К Дубровскому водохранилищу я впервые проложил свою тропинку.
[/b]
Oт своих друзей о Д
убровском (с ударением на «у») водохранилище я знал сoвсем немногое, да и то это были сведения 25-летней давности. С тех пор утекло очень много воды и не меньше прошумело ветров. Совершенно крошечные осколки той водной глади мне доводилось наблюдать иногда сквозь ветви деревьев из окна машины, проезжая по шоссе Минск-Витебск.
А тут я не совсем случайно оказался у друзей на даче, расположенной в 10 км от этого незнакомого для меня водного объекта. И вот 20-го июня 2015 г. у меня выдалась возможность исправить этот пробел, и я решил попасть на это рукотворное озеро. Изучая маршруты пригородных автобусов («тарантайки» лично у меня никакой нет), решил, что, попав на остановку «Поворот на Прилепы», я и окажусь в непосредственной близости от цели моего похода. А Прилепы – это деревенька, расположенная в 1,5 км от плотины Дубровского водохранилища.
Вдохновленный такой «подготовкой», я отправился в путь. Выйдя из автобуса на той замеченной в расписании остановке «Поворот на Прилепы», я обнаруживаю дорожный указатель «Прилепы – 6 км». Вот это да! – до водохранилища, значит, мне топать целых 7,5 км! А я планировал возвратиться на дачу к друзьям сразу после обеда. Что ж, ничего, созвонюсь с ними, объясню ситуацию... Но идти я должен! Отступать некуда!
Мне нравится ходить по новым незнакомым местам. Так иногда делаешь для себя маленькие неожиданные открытия – будь то красивый общий пейзаж или необычайно привлекательный отдельный уголок леса, поля, луга или болота. Иногда Живoе Пространство награждает меня необыкновенными и надолго запоминающимися встречами с Животными, Птицами, невиданными мною доселе Насекомыми или Растениями. Всё это идёт в мой актив положительных эмоций, оздоравливающих мои ум, тело и душу.
Дорога под ногами хоть и асфальтированная, но движение машин в субботний выходной незначительное, и идти мне по обочине полосы встречного движения легко и приятно! Пока «легко»!.. В таких ситуациях я часто иду скандинавской ходьбой с включением элементов индейского шага. Это позволяет мне преодолевать за 10 минут 1 км пути. Но!.. сегодня моя цель не скорость – я никуда пока не спешу! – а созерцание, вслушивание, впитывание и насыщение энергетикой новых мест.
Фотик мой давно расчехлен и водружён на ремне на шее. Справа от меня по пашне змейкой заскользила полевая дорожка.
Мне очень нравятся такие временные, ничем не замощённые грунтовые дорожки. Они всегда несут в себе какую-то душевность, неописуемую привлекательность, тёплую и мягкую энергетику.
Мечтаю о встрече с Косулей или с Белоногим Сохатым. Увы! – хоть места здесь тихие, глухие, но ничего из желаемого ко мне даже на пушечный выстрел, не говоря уж о фотовыстреле, не выходит. А вот «мираж» горной цепи на горизонте – это пожалуйста!
Понимаю: никаких гор у нас и в помине нет. А как хотелось бы, чтобы этот «мираж» из реальных, утренних дождевых туч стал явью горной цепи!.. При появлении таких клочковатых туч на горизонте для себя я вывел примету – в ближайшие 2-4 часа в данной местности произойдёт маленький катаклизм: налетит буря, штормяжка или даже грозный хулиган-ураган. Но они бывают в таких случаях очень скоротечны! Посмотрим, как всё пройдёт на этот раз. А я в пути...
Где-то впереди меня у самой дороги на какой-то былинке поёт Обыкновенная Овсянка. Её я не вижу – сливается со слегка пожухлой от жары травой. Она «обыкновенная» только в научной систематике. А для меня она предельно НЕОБЫКНОВЕННАЯ, одна из любимейших Птиц! Кто видел апрельское токование самцов этих премилых существ, тот, до сих пор не имея никакого представления о них, должен был влюбиться в них раз и навсегда!
Снимки с явным браком, на автомате фотоаппарат фокусировался на ближних веточках. На точные ручные настройки не хватило у меня времени. Но выражение лица Овсянки и её замечательные позы вроде как зафиксированы... Эти снимки были сделаны в апреле 2014 г.
А сегодня, взяв фотик на изготовку, очень медленно подхожу к месту пения этой замечательной Птички. Но она опережает меня, стремительно взлетает и уходит мне за спину. Там с большим удобством устраивается на верху металлической стойки дорожного знака и продолжает петь свою незатейливую, но милую для моего уха и сердца песенку. Снимал её с сорока метров. Снимал в спешке, так как приближающаяся машина могла её вспугнуть.
Ооо! Какой чудный звук доносится ко мне с Задомльских болот! А это не менее 2-3-х километров отсюда и такая слышимость! – трубит Серый Журавль!!! Только мне совершенно непонятно, почему на исходе июня Журавль исполняет свою брачную песню? Потерял свою подругу или это какие-то элементы заигрывания холостяков?
На отшибе у деревни Ляды одиноко, по-хуторному, стоит симпатичный домик. Но самым примечательным у него был забор, живая изгородь:
Возможно, кто-то из вас и определит, к какому роду или виду относятся эти декоративные кустарнички:
А за д. Ляды как-то неожиданно вдруг проехал на своей громыхающей колеснице Перун. Через 3-4 минуты грозно на полнеба поднялась весьма устрашающая туча – вот и сбылась та моя примета! Только что-то уж очень быстро, уже буквально через час. Хотя я разве заметил начало появления тех тучек-предсказателей? Может быть, они поднялись над горизонтом и несколько часов назад?
А низом, под этой чёрной тучей, стремительно неслись более мелкие и светлые, пепельного цвета, тучки-забияки, словно пёсики-дразнилки на поводу у своей хозяйки. Ох, а мне ведь туда... хотя я весь сейчас и залит солнышком! И я иду на грозу – деваться-то некуда. С открытой местности надо убраться под защиту деревенских домов. Если что, то у меня лежит в рюкзаке полиэтиленовая накидка.
Дошёл почти до деревни – у меня по-прежнему сияет солнце. А та грозная туча начала светлеть и... потихоньку таять! Вот уж воистину похоже на «шаманские шуточки»!..
Но сознаюсь всем, что я именно здесь применил своеобразный «шаманский» приём-заклинание. Не улыбайтесь, пожалуйста, – это весьма серьезно!
Взял я это заклинание не совсем у шамана Серкина, а у одного сибирского охотника-старовера, который, возможно, тоже по сути своей являлся своеобразным шаманом, не признавая в себе этого. Так вот, это заклинание он применял прежде всего против клещей. Попробовал и я его. И вот уже два года (тьфу-тьфу!) я не цеплял клещей и не приносил их на себе домой. Слова этой мантры предельно лаконичны и предельно понятны:
«Я – в лес, а клещ – Из лесу!»
с ударением на букве «И». Произносить его можно вслух или про себя не менее семи раз.
А конкретно в данном случае я произнёс: «Я – к грозе, а гроза – от меня!». Кто-то скажет – да это чистейшей воды совпадение, что туча отвернула и истаяла. Что ж, каждый волен думать об этом, как ему вздумается.
Деревенька Ляды стоит в окружении пшеничных полей. Как приятно видеть густой и плотный ковёр колосящейся, цветущей пшеницы! Это будущий Хлеб! Это некий залог того, что ещё будем жить, если положим в закрома такое богатство.
А вот как, собственно, цветёт пшеничка:
Я очень редко снимаю цветы. Но вот пройти мимо васильков не смог. Они довольно густо заселили «островок» вокруг опоры высоковольтной ЛЭП, где не смогла пройти сеялка при осеннем севе озимой пшеницы.
Нравится мне всхолмлённый рельеф Минской возвышенности. Подходя к очередному холму, всегда возникает желание взойти на него и заглянуть за его «край» – а что там дальше, какой пейзаж?
Приближаясь к Прилепам, а значит, и к водохранилищу, я заметил на консолях опор ЛЭП антиприсадные устройства в виде вертикальных штырей, которые про себя называю «гребёнками», или «расчёсками». Какое же это простое и эффективное устройство для сохранения жизни крупных пернатых – Цапель, Орланов и Орлов, Ястребов и Коршунов!
А Цапли здесь так и снуют туда-сюда вдали от берега, словно кем-то или чем-то переполошённые. Немного позже я понял причину их беспокойства – берега все были заполнены понаехавшими сюда людьми и уставленными ими машинами.
Иду без карты и без навигатора, по памяти. Для страховки у местного жителя уточняю маршрут наиболее оптимального пути к дамбе интересующего меня водохранилища. Без излишних вопросов, он любезно мне рассказал, жестикулируя обеими руками, где повернуть направо, а где налево, чтоб достичь мне намеченной цели.
Этот дом на деревенской улочке явно выделялся среди других своей индивидуальностью:
И вот метрах в трёхстах от себя ещё с улицы замечаю кусочек водной глади и откос внушительной дамбы. Спускаюсь к мосту через небольшой безымянный ручеёк, отметка уреза воды которого значительно ниже отметки водной глади самого водохранилища. Это вызвало у меня некий интерес, но я не стал на нём зацикливаться.
После подъёма на холм, к которому примыкала плотина, передо мной возникла-возвысилась стела из трёх колонн и с пояснительным знаком Дубровского водохранилища:
Присмотритесь к верхней кромке левой колонны – птичка видна? Снимал с 70-ти метров, а песню её услышал с ещё большего расстояния. Это снова была Овсянка! Интересно, какого же окраса она? Дотянусь ли я до такой крохи своим зумом? Вроде дотянулся:
На въезде на территорию дамбы и водохранилища в целом стоят... шлагбаум и контрольно-пропускная будка (см. снимок выше). Значит, слухи о том, что рыбалка здесь, а значит, и отдых за плату, подтверждаются?
Оказывается, что этот водоём был взят в аренду на 50 лет одним коммерческим банком. Этот банк впоследствии создал маскировочно-«липовое» ООО, которое и занимается теперь лишь «стрижкой деньгИ» с отдыхающих, а вовсе не каким-либо разведением ценных пород рыбы и охраной окружающей флоры и фауны, как было записано в договоре на аренду. Да это, вероятно, является вовсе не моим «открытием» каким-то, а будничным и повсеместным явлением.
Прохожу за шлагбаум безо всяких вопросов – охрана усердно занята съёмом денег с проезжающих под шлагбаум машин.
А я был сражен раскрывшимся передо мной прекрасным видом на водохранилище:
И тут, откуда ни возьмись, возник охранник, почему-то потрясая рукой висящую на груди лейбу с туповатой надписью «ОХРАНА»:
«Молодой человек! – это он ко мне, человеку с седой бородой. – Здесь всякие фото- и видеосъемки строго запрещены!» - каким-то фальцетом проверещал он. Охранник этот где-то внутри себя, возможно, и осознавал свою неправоту, но пытался себя выставить передо мной этаким грозным повелителем окружающего мира. Я сфотал его, стоя боком к нему, наведя камеру на него не прямо глядя в видоискатель, а в поворотный экран, держа камеру на уровне пояса. Он же, услышав щелчок затвора, с запозданием закрылся от объектива ладонью с растопыренными пальцами и почти заорал: «Прекрати снимать! И немедленно удали все снимки из фотоаппарата!»
А меня обуяло какое-то олимпийское спокойствие и я, с улыбкой на лице, попытался показать ему его же портрет. «Немедленно удали всё!» - продолжал орать он, багровея и хватаясь за камеру. Ну, чтоб чуток успокоить его, я демонстративно удалил снимок с изображением этого рассвирепевшего «блюстителя порядка». Но всё остальное-то оставил! Пусть, к сожалению, и совсем то немногое, что удалось снять...
Охранник выпроваживал меня, чуть ли не толкая меня в спину. А мне было почему-то смешно. Я пытался разговорить его: почему же здесь такая строгость во всём, что я чувствую себя каким-то шпионом, прорвавшимся на сверхсекретный режимный объект?
«Да ходят тут всякие, подобные тебе, лжекорреспонденты, фотографируют самими же разбросанный мусор, а потом выставляют в Интернет и рассылают в санэпидстанции, вызывая этим на нас их удар!..» - вот так мне ответил на вопрос о запрете всяких съёмок здесь этот верзила. Более дебильного и маразматического объяснения придумать уже невозможно!
Мне можно было, уйдя за въездные ворота, обойдя КП леском, выйти на бережок водохранилища в любом другом месте. Но как вообразил себе, что на каждом десятке метров береговой линии будет стоять по машине, а то и по две-три, всякое желание продолжать свой «поход» у меня отпало. И я направил свои стопы назад, на Прилепы, отыскал остановку транспорта и уехал ближайшей маршруткой в направлении дачи друзей, откуда и начал свой скромный сегодняшний «поход».
А в заключение, вопреки правилам нашего Форума, чтоб придать какую-то завершенность своим заметкам, мне хочется выставить здесь не свою фотку, а прекрасный панорамный снимок моего молодого друга, велопутешественника Александра Наумова (с его великодушного разрешения!):
Снимок этот сделан им с противоположного берега, где я ещё не был. И охватывает он немногим более 1,5 км протяженности водного зеркала этого замечательного рукотворного водоёма: