во сне нас окружает то же, что и на яву... просто состояния разные... просыпаясь, мы попадаем в одно состояние, а засыпая - в другое, как бы меняем диапазон восприятия. явь - более низкий и более узкий диапазон, позволяющий иметь четкие ощущения, видеть, слышать, различать запахи, осязать... яви свойственны формы... в состоянии сна мы погружаемся в другое состояние или в другой диапазон восприятия. он гораздо менее плотный и гораздо более широкий... или глубокий ? чем выше по вибрациям диапазон, тем он шире... в этом диапазоне мы не видим, не слышим, не осязаем в привычном на яву представлении... но всякий раз, попадая в состояние сна, мы пытаемся натянуть на него привычные для нас на яву формы. пытаемся, но всякий раз понимаем, что любая форма там неоднозначна, условна. по аналогии с явью мы представляем, будто видим там, слышим, осязаем... на самом деле там мы используем совсем другие инструменты восприятия, но представления у нас одни для обоих состояний... потому мы представляем, будто слышим, видим, ходим и даже летаем... во сне большое значение имеет воображение. люди с низким воображением во сне взаимодействуют с людьми, которые знакомы на яву и бывают в местах, знакомых по яви... люди с более развитым воображением во сне моделируют места, в которых им бывать не приходилось. именно работа с воображением проявляется у сновидных путешественников, которые во сне посещают места, в которых им на яву бывать не приходилось. руки, движения глазами и прочие приемы - это настройка на форму восприятия, на форму себя, хотя физическое тело там отсутствует и затащить его в сновидение не представляется возможным. с кем приходится общаться в состоянии сна ? среди них те, кто присутствуют на яву, но в совершенно другом свете, и те, кто на яву не проявлены... там невозможно разговаривать, но общение интерпретируется, как разговор... во сне мы все пытаемся интерпретировать, как на яву, но чуем, что это лишь условность...
когда во сне удается настроится на реального человека, он вполне соответствует своему образу в плане поведения, а когда натягиваешь на нечто форму человека, происходят забавные вещи...
у меня пока нет метода определения, как отличать одно от другого, но чаще это как-то чувствуется.