Глава 1. Выслеживая страх: из добычи в охотники 21
ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОХОДА
ЧЕРЕЗ ПУГАЮЩИЕ ВАС МЕСТА
Есть такая поговорка: «Сходя от страха с ума в ночи, бегай по кругу,
вопи и кричи».
Наши внутренние реакции на страх довольно разнообразны. Мы от-
талкиваем его, мы его отрицаем, мы застываем, пытаемся бежать, атако-
вать (рефлекс «сражайся-или-беги»). Но есть и другие, альтернативные
способы реагировать на страх. Представьте свой страх как не завися-
щую от вас энергию — как зажатую в угол кошку, яростно на вас шипя-
щую. Вы можете подойти к ней, сесть рядом, прислониться бедром к ее
взъерошенному, напряженному телу — и ваши отношения сразу станут
другими. Внутренняя природа кошки и ее настрой не изменятся — изме-
нится ваша реакция на нее, что бы ее ни пугало и как бы она ни шипела.
И все же я не советовала бы вам брать кошку на руки, пытаться гладить
и прижимать ее к себе, пока она немного не успокоится. Ваш страх — до
смерти напуганная часть вас самих. Приблизьтесь к ней и попытайтесь
ее успокоить — это же часть вас, а не то, что вы должны победить или от
чего можете отгородиться.
Изучение своего страха — настолько непривычное занятие, что уже
само это действие начинает изменять ту часть вас, которая боится.
Измените свою реакцию на страх. Перестаньте пытаться его заглу-
шить. Проследите, откуда он берется, учитесь и растите. Я хочу пред-
ложить вам пять шагов, с помощью которых вы сможете изменить свое
отношение к страху:
1. Назовите свой страх.
2. Повернитесь к нему лицом, охотьтесь на него, выслеживайте его.
3. Перестаньте принимать основанные на страхе решения.
4. Найдите в страхе свое исцеление.
5. Нежно прикоснитесь к своему страху.
НАЗОВИТЕ СВОЙ СТРАХ
Чего именно вы боитесь и откуда ваш страх взялся? Начните над
этим работать, встаньте на путь открытий. У страха всегда есть при-
чины. Всегда! Люди, страдающие приступами паники, могут со мной не
согласиться, но это действительно так; просто они пока еще не знают
причин своего страха. Как только вы обнаруживаете источник вашего
страха, можете обращаться прямо к нему.
У меня была подруга, которая боялась, что сорвется, не сможет себя
контролировать и начнет объедаться. Она периодически ловила себя на
том, что сидит в Интренете и пытается найти, сколько калорий содер-
22 Форрест-йога: танец с драконами
жится в одной-единственной конфете «M&M». Как-то она мне призна-
лась, что боится конфет «M&M»:
— Я чувствую себя глупо и все-таки боюсь, что если съем хотя бы
одну такую конфету, то потеряю контроль над собой и начну обжираться.
— И что же тогда произойдет? — спросила я.
— Я съем целый пакет, — ответила она.
— И что тогда?
— Тогда я нарушу обещание, которое дала самой себе и своей по-
друге, — мы вместе сидим на диете.
Больше всего она боялась, что это повредит ее прекрасным друже-
ским отношениям; она боялась предательства, которое ее подруга будет
очень болезненно переживать. Однако за этим страхом скрывались и
другие самоуничижительные мысли: «Я никогда не похудею. Я идиотка,
которая не может противостоять одной маленькой конфетке M&M».
А еще глубже прятался ее самый главный и самый сильный страх: «Если
я не стройная, не худенькая и не привлекательная — я ничего не стою
и никому не нужна. Я нелюбима и бесполезна. Меня все бросят». Быть
изгнанным из своего племени — разве это не страшно? Иначе говоря,
то, что на первый взгляд выглядело как страх обжорства, на самом деле
оказалось намного более сложным. Как только моя подруга смогла это
понять, она занялась своим чувством ненужности и никчемности.
Наши тела хранят в себе все переживания, которые мы испытывали
в жизни, и нередко рассказывают нам о наших самых глубоко запрятан-
ных страхах. Когда ко мне на занятие по йоге пришел доктор Тимоти
МакКолл, я заметила, что его спина странным образом изогнута; он был
похож на огромную запятую. Откуда это пришло? Я предложила ему
просто дышать и оставаться в чуть согнутом вперед положении. Неожи-
данно он вспомнил, как мальчишкой лез на дерево, сорвался и упал, уда-
рившись головой, шеей и верхней частью спины. Тогда его тело серьезно
пострадало. Его семья всполошилась, родители ужасались: «О Боже, он
мог сломать шею и на всю жизнь остаться парализованным!» Итак,
давайте представим себе этого маленького мальчика: испытывающий
боль, в шоке, беззащитный, а родители делают все возможное, чтобы
ужас, который пережили они, пережил также и он. Иными словами, их
любовь и забота, смешанные с изрядной долей страха, заставили его тело
согнуться и запечатлеть в себе этот физиологический импринт. А он, го-
дами сидя за компьютером сгорбившись и производя на свет свои книги,
еще и усугубил ситуацию. Его тело скрючилось под грузом когда-то ис-
пытанных переживаний и не распрямлялось до тех пор, пока он не при-
шел на мои занятия. Я помогла ему выпрямить верхнюю часть спины, и
с тех пор его тело значительно изменилось.
Хотя и в подростковом возрасте, и будучи уже довольно взрослой я
много времени потратила на то, чтобы проработать свои страхи (а ведь
я могла просто оправдывать их, ссылаясь на жуткие условия моего дет-
ства), я все равно еще долгие годы боялась, чувствуя, что схожу с ума и
Глава 1. Выслеживая страх: из добычи в охотники 23
не владею собой. Я не понимала, почему это со мной происходит. У меня
было такое чувство, что я еще не добралась до темной сущности про-
исходящего. И вот однажды, находясь в позе «Дельфин», когда ягоди-
цы высоко подняты вверх, я почувствовала некий толчок. Это было не
просто воспоминание о руках, сжимавших мои бедра, пока меня грубо
насиловали, — я испытывала настоящую боль. Внезапно в моей памяти
всплыли ужасные подробности — как я просыпалась утром с ощущением
сильнейшей боли в гениталиях и покрытой синяками попе, чувствуя, что
нахожусь под воздействием каких-то одурманивающих веществ, ощущая
головокружение и слабость. Это был не первый раз, когда у меня по-
явилось подозрение, что, когда я была маленькой девочкой, надо мной
надругались и использовали меня для удовлетворения похоти, — имен-
но тогда я приняла решение перестать быть жертвой и превратиться в
хищника.
Я стала судорожно хватать ртом воздух, мое тело неконтролируемо
тряслось и немело, но я думала: «Нет, черт побери! Я буду преследовать
этого насильника и выгоню его из моего тела!» Мысленно я принялась
тщательно исследовать свой таз и кишечник, стараясь найти места, где
могли сохраниться хотя бы мельчайшие частички страха — в суставах бе-
дер, в кровеносных сосудах. Я чувствовала запах страха, его вкус, ощуща-
ла его кислотное жжение. Находя очередное болезненное место в моем
теле, я делала вдох и наполняла эту область своим естеством, волевым
усилием заставляя ее вернуться к жизни. Подробнее я расскажу об этом в
следующих главах. Мне понадобились многие годы терапии, чтобы осво-
бодиться от последствий физического и сексуального насилия, которому
меня подвергли в детстве. Однако хотя я и не хочу преуменьшать значи-
мость этой эмоциональной, физической, психологической и духовной ра-
боты, все-таки именно принятое мною в тот день решение превратиться
из жертвы в хищника наделило меня смелостью, необходимой для того,
чтобы отправиться в это мое путешествие.
Выследив наконец причины своего страха, я поняла, почему всегда
чувствовала себя такой дикой и психованной. Когда вы отслеживаете
страх до его источника, вы с ним примиряетесь. В процессе же охоты и
выслеживания вы непременно заметите, что страх усиливается. Значит,
вы на верном пути — продолжайте идти вперед! Если вы пережили любой
вид насилия или ваша психика была травмирована, пожалуйста, продол-
жайте работу вместе со специалистом, которому вы можете доверять.
ПОВЕРНИТЕСЬ К СТРАХУ ЛИЦОМ,
ОХОТЬТЕСЬ НА НЕГО, ВЫСЛЕЖИВАЙТЕ ЕГО
Если вы еще не знаете, что именно стало причиной вашего страха, при-
шло время начать на него охотиться. Страх — это сигнал. Будьте насторо-
же. Будьте бдительны. Прошло не так уж много времени с тех пор, когда
на нас охотились другие люди или хищники. Это значит, что вы должны
24 Форрест-йога: танец с драконами
действовать. Вы не можете просто сидеть и медитировать в надежде, что
ваша проблема исчезнет, — многие практикующие медитацию стали мо-
ими учениками потому, что от совершенного над человеком насилия, от
злости и ярости нельзя избавиться средствами одной только медитации.
И все же медитация учит нас успокаиваться и находить внутренний баланс.
Успокойтесь, обретите равновесие и — начинайте охоту.
Выслеживайте свои страхи точно так же, как вы выслеживали бы
животное. Вы можете заметить какой-то отпечаток в грязи и узнать в
нем след — небольшие сломанные прутики, приставшая к коре дерева
шерсть, отпечатки зубов на стволе, маленькая кучка экскрементов —
все это знаки. Когда вы подберетесь достаточно близко, вы начнете
чувствовать мускусный запах оленя или услышите смешное постуки-
вание его копыт по земле, которым он надеется вас отогнать. Страх
будет вести себя точно так же — когда вы к нему приблизитесь, он по-
старается вас напугать, чтобы вы больше никогда не осмелились к нему
приблизиться. Что бы ни вынуждало ваше сердце бешено колотиться,
что бы ни заставляло вас покрываться испариной от ужаса, поднима-
ло ваш уровень адреналина или вызывало противный привкус страха
во рту — все это знаки того, что вы уже близко. Каждый раз, когда на
вас обрушивается новая порция ужасов, это хороший и благоприятный
знак — он указывает вам на то, что в первую очередь требует вашего
внимания. Помните: чтобы охотиться на страх, нужно быть отважным!
Продолжайте идти вперед, пока не приблизитесь к тому, что является
источником вашего страха, и вы совершите невероятно ценные, каса-
ющиеся лично вас открытия.
Иногда наш страх основывается на прошлых опытах или на том, что
случилось после или в результате каких-то событий. Не отмахивайтесь
от своих прошлых переживаний, ответственных за ваш нынешний страх.
Порой спусковым крючком нашего страха в настоящем становится не-
что, похожее на то, что вызвало у нас страх когда-то, — например, плохо
закончившееся любовное приключение. В этом случае вы начинаете себя
убеждать: «Я не могу снова полюбить, это меня просто убьет». Такой
страх может быть всего лишь одним из многих.
Когда вы выслеживаете свой внутренний страх, совсем не обязатель-
но кого-то убивать. Некоторые из величайших охотников охотятся с фо-
торужьем — им удается подобраться к животному достаточно близко,
чтобы сделать замечательную фотографию. Вы должны уметь мастер-
ски подкрадываться и часами сидеть в засаде, что требует неимоверного
терпения. Только тогда вы поймете, что оставляло след, по которому вы
идете, и к чему этот след вас приведет.
Но настоящая работа начинается тогда, когда вы добираетесь до ис-
точника ваших страхов. То, что вы увидели оленя, еще не значит, что вы
можете полакомиться им на ужин или повесить на стену его фотографию.
Вы всего лишь готовы сделать следующий шаг и задаете себе вопрос:
«Что дальше?»
Глава 1. Выслеживая страх: из добычи в охотники 25
А дальше начинается процесс распутывания найденного вами клубка.
Спросите себя: «Откуда и когда это пришло в мою жизнь?» Вероятно,
вам придется задать себе много вопросов, чтобы понять, что же на самом
деле произошло и происходит (повторю еще раз: прежде чем приступать
к серьезной работе, найдите соответствующих специалистов, которые
смогут вам помочь). Вы не всегда получаете исчерпывающий ответ —
опля, все было именно так! — но все же обычно узнаете, как прошлый
опыт стал источником вашего страха.
В конце семидесятых годов прошлого века я мчалась по одной из гор-
ных дорог Северной Калифорнии, извивающейся змеей вдоль обрыва.
Я хвасталась своим 914-м «порше» перед парнем, который скоро должен
был стать моим любовником. Я была смела, безрассудна и готова к лю-
бым авантюрам. Внезапно машина оказалась на скользком участке доро-
ги, ее закрутило, и она врезалась в гору всего в нескольких футах от края
обрыва. Пострадали все — и я, и мой друг, и машина. Маленькие травмы,
но большая драма. В одно мгновение мои возвышенные, беззаботные,
бурные чувства сжались во мне и превратились в страх, чувство вины
и стыда — из-за своей глупости я подвергла опасности жизнь другого
человека. Это заставило меня мрачно замкнуться в себе.
Несколько позже, в том же году, я оказалась на пассажирском сиденье
машины, которую вел мой тогдашний бой-френд. Под проливным дождем
мы спускались по скользкой дороге. Я так сильно давила ногой на вооб-
ражаемый тормоз, что все мое тело напрягалось от страха. «Что бы это
могло значить?» — удивилась я. Ах да, конечно, все дело в той моей ава-
рии. Друг. Мокрая, скользкая дорога. Слишком большая скорость. «Сбавь
скорость, — попросила я водителя. — Мне очень страшно». Но когда позд-
нее я стала отслеживать этот страх, мне стало ясно, что дело вовсе не в той
аварии. На самом деле он коренился скорее в моем безотчетном желании
вернуть испытываемые мною тогда высокие, яркие, беззаботные чувства,
которые стали причиной аварии. Мне потребовалось совершить не одну
охотничью вылазку, прежде чем я поняла, что же в действительности со
мной происходит. Мне очень не хватало того наслаждения — того востор-
га и наполненности, которых мне так не хватало теперь. Наградой за мою
настойчивость стало осознание того, что я утратила ощущение полноты и
изобилия жизни. И это ощущение мне удалось себе вернуть.
ПЕРЕСТАНЬТЕ ПРИНИМАТЬ
ОСНОВАННЫЕ НА СТРАХЕ РЕШЕНИЯ
Как только вы определили свой страх, посмотрите, как он ограни-
чивает вашу жизнь. Насколько вредят вам ваши основанные на страхе
действия? Ответив себе на этот вопрос, вы обретете возможность бо-
лее свободно принимать решения и выбирать. Приведу такой пример:
я работала со многими женщинами, не прерывающими унизительных
для них отношений потому, что они боялись остаться без материаль-
26 Форрест-йога: танец с драконами
ной поддержки. Они становились теми, кого я называю Жертвенными
Шлюхами, — они слишком много отдают, живут тем, что слишком мно-
го отдают, и получают за это физическое и нервное истощение. Такие
женщины отказываются от любых возможностей начать более богатые
и плодотворные отношения, так как боятся остаться одни или принять
на себя ответственность за свою жизнь.
Обычно наши страхи включаются триггерами, которые появились у
нас в результате переживания каких-то неприятных ситуаций в прошлом.
Внутри меня есть некая моя часть, которую я называю Пожарником. Это
комплекс пусковых механизмов, возникших в самых разных ситуаци-
ях, сопровождавшихся ужасом и чрезвычайным нервным напряжением.
Когда в настоящем я оказываюсь в не столь уж и ужасной ситуации, на-
пример ссорюсь с другом или подругой или же волнуюсь за чье-либо здо-
ровье, то есть испытываю всего лишь напряжение, но никак не ужас, —
появляется Пожарник и заливает меня страхом, яростью или каким-либо
другим, требующим немедленного выплеска чувством. И если я в таком
состоянии принимаю какие-либо решения, в девяноста девяти случаях
из ста они оказываются просто ужасными.
Идти Путем Отважных означает дать себе клятву перестать при-
нимать основанные на страхе решения. Работать с тем, что я называю
Сердцем Воина, означает стоять на месте, когда вы чувствуете, что некая
сила заставляет вас бежать, а также находить время, чтобы разобраться
в тех сигналах, которые вы сами себе посылаете, и постоянно задавать
себе вопрос: «Какая моя реакция будет иметь наибольший исцеляющий
эффект и приведет к результатам, которыми я могла бы гордиться?»
Когда я действую исходя из страха и забывая, что есть другой, верный
путь, которым в таких ситуациях следует идти, я начинаю набрасывать-
ся на людей. Это расстраивает и обескураживает меня, особенно когда
достается тем, кого я сильно и искренне люблю. С другой стороны, я не
хочу убивать Пожарника или запирать его в несгораемый шкаф — я хочу,
чтобы он стал более уравновешенным и обрел способность правильно
распознавать жизненные обстоятельства, в которых мне доводится ока-
зываться. Я знаю, что это моя предупреждающая сирена. Чтобы находить
правильные решения, вы должны рассматривать ситуацию и судить о ней
исходя из подсказок мудрости, — после того, как вы сверитесь со своей
головой, сердцем, внутренностями, тазом и с вашими чакрами, связан-
ными с эндокринной системой центрами мудрости и знаний.
У некоторых людей страх скрывается под множеством различных
благородных оправданий — эти люди не видят, как он задерживает их
развитие. Однажды ко мне пришла клиентка-банкир. Ее истинной стра-
стью была живопись, но она выбрала профессию работника банка, чтобы
иметь возможность содержать семью и избежать участи бедной и вечно
голодной художницы. Я предложила ей практиковать позу «Верблюд».
Для нее это была чрезвычайно неудобная позиция, которая пробудила в
ней множество страхов: «Я не могу этого делать. Я боюсь». Прошло до-
Глава 1. Выслеживая страх: из добычи в охотники 27
вольно много времени, прежде чем она смогла вслух заявить о желаниях
своего сердца: «Я хочу быть художником». Сначала она перечислила мне
все причины, по которым это невозможно. Я не сдалась: «К концу недели
напиши мне картину — и не вздумай отказываться». В итоге она принесла
мне очень хорошую картину. Это был первый раз, когда она что-то на-
рисовала с тех пор, как бросила заниматься искусством.
Рисуя эту картину, она пришла к болезненному и очень драматичному
осознанию того, что когда-то отвернулась от стремления своего сердца
и своего Духа. Ей пришла в голову идея: «А что, если я раз в неделю буду
спускаться в подвал, где стоит стиральная машина, и рисовать там
в течение, скажем, двадцати минут?» Вдобавок она начала посещать
класс живописи во время отпуска. Ей удалось совершить несколько по-
добных небольших прорывов, но затем старое программирование взяло
верх, и она заболела. Но чем больше она принимала свои страхи, тем
больше исцелялась и тем скорее возвращался к ней ее Дух.