Утром 8 мая 2011, дружно подивившись плохой дождливо-снежной погоде, всей толпой пошли смотреть найденную двумя Александрами вожделенную дырдочку. Рассыпались цепью с промежутком в 20-30 метров (а вдруг ещё что отыщется) и начали восхождение на ближайший к лагерю косогор.
Мох в лесуНа подступах к намеченной цели Ощепков с Соколовским обнаружили логовище бера и разрытые этим зверем муравейники (после зимней спячки он завтракает муравьями). Знаете такого обитателя нашей планеты? Посмотрите: “бер” – так величается Миша Топтыгин у западных народов, и русское слово “берлога” – “логово бера”. Очевидно, что “официально” у наших предков медведь назывался бером, но его предпочитали именовать по его свойствам: ведмедь, медведь – ведающий мёд. Только его одного из всех обитателей леса, как его бесспорного повелителя.
Логовище бераВзирая на медвежьи следы, пришли к цели. Полюбовались гротом, не имеющим подземного продолжения.
Одним глазом воззрели на дырочку под скальным выступом.
И метров через 50 оказались у желанного входа, который располагался на крутом склоне горы, почти у вершины, на скальном выступе, еле заметном по причине мха и травы. Высота скального проявления – метров 10. Вместо купола скальника – вогнутая тарелка-просадка метра полтора глубиной, метров 15 диаметром. Явно карст. Около просадки растут несколько больших сосен, резко выделяясь из остального леса – густой поросли молодых осин и берёз на месте вырубки.
Тут молодые ребята, потеснив старого мудрого Сашу Подболоцкого, с жадностью голодного аллигатора взялись его раскапывать при помощи лопаты, ломика и молотка каменщика (с одной стороны – молоток, с другой – кайла). Это была первая копка в их жизни.
Наконец, ход расширился до габаритов худого человеческого тела. Троица самых храбрых зашкрябалась внутрь и издала радостные вопли: “Грот! И три хода!” Грот был высотой метр, шириной до двух метров и длиной метров восемь, толстый слой земли устилал его пол. Зато землица была – радость огородника! Чернозём с сухими травинками. Да такой жирный, что хоть на хлеб его намазывай! А три хода вели в разные стороны. Один – наклонный наверх – тупиковался метра через три, почти сообщаясь со склоном горы. Два другие – наклонные вниз калибры – радовали больше. Но они были забиты землёй. В одну из них удалось заползти метра на четыре. В другую – нет. Для дальнейшего продвижения их требовалась раскопать.
Сие подземное царство единогласно назвали Землянкой.
Получив сию радостную информацию, народ разделился. Четверо самых молодых (двое пятнадцатилетних, один двадцатипятилетний и один двадцатидевятилетний) горели азартом первопрохождения и ни о какой дальнейшей поисковке слышать не желали. Поскольку это была первая копка в их жизни, то я вызвался их возглавить. Ибо кое-какой опыт пещерокопательных работ у меня имелся.
Остальные спелеологи отправились на поисковку.
Первые люди в пещере Землянка.
Под ударами лома и молотка каменщика известняк кололся по внутренним трещинам. Вход заметно расширился. Можно было без труда вытаскивать из пещеры мешки с землёй.