает всё – так считали и верили. Потому загадывали воде и шептали ей свои желания, брали в свидетели и омывали умершего.
И новорожденного омывали…

На Сход-день человек должен был рассказать Воде-Маре о своём житье и ладе. А через несколько дней, на Марёну (Марий Великий Круг) – она даст ответ…
Человек мог "ходити до водицы" сам. Старший дома или Рода тоже мог рассказать сам воде о нужном
Но всё равно в каждом селении бабушки отбирали одну или двух девочек, "несозрелых телом, но на меже стоящих к девкам", которые "шли особо на Русальни".
Отзывается внутри..чем то очень знакомым..ноты  описываешь обряд с очень
глубокими корнями  значением  смыслом.

Могу лишь вспомнить
отношение к речке

к  воде.. всегда  было особенным..и с  первым  дуновением  Весны
девушки женщины шли к речке...чтобы побыть с  ней..

возле реки было женское место..там собирались  девушки,женщины
омывали руки,ноги..радовались.
Просили воду дать силы..омыть..

Вода – единственная стихия, которая очищает память, но и хранит её. Вода знает всё – так считали и верили. Потому загадывали воде и шептали ей свои желания, брали в свидетели и омывали умершего.
И новорожденного омывали…


вспоминаются наговоры..напевы  на воду.. но конечно..все не так..и иначе..но схожее есть много
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

27 февраля - Целовальник, Целуй день

Слово "поцелуй" недаром созвучно с "целый". Они одного корня и означали не сколько единение (в поцелуе))) - сколько вообще единство.
А "целовати" - в старину означало в том числе желать здоровья и цельности. И тут уже и посредством поцелуев)
Восходил древний корень также и к "целительству".. И потому – "поцелуй" - "целый" - "целительный"
))

В этот день "людской род с миром всем целуется, и со всем единуется2. Выходили целоваться с ветрами, с землею-матерью, с белыми нашими горами, с деревьями и "лесными корчеворотами ветхими2. Целовались с семью и дальней роднёю. Предчувствуя скорую смерть свою или родича – звали в гости на Целуй-день или отправлялись "старых целовати, на тот свет сбирати"

По верованиям, у каждого Рода земного, будь то даже камни ил ветра – были свои "слова вещие". И у людских родов – Великих и малых – они были. Человек "полнил вещие слова Рода своего, богатясь ими в уста". А позже, как стали считать – поцеловав крест, человек утратил свое вещее слово и способность узнавать его через поцелуи у других родов земли. И остался лишь старый обычай поцелуев…

Потому "запирали уста младенцам от слова вещего" - до исполнения года принося из в церкви «до креста» (ко времени появления речи)

В старой "протяжке" есть строки –

А стоит крест расцелованный,
А над ним Мир нецелованный,
И стоит Мир да качается,
Выше Мира  Крест поднимается…


Думается – немного не случайно этот старый смысл поцелуев был переложен впоследствии на целование святынь, образов и руки священника.

В этот день к вечеру совершался в некоторых небольших сёлах края старый обычай – каждая взрослеющая девочка могла "сходить до поцелуя" к любому старшему мужчине селения (женатому, неженатому, вдовому, бобылю – всё равно. К выбранному)
Девочка стучала в порог чужой избы (под которым жил "всевед-упорожник – знающий все тайны и секреты и берегущий семейное счастье).
И если мужчина чувствовал в себе силы взять ответственность за совершаемое – то выходил в сумерки…
Потому что первый поцелуй – он всё равно первый…

И как всё первое в жизни девушки – должен быть сделан верно…



Правда – их вот поцеловать хочется? :[
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

28 февраля - Большие дедовы поссоветы, Великосходы
В последний день февраля Мир Новый держит ответ перед миром Старым

Сколько Миру стояти,
Сколько жизни держати,
Сколько Роду вести…
Кому Долю плести…


К старшим всех земных родов приходят меньшие члены рода и случаются "звериные, птичьи и древесны поссоветы"

Как "держатся зверины поссоветы", точно также держать ответ перед стариками готовится все селение. С Летослома любой признанный старший (но не молодой мужчина и не совсем старенький дедушка) мог зайти в любой двор и смотреть за хозяйством, наблюдать за совершением обрядом и "ведати род свой и соседний".
Мог зайти "поладить с суседушками, вызвать на посоветы старшего домовика хаты или деда-банника" - говорить с домовыми и придомными духами любой семьи. Оставаясь в полной тишине, он "слушал неслышнОе" и потом мог дать совет хозяину или хозяйке.
Для этого произносились ритуальные фразы, старший никогда сам не говорил, а дожидался вопроса:
- А лад ли у нас, старшой дедо?
- А лад ли вкруг нас?
- А ладно ли миру с нами?

После каждого вопроса следовал ответ старшего гостя, если же их не было – тот уходил молча без своих советов и выводов, поклонившись лишь "домовым" и не кланяясь семье.

Если были заданы нужные вопросы и выслушаны "посоветы" - кланялись все с уважением друг другу, одному за советы и труд, а принимавшей семье – за желание "сверять себя по старому завету"

После удачных "посоветов" на вечерю хозяйка выставляла одну кашу, вымоченную  без соли, приправ и поджарок – "таку, как дедЫ едали"
Семья готовилась к Яродням – когда один день в году человек будет жить так, как предки, которые "без вогня тело палили, без вогня кашу варили, а вогонь не работным духом слыл, а свободным жил…"



Маленький корчик на посоветах у двух старших. Аж рот раскрыл - так слушает, вдруг в ушах не поместится вся мудрость дедова  :[
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

29 февраля - Починки

Вообще-то сомнительно, что был дополнительный день в феврале раз в четыре года у славян (у них были високосные года - но не раз в 4 года, как в современном григорианском календаре)

В нашем крае следующий день за Великосходами назывался Починками.

Скорее всего позднее, с 4-летней високосностью, Починки либо стали входить в предыдущий день, либо (реже, лишь в некоторых сёлах) свершались в Марену-Заряну

В этот день Мир чинит да латает "всякую прореху", перед близящимися вешними днями
Соответственно и человек далеко от селения не уходил, чтобы "прорехи мира человечьей помехой не ширились", а оставался дома и также занимался починкой всякого в своём хозяйстве.

 :[ В течение дня женщины и селения "смущали да сверяли мущин" - подстерегая их в неожиданном месте, задирали на себе подол понёв... Если мужчина не смущался - значит, ему что-то в себе починить срочно надобно )))
(нижнего белья в то время не носили)


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

1 марта – Марий круг, Марена Вешняя, Морана Весну Указница

Марена – по местням представлениям, старший дух (велик-дух) воды, зимы и холода, а также причастный к закономерной смерти человека (тело которого забирает земля и вода, дух уходит в воздух и "размыкается»" по всему миру. Корочун же ответственен за "случайную" и внезапную, с точки зрения человека, смерть)

"Марена воды разливает, Землю с жизнью венчает"
По поверьям, "Марена Зимняя до срока затворила воды земного лона, а Марена Вешняя отворяет, до  самого края земного питает"

Считали, что в этот день воды схлынивают с края земного и обходят всю землю, и так до вечера должны уйти обратно за край земной, напитав на этом волшебном водном пути каждую "земну-частину".
Так совершается каждый год Марий круг - круг земной воды, которая проникнет весной везде, где человек не нарушил лад

В этот день ходили говорить с Водой и спрашивать её "указа – ладно ли живёт человек в своём теле". В молчании пили воду – талую, родниковую, речную и слушали, "что начнёт изнутри говорить водица"

По поверьям, Марена вечно плывёт по земле, спускается под землю, ей сужден вечный земной полон – и никогда не может Марена подняться в Небо…
Заговаривает Марена потому водицу малую - росяные капельки и снежинки – которые пьют-едят птицы и носят баюкать их в небо. Но самой Марене не полететь за ними в след…

Потому роняет в этот день в воду на самом краю Земли птица Сирин одно своё перо – а Алконост шепчет Марене прямо в водный лик слова вещие, когда срок настанет лететь ей
И каждая птица в мире  -тоже сбрасывает в этот день "едино своё перо, жалеючи Марушку"
Однажды, по поверям, из этих перьев составит Марена себе настоящие крылья... Случится это в конец нашего мира, и улетая, велик-дух  заберёт с собой о нём особую память, как умеет только вода...

Мара-Марена,
земна королевна
Маре-Марене
дары не потребны,
Мара-Марена
Крылья надела,
Маре-Марене
Летети со плена…



Человек не мог подарить Марене крылья – а другие дары велик-духу Воды не надобны.
Но можно было и человеку "потешить Маару" - проливая себя из кувшинов, женщины "еднали свою влагу с водой мира", отправляя её по весенним лужам и вскрывшимся рекам -  к Марене…

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

2, 3 марта – Ярилодни, Яродни, Первые Ярилы
В некоторых сёлах Ярилодни были один-два дня, но иногда велись всю неделю.

"С Ярилой Весна в мир ходила" - говорили так про первые дни марта (весновея, ветровика, ледотая-месяца)
Ярилу в нашем крае считали духом плодородия, чаще называли Яром или Яросветом. Как Земля-дева спит зимой "сном зимним, сном вещим" у нижнего основания мира – так Яросвет спит высоко за небом таким же зимним сном, готовясь к важнейшей роли духа плодородия – "плодить да родИть"

Без Мары-Марены и отмыкания ею вод мира – не проснётся Земля, не станет влажной и потому не полюбить её Яросвету

Это день без особых крупных обрядовых действий, время веселья и радости, "вешних подыхов" (дыханий), игр, плясок и шуток. Утро каждого дня Ярил начинали с вдыхания полной грудью весеннего воздуха, в течение дня игрались плясовые, стараясь жаром и весельем тела помочь Яриле добудиться живой, мокрой, но спящей ещё Земли

"Поили тело водой допьяну, так, чтобы вода будто из тела выходила"

Ставили каши мягкие – старикам, и сладкие – детям. Женщины и девушки выходили в лучших одеждах плясать "пляску женску" на пригляд всему селению и всему миру

У общих колодцев и у покосных лугов устраивались "мужски биткИ - не до крови, а до сугреву", в помощь ярой силе духа плодородия

Пары расходились по заимкам и сеновалам  - по примеру духов Природы тешить Землю пылкими словами  и горячими телесными ласками

В этот день свершается неведомое – брачный союз Земли и Яра, время, с которого  Землю называют "матерь", потому что с Ярилиных дней она зачала новую жизнь.

В эти дни носят "корма заигрышным птице да рыбе" - ворону и щуке с судаком, которые до Ярилиных дней вступают в брачный сезон и дают этим знак самой Земле

"Паче нет в весну обидеть их" - говорили об этих жителях животного мира и строго следили за тем, чтобы никто не учинил им вред, ведь от малого проступка человека может не проснуться Земля…
Говорили –

ВредА малА,
Да беда велика,
За ту беду мир порушится…


Ярили землю под пашнями, рассыпая зерно и приманывая птиц с их "яровешним певчим ладом"
Где птица поёт -
Там жито встаёт,
Как жито встаёт,
Так Род заживёт


Ярили посевное зерно, ярили натканные холсты, ярили вёдра и бочки под родниковую воду
Ярили женщины женское тело в безлюдных, хорошо уже прогретых солнушком местах

Садили самую красивую девушку селения на лучшего коня и проводили под уздцы по всему, что должно было плодородить в этом году – веря, что вместе с ней, красавицей, сидит и сам дух-род-Яросвет…
Ей, красивой и выбранной не просто так - можно было отсрочить время свадьбы или искать самой суженого по другим деревням и сёлам, "куда сердце покличет"

По завершению Ярилодней начинается особый срок года – "Вешние Заигрыши". Начнут бежать "соки земные, древесные и травные" и начнутся свадьбы великих полозов, свивающих все земные роды в бесконечные кольца жизни…

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

4 марта – Овсянка-весновейка, Таусенюшка…
Малый день тишины после веселья Яродней, время подготовки к Масленице

День, посвящённый овсянке-птице
Овсянка –непростая птичка для человека старины. И поёт де она вещую песенку- хотя сама малая птица. А из малых вещее слово только у Синицы ещё и есть…
И землю щекочет, чтобы Земля спросонок улыбнулась на Ярилины дни. И от той улыбки в весне всем тепло и радостно станет…
И на хвосте овсянки духи скачут и играют по-вешнему, духи водные, небесные и земные

Неясно, почему Овсянка так названа.. Говорят - из-за крапинок, будто овсом посыпанная птица… но почему не рожью или ячменем?
А то пишут, будто ворует овсянка овес из конюшень… ну так не она одна так хитрит, наверное… А насыпьте ей другого зерна – она и его опробует  :[
Здесь было верование – что овсянки носили колоски Овсеню, духу полей и урожая, сытости и уверенного будущего. А носили потому – чтобы ни одно зёрнышко не пропало, не сгнило, а кормило Роды Земные…

Потому ещё у нас её звали Таусенька (Овсень-Таусень, со двора на плетень…)

Вот и станут сегодня чествовать пичугу малую, овсяную птицу

Уходили в поля  и прислушивались к Миру Большому – не запоёт ли Таусенька песню вещую… А как запоёт – то прислушивались уже к Миру Малому в себе – и нужно было обязательно ту улыбку Земли-матери в ответ на таусенюшкину песенку "упомнить"…
По ладу песенному этой птички судили о будущем лете и урожае жита

Таусенька поёт,
Жито нАполе растёт,
А как в песне складно,
Так и в РОду ладно…


В этот день носили щедро корма таусеньке (ну и другим птицам, чтобы обиды не было меж птичьего рода)
А под вечер по поверьям, уставшая от песен и угощения Таусенька прилетит к речному заветному месту – тайнушке.. И повторит свою песенку – но уже тихо-тихо
Но вода всё равно – услышит…
И понесёт быстрым ходом в чужие стороны света
И услышит ту песню далёкой Таусенюшки Вожак Журавлиных Вожаков
И по его "таёмному познаку" сорвутся в полёт к родной земле журавлиные клинья…

А всё она это сделала – мал-пичуга Овсянка-Таусенька!


« Последнее редактирование: 04 Марта 2016, 07:00:48 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

5 марта - Вешнегод, Вешнедухи

ВешнедУхи – название дня связано так, конечно же, не с духами, а с "духом" -особым запахом, воздухом, который с этого времени начинает идти от Земли, которая уже "переночевала ночку с Яросветом, а тех ночей ещё много у них станется…"

По поверьям, однажды мир наш стар рушиться и тогда стар-Кузнец взялся его перековывать с помощью кузни старого Волоса. Для этого он взял драгоценную шкуру змея Саламана и с помощью Журавлей, у которых де только одних из птиц есть руки – и обернул той шкурой мир. Уже почти рассыпалась земля и многие "попадали низ" - когда Мир был перекован, а сам Саламан выскользнул из своей золотой шкуры и надел деревянную

С этого дня пылает кузница Небесного Кузнеца, который наковать должен все радуги мира в этот год, и "вешний язык потахам", которые петь да шуметь станут по-весеннему, и колокольца для весенних ветров, и звонкие струи дождя – всё кует без устали работник-кузнец

Потому в этот день берут у деревенских кузнецов яр-уголья (не остывшие угольки из кузни) и относят бережно на край поля, где и раскладывают волшебный костёр – сжигая в нем в молчании и думах  "каждого дерева суху дровину и каждой травы суху стернину". Этим костром греется тело проснувшейся Матери-Земли

Как кузня пылает,
Так колос свивает,
Как искры палкИ,
Так стебли довги,
По дедову праву,
Во старую славу…


Кланяются после этого на четыре стороны – кузнецу, у которого приняли велик-дар, в сторону поля, в сторону кладбища, где покоятся родичи, "уже перемещанные густо с самой землёй" и в пустоту перед собой – невидимым, но живущим рядом духам Места…

Позже, когда в крае появилось много скитов, пустыней и храмов обычай несколько изменился – искры и уголья нужно было украсть (чтобы священники не узнали о соблюдении старого обряда) и всё же "отнесть до полюшка"…

С этого времени "девы зорятся" - "жаровой силой" расцветает  и полнится "волшбой" девичье тело. Потому с этого дня устраивали им бани и мыльни, в первый раз растапливая их всё тем же волшебным яр-угольком...


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14923/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 093
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60656
  • - Вас поблагодарили: 107422

6 марта – Весногрей да Весногрейка

В это время начинает "особо раскрываться Солнце и нести жив-тепло в мир, что породит жизнь всяку, а до этого оно давало жар-тепло, что только грело, да не жИвило»

На лад жива-тепла выносили деток – ставили босыми ногами на Землю-матерь –
"здоровкаться"
На лад жива-тепла выводили "теплить старичков-сморчков да старушек-горькушек" – садили на загодя выкатанные завалинки (чтобы прогреться успели до Весногрея). Так и грели ветхое тело старики…
"Прощевались" - завершая жизненный круг свой достойно и в спокойствии...

И сами люди ходили босоногими, разнося собой тепло по всем дорогам и околицам, доходили до пашен и лугов – везде, где надобно будет вскорости тепло – носили его люди на своих босых ногах…

Верили, что сегодня и последующие дни до устойчивого тепла в мире – бегают по белому свету два весёлых гуся духа)) – Весногрей да Весногрейка
Вот и помогали им люди, у кого насколько силы хватит…   

Весногрей и Весногрейка -
оба  тихие да шутливые, босоногие да растрёпанные. Весногрей ещё как-то срам прикрывает, потому ему мужики к весногрееву дню порты стираные дарят, на высокое дерево навешивая…

А Весногрейка так и бегает голышом, а вдруг встретит кого да остановится – то прикроется тогда длинными волосами на всякий случай…
Не дарят ей одёж селяне – зато пустят по ветру ленточку красивую или бусинок горсточку
Весногрейка – она такая.. Быстрая да "несловимая".. Только Ветер и догонит

Интересно – а перед Ветром Весногрейка прикроется или и стесняться ветра нисколь не станет? :[
Ветер же – девий брат …

А как разнесут всё тепло по земле весенние духи, вздохнут бесшумно – но ведающим людям слышно – и заснут себе в тайнушках до нового срока…
А ведуны тогда скажут с благодарностью Весногреям:
- Тепло встало в Мир!


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...