Название «февраль» в старинных святцах встречается с половины XI века. Наши предки называли его
снежен, снежень — по обилию пышных и снежных сугробов, февраль накапливает вторые за зиму снега, намораживает вторые льды;
снегосей — снега сеет и сеет без конца и края; крутень — за бураны, вьюги, поземки да метели; а еще он предтеча весны, ее запевка — сечень.
Сечень зиму «пересекает», другое по-нятие: именно в этот период получают самую хорошую древесину, так как в деревьях меньше всего сока.
Крепкие морозы в феврале обычно бывают только по ночам. А днем, в затишье начинает слегка пригревать солнце, а на солнышке оттаивают «бока» и деревьев. Поэтому говорили: «
Февраль — двуликий месяц: и лютый, и бокогрей», так как в феврале и «День дню рознь: нынче мороз, а завтра тепло».«Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит».
Февраль-враль — «Бокогреюшко-февраль, он теплом обычно враль», «Февральская ростепель ничего не стоит». Еще на Руси называли февраль межень — между зимой и осенью, свечением — дни стали светлее.
В русских летописях его называли свадебным — от зимних свадеб, совершаемых ото дня Богоявления до Масленицы. Февраль — последний месяц зимы, он
«Солнце на лето поворотит и три часа дня прибавит».Морозы в феврале: тимофеевские —
4 февраля, сретенские —
15 февраля, власьевские —
24 февраля.
Говорили: «Пришел февраль, сапоги обувай», «Февраль месяц лютый — спрашивает: «Как обутый?» А о холодном феврале в народе говорили:
«Злится коротышка, что ему дней мало дадено» — самый короткий месяц, морозотрескучий и колючеметельный.
Февраль — это время буйных метелей. Обычно первая декада февраля — самая метельная пора, смутное время сильных буранов, на Руси февраль еще называли вьюговей — «У февраля два друга — метель да вьюга», «Вьюги да метели под февраль налетели», «Коль морозом не возьмет, все дороги заметет», «Метет метелица», и несмотря на то, что холоднее всего бывает в первой половине февраля, уже чувствуется — в природе что-то происходит, она как бы очищается и принимает новый облик: звенит первая капель, а вообще «И метель, и капель», конечно, «Февраль силен метелью, а март капелью», но «Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает».
И все-таки —
«Как, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет». Потому-то и в пурге февральской уже нет-нет да почувствуется дыхание грядущей весны, да и солнышко уже чуть-чуть подобрело, робко наступают первые оттепели: зима с весной встречается —
«В феврале зима с весной встречается впервой».