Стена веранды - это брёвна, обшитые досками. Крыльцо же снаружи обшито короткими вертикальными дощечками.
И вот одна дощечка, прямо над входной дверью, отвалилась, и пара полевых Воробьёв сразу стала таскать в дырку веточки, строить гнездо. Гнездо получалось на уровне чуть выше моего роста, за дощечками, прямо над входной дверью.
Я старался реже шнырять в избу и обратно. В районе крыльца передвигался тихо, как мышь, не делал резких движений. При выходе сначала потихоньку приоткрывал дверь, а затем уже просачивался сам, бочком, не обращая на строителей внимания. Живность очень сильно чувствует именно внимание человека.
Воробьи целыми днями крутились недалеко от крыльца, в радиусе 2-7 метров.
Спустя некоторое время таскание веточек/пёрышек/шерстинок прекратилось, и девочка пропала. Воробей же начал носить в дырку козявок. Понятно, самка сидит на яичках. Ждём появление потомства.
Находясь на веранде, возню семейной пары было слышно великолепно. И вот настал день, когда я услышал голоса новорожденных. Это было нечто совершенно нежное/невесомое/воздушное - «тююю,тююю,тююю». Сердце замирало в немом восторге. Представьте себе размер Воробья, затем представьте себе размер Яичка Воробья, вот такие крошечные были новые жители моего поместья. В мире появились новые птицы! Радуйся, мир!))
Вскоре к нелёгкому труду папы присоединилась и мама, теперь они уже вдвоём таскали козявок.
Я сидел на веранде и слушал. Вот в окне мелькнула тень, затем «шкряб-шкряб» - полез в дырку, и сразу еле слышное «тююю, тююю» сменяется на отчётливое «тю-тю-тю-тю-тю», кушать хочется всё время, расти-то надо быстро.
От птенцов меня отделяло два сантиметра. Прикладывал ухо к доске и слушал.
Думал - ну вот, видел фильмы, где птицы кормят своих птенцов в гнезде. Там же крик и вопли стоят такие, аж жуть! А у моих голоса что-то уж больно нежные…
Но прошла неделя и голоса заметно окрепли. Я стал различать, что птенцов трое, две писклявых девочки и один басовитый мальчик)))
Спустя ещё несколько дней они уже орали так, что звенело в ушах. Когда прилетал кто-то из родителей, вся веранда наполнялась требовательными воплями.
Наконец, птенцы покинули гнездо.
Я насыпал в кормушку пшена, и родители незамедлили показать птенцам, где надо будет кормиться зимой.
Вот здесь вся дружная семейка. Слева папа, рядом мама, и трое почти взрослых птенцов

Иногда птенцы приседали, трепыхали крылышками и пищали, выпрашивая, чтобы родители дали им пищу. Тогда папа подбирал с кормушки зёрнышко пшёнки и сувал в рот недорослю.
Вот здесь хорошо видно

А на этом фото двое птенцов выпрашивают и у папы, и у мамы

На этом фото слева мама, справа папа, в центре дети. Детёнышей можно отличить по тому, как топорщатся серые воротнички на загривках, и пёрышки ещё не совсем приобрели воробьиный вид

Изображать из себя детёныша и просить самца её покормить может и самка, но только в период перед спариванием. Таким образом она проверяет самца на способность/готовность оного прокормить будущую детвору.
А то мало ли какой пентюх попадётся, потрахаться горазд, а семью кормить не алё))
****************************************************
Когда птенцы подросли, мама с папой опять начали крутить любовь-морковь (местные Воробьи за лето выводят потомство дважды, это я знал, видел неоднократно).
Опять таскали веточки – ремонтировали гнездо, опять скреблись за стенкой веранды, но когда появилось потомство, я услышал всего одного птенца. Он пищал, требовал еду, и однажды, выпав из гнезда, погиб…
У нас, конечно, был траур. Но интересно вот что - птенец не был похож на Воробья. Большого размера, чрезвычайно толстожопый, удлинённое тело с крошечными крылышками… Может быть, Кукушонок? (Жаль не сфотал).