На остатные дни перед остатным месяцем Лета - приходятся Лешезвоны и Лешепроводы..
А вот после Лешепроводов, с первого дня августа устанавливался Заповед - запрет на посещение Леса.
Длился Заповед в разных местностях по-разному, три, пять дней, целую неделю...
Нельзя было "колошить" - волновать, беспокоить - Лес в это время, нельзя было ходить за лесным богатством, за лесным добром - даже столь нужным сушняком или дровами...
Время для хозяек было непростым - в кухарских делах обходились, как могли. Топили старьём, топили тем, на что расщедрился Водяной из сплавного леса, даже топили в складчину - собирались женщины у одной растопленной печи и ставили горшки и макитры впритык, чтобы не пропадал даром жар...
Это было время избавления от лишних вещей, которые-де "житьё ненужным обрастают". Без жалости относили на костры в центре села всё, отслужившее свой срок и починке не подлежащее, или закапывались в одну "Великояму", в которой это всё и перегнивало с течением времени...
Это было время особо пристального внимания к тому, насколько бережен человек к изделием "из дикого миру" - то есть сделанным из дерева, из растений, добытых шкур животных
Пересматривались прошлогодние запасы лекарственных трав (не побила ли моль, труха), перебирались меховые изделия (совсем плохо, если взятая со зверя пушного шкура была повреждена по недосмотру), большухи дома оглядывали деревянную утварь, большаки - хозяйственные изделия и инструменты.
Если обнаруживалось, что кто-то был небрежен в обращении с тем, на что пошла жизнь Дерева, Зверя, Птицы, не проявил должного уважения к ценности изделий - того корили всем селом.
Одинаково порицалось и большой, и малый убыток, ведь восполнять его придётся снова у Природы...
Взрослого человека целый год могли корить такими словами: "Ты и у мамки титьку зубами рвал да досуха жал, раз дикому Лесу убыток нанёс!"
Вот какая аналогия - мать - и Природа...
А девку или парня, дав годовое прозвище "БезУМный" - не женили или не выдавали замуж до следующего года...
Но и ровно через год такая оплошность не забывалась - и всем селом судили да рядили, поменял ли человек своё поведение, может ли снова стать равноправным в сельском кругу...
Всех, оплошавших при проверке на Заповед - ждала лесная работа, насадить ли деревья на пожарищах, носить ли лесному зверью сено и овощи зимой "на прокорм" - это решало село
После окончания срока Заповеда всем селом шли к Лесу и на опушке говорили:
- Прости, Лес-батюшка, коли Заповед неправдой провели! А благодарь нашу прими, не сердчай...
и - кланялись Лесу... снова оставляли его в покое и шли в него только на следующий день...
И всё это, повторюсь - в непростое работное время, полевую страду, когда других хлопот достаточно...
Вот такое время - Заповед -
понять, что лесу тоже нужно отдыхать без человека, жить своей живой жизнью без нашего вмешательства
понять -
как тяжко станет жить человеческому роду без лесного богатства и лесных даров
понять -
что нужно быть бережным с тем, на что ушел ресурс Природы, даже если это просто треснутая раньше срока деревянная ложка...
