К словам Владимира Мальцева добавлю, как выглядела пещера Большая Орешная – 50-километровый лабиринт – в 91-м году, когда я первый раз в неё попал. Всюду лежали бумажки со стрелками разных видов. Одни бумажки уже втоптались в глину, другие начали обрастать плесенью. Такое впечатление, что ползёшь по помойке. Бумажек тьма. Иногда попадаются окурки, ржавые батарейки, отработанный карбид. (Кстати, курящие спелеологи окурки кладут себе в карман – это норма.) А потом, через несколько лет, хорошие люди стали Орешку чистить, и мусора становилось всё меньше и меньше.
Кстати, пометка пути бумажками напрочь отучает человека ориентироваться в пещере. Чтобы не заблудиться, нужно думать, и тогда всё будет хорошо. В начале 90-х я частенько уходил жить в Орешку на несколько дней, и никогда не метил путь бумажками. И потому очень быстро научился ориентироваться в гигантском трёхмерном лабиринте.
А рисование на стенах стрелок – это уже настоящее преступление против пещеры.
В наше время народ уже окультурился и перестал засорять подземные обители. Почти перестал – отдельные нехорошие личности под землёй бывают. Но такого безобразия, как в советское время, сейчас уже нет. И это радует.