Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Шаманизм - что это?  (Прочитано 78207 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

chelovek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +436/-20
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6046
  • - Вас поблагодарили: 16250
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #90 : 26 Октябрь 2012, 19:14:35 »

Сегодня днём смотрел интересный док.фильмец из серии "Таинственная Россия. Шаманы.Куда ведут коридоры сознания?"

Одним из комментаторов фильма является доктор истории В.И.Харитонова,специалист по изменённым сознаниям,как её представили...

Предлагаю вниманию публики её работу(научную)по теме:"Шаманизм".
Скопировалось не так,как хотелось.Но прочесть можно...:)
Мне эта женщина показалась серьёзным и знающим человеком.



СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА НОМЕРА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В ИССЛЕДОВАНИЯХ ШАМАНИЗМА
ЭО, 2007 г., № 1

© В.И. Харитонова
ВВЕДЕНИЕ: ШАМАНОВЕДЕНИЕ -
ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЭТНОЛОГИЯ


Шамановедение как самостоятельная область этнологических исследований обла-
дает определенной теоретической базой, которая формировалась на протяжении по-
чти трех последних веков. Однако эта база весьма далека от совершенства, что под-
тверждают значимые разногласия изложенных в публикуемых статьях концепций.

Любопытно также, что авторы, представляющие научные школы различных стран
мира, опираются в своих работах на несовпадающий круг литературы, хотя рассмат-
ривают один и тот же предмет.
Во многом это вызвано сложностью и неоднозначностью самого предмета анализа.
Именно потому вопросы: что такое шаманство/шаманизм, кого можно назвать шама-
ном, кто такие "белые шаманы" и т.д. нельзя считать решенными до сих пор, не гово-
ря уже о том, что проблемы транса и экстаза, измененных и необычных состояний со-
знания, рассматриваемые в парадигмах различных наук, вряд ли могут быть самостоя-
тельно решены этнологами-шамановедами. Исследователи стремятся предложить
новые возможности анализа различных шамановедческих проблем, но синкретизм,
заложенный в самом феномене шамана/шаманизма, требует - со всей очевидностью -
не оригинальных методических конструктов-этнологов, а серьезной интердисципли-
нарной и интегративной работы.
Основой теоретических разногласий, представленных в публикациях, стал, на пер-
вый - поверхностный - взгляд, вопрос о трансе и экстазе, который по-разному видят и
пытаются решать авторы. Однако за этим скрывается важнейшая проблема оценки
феномена шамана, в роли которого оказываются очень разные в психофизиологиче-
ском отношении личности, а также производного от него феномена шаманизма, от
трактовки которого (то как религиозной системы, то как сложнейших по своей при-
роде практик и техник на основе измененных состояний сознания (ИСС)) зависит ме-
тодическая сторона работы с информаторами и методология исследования получен-
ных материалов.
В первой статье, принадлежащей ученому из Франции Р. Амайон1, известной своим
непримиримым отношением к идеям практического освоения шаманских техник и
углубленному интердисциплинарному изучению феномена шаманизма, речь идет об
отказе от изучения транса и экстаза как психофизиологических проявлений деятель-
ности адептов, что вполне обоснованно в ее варианте видения шамана. Согласно ее
установкам, шаманы в основном лицедействуют в своих мистериях, что дает право эт-
нологу изучать шаманизм "в концепции символического восприятия". Нельзя не со-
гласиться с автором: при таком понимании феномена и подобном научном подходе от
Валентина Ивановна Харитонова - доктор исторических наук, кандидат филологических
наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
4 Этнографическое обозрение № 1, 2007
терминов "транс" и "экстаз", неимоверно запутанных и искаженных в этнологии, луч-
ше всего просто отказаться.
Однако, как убедительно показывает автор следующей статьи У. Йохансен (Герма-
ния)2, этнология в сфере шамановедения сделала настолько много в плане изучения
камланий и самих шаманов с учетом их специфических психофизиологических осо-
бенностей, что отказываться от исследования трансово-экстатических состояний нет
необходимости и смысла, тем более что именно они лежат в основе различных ша-
манских техник. Рассматривая две основные техники шаманов ("шаманское путеше-
ствие" и "вселение духа"), автор статьи не только анализирует их, опираясь на важную
работу своей предшественницы A.-JI. Сиикалы (Siikala 1978), описавшей акт шаман-
ского камлания через трансформации психофизиологических состояний шамана, но и,
продемонстрировав различные "историко-географические" истоки техник, предлага-
ет карту-схему их распространения. Последнее, думается, требует серьезной дополни-
тельной работы с привлечением известных материалов и значительных уточнений,
однако не противоречит ситуации в целом: "вселение духа" именно как ритуальная тех-
ника более свойственна южноазиатскому региону, в то время как к "шаманскому путе-
шествию" тяготеют адепты шаманизма в иных местах, например, на севере Сибири.
Это, на первый взгляд, подтверждает следующая публикация - работа психотера-
певта и этнолога из Австрии Д. Айгнер3, выполненная на основе ее многочисленных
непальских экспедиций. Автор, будучи специалистом, приобщенным к целительским
шаманским практикам4, исследует уникальные по своей эзотеричности ситуации.
Впрочем, даже такая степень приобщенности к шаманству и тонкости знания матери-
ала не столько дает ответы на многочисленные вопросы, сколько порождает новые.
Предложенный Д. Айгнер вниманию читателей случай являет собой вариант техни-
ки контролируемой одержимости, основанной на суггестивных и гипнотических навы-
ках шаманки-целительницы. Схожий тип техники встречается в различных местах, в
том числе и тех, которые У. Йохансен отнесла к зоне распространения "шаманского
путешествия" (см., напр.: Ксенофонтов 1992). Иное дело, что обычно она не является
первоосновой именно шаманской работы, точнее, деятельности "черных шаманов".
Ею могут пользоваться "белые шаманы", т.е. жрецы, она же широко представлена в
процессе становления будущих практиков, многие из которых превращаются в стра-
дальцев-мэнэреков, например. Кстати, именно строгое разграничение шаманов и жре-
цов ("черных" и "белых" шаманов)5 позволяет внести некоторую ясность в проблему
использования различных техник адептами шаманизма. Непальские материалы
Д. Айгнер прекрасно демонстрируют, как необычные психофизиологические прояв-
ления шаманов уживаются с социокультурными задачами их деятельности, что пред-
ставляется проблемным для Р. Амайон.
Разумеется, неординарные шаманские сеансы требуют серьезного глубинного изу-
чения, на чем настаивает автор следующей публикации, американский психолог
С. Криппнер6. Здесь предложен перевод не самой новой его работы. Автор уже давно
четко сформулировал главные постулаты, которым необходимо следовать при изуче-
нии явлений, связанных в основе своей как с психофизиологией людей особого склада,
так и с необычными проявлениями психофизики Вселенной, во многом еще непонят-
ными современной науке. Опытный исследователь-экспериментатор, С. Криппнер
пытается помочь этнологам, когда они сталкиваются с непознанным, правильно орга-
низовывать и проводить соответствующие эксперименты ради постижения сути про-
исходящего. Пожалуй, есть смысл принять советы специалиста, не один год работав-
шего с различными феноменами, родственными шаманским, да и с собственно шама-
низмом и шаманами.
Я полагаю, и это отражено в моей статье, что будущее шамановедения за интердис-
циплинарной и интегративной работой представителей различных научных областей:
от физиков до лириков. И именно за интердисциплинарной, но не комплексной; по-
Введение: шамановедение - это не только этнология 5
еледняя, особенно при отсутствии дополнительного базового образования у автора,
взявшегося за такой тип исследования, ведет к нелепым ошибкам и заблуждениям.
Надеюсь, что предлагаемая здесь подборка работ станет одним из шагов если не к
сближению научных позиций авторов, то, по крайней мере, к уточнению этих позиций
и знакомству российских читателей с интереснейшими трудами наших зарубежных
коллег. Публикуемые статьи во многом отражают сложность шамановедческой ситу-
ации, но, очевидно, хотя бы на толику и проясняют ее.

Примечания
1 Ранее Р. Амайон высказывалась по затрагиваемым вопросам в нескольких своих работах.
См., напр.: Натауоп 2004.

2 Публикуемая статья представляет собой расширенный и уточненный вариант работы авто-
ра: Johansen 2003.

3 Д. Айгнер с 1999 г. регулярно участвует в шамановедческих мероприятиях, проводимых
"Центром по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик" при ИЭА РАН.
См. публикации ее работ: Айгнер 2003: Eigner 2004 и др.

4 Д. Айгнер освоила непальские шаманско-целительские техники и получила посвящение с
разрешением работать с клиентами.

5 См.: Харитонова 2006: 13-112, а также одну из последних работ: Болхосоев, Павлов 2006.

6 Публикуемая статья на английском языке была издана: Krippner 1999.

Литература
Айгнер 2003 - Айгнер Д. Терапевтический тренинг и визуальная антропология: два подхода к
пониманию традиций целительства в культурах аборигенных народов // Матер. Междунар.
интердисциплинарного науч.-практического семинара-конференции "Сакральное в традици-
онной культуре: методология исследования, методы фиксации и обработки полевых, лабора-
торных, экспериментальных материалов" М., 2003. С. 92-110. (Этнологические исследования
по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам (далее - ЭИ).

Болхосоев, Павлов 2006 - Болхосоев С.Б., Павлов Е В. К проблеме дефиниции и генезиса чер-
ного шаманства у предбайкальских бурят (по материалам анализа "корней" черных шаманов
западно-бурятского племени булагат) // Этнограф, обозрение. 2006. № 6. С. 106-115.

Ксенофонтов 1992 - Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избр. тр. (публикации 1928-1929 гг.).
Якутск, 1992.

Харитонова 2006 - Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тыся-
челетий. М., 2006.

Eigner 2004 - Eigner D. Ways of communication in the study of the sacral // Матер. Междунар. интер-
дисциплинарного науч.-практического конгресса «Сакральное глазами "профанов" и "посвя-
щенных"». М„ 2004. Ч. 2. С. 40-47 (ЭИ. Т. 10).

Johansen 2003 - Johansen U. Ecstasy and Possession: a Short Contribution to a Lengthy Discussion / Ed.

M. Hoppal, G. Kosa. Rediscovery of Shamanic Heritage. Bp., 2003. P. 135-152.

Hamayon 2004 - Hamayon R.N. Are "trance", "extasy" and similar concepts appropriate in the study of
shamanism? // Shamanism. Critical Concepts in Sociology / Ed. A.A. Znamenski. L., N.Y., 2004.
Vol. 3. P. 243-260.

Krippner 1999 - Krippner S. Psychological research methods and anomalous shamanic experiences and
reports // Материалы международного конгресса "Шаманизм и иные традиционные верования
и практики". Ч. 1. М„ 1999. С. 150-164 (ЭИ. Т. 5).

Siikala 1978 - Siikala A.-L. The Rite Technique of the Siberian Shaman. Vol. 220. Helsinki, 1978.



8 июня 2003

 Шаманские секреты

Нечто необычное всегда вызывает интерес. А когда случается болезнь и врачи лишь разводят руками, не обещая действительных результатов, человек хватается за любую соломинку и ищет помощи у тех, кто обещает нетрадиционное исцеление.

 Колдуны, целители, экстрасенсы — все они подкупают таинственностью и неизведанностью. Шаманов тоже принято причислять к так называемым «знающим людям», а сейчас они особенно «популярны». Но если про целителей-экстрасенсов все более или менее понятно, то о шаманах говорят не так много, а людей, которые могут о них что-то рассказать, еще меньше.
Шаман — это человек, осуществлявший непосредственные виртуальные контакты с божествами, духами. Шаманизм впитал в себя другие воззрения и представления — такие, например, как анимизм, тотемизм.


И все-таки, можно ли серьезно относиться к шаманизму, есть ли у него будущее?

 Об этом наша беседа с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, руководителем «Центра по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик» Валентиной Ивановной ХАРИТОНОВОЙ.

— Единого мнения о времени возникновения шаманизма у ученых нет, но многие исследователи склоняются к тому, что зачатки его появились очень давно, не исключено, еще во времена палеолита. Шаманизм впитал в себя другие воззрения и представления — такие, например, как анимизм, тотемизм.

Измененные люди

В том, что принято называть шаманизмом, есть как минимум две составляющие: религиозная и целительская. Шаманы могли проводить ритуалы обращения к божествам. Но чаще такие действа осуществляли не они, а старейшины рода, старшие в семье; шаманов же как раз могли даже не допускать на святилища (кстати, как и женщин).
 Была, впрочем, особая категория культовых деятелей, которых называли белыми шаманами, — фактически это были жрецы, которые и проводили большие обряды жертвоприношений, сопровождавшиеся камланиями (шаманскими ритуалами) особого типа. Лечением соплеменников также занимались не только собственно шаманы, для этого существовали многочисленные категории лекарей с конкретными специализациями. Но в случае серьезных болезней, особенно непонятных, обращались обычно к шаману, который должен был камлать к божествам верхних или нижних миров, чтобы вернуть исчезнувшую «душу» пострадавшего.

Таким образом, можно сказать, что шаман — это человек, осуществлявший непосредственные виртуальные контакты с божествами, духами.
 Делали это шаманы не по собственной прихоти, а по просьбам сородичей. При этом шаманы были невольниками собственного избранничества — они не имели права отказать просившему, как, впрочем (в большинстве этнических традиций), не могли и требовать за свои услуги какой-то особой платы.

Почему с духами и божествами контактировали преимущественно шаманы? Потому что для такой виртуальной практики человек должен обладать некими способностями, которые у большинства людей настолько слабо развиты, что они их не замечают. Если говорить в современных научных терминах, то можно было бы вспомнить об интуиции, но это не совсем точно. У всех шаманов, как правило, блестяще развито то, что мы привыкли называть интуицией.
Главное же — шаманы (как и колдуны, многие современные экстрасенсы и т. д.) умеют входить в так называемые измененные состояния сознания (ИСС) и работать в них. Войти в измененное состояние сознания — значит, грубо говоря, «переключить» деятельность своего мозга.

Это дает возможность воспринимать действительность совсем по-иному, чем в обычном состоянии сознания. Именно изменение функционирования сознания позволяет шаману виртуально — а для него самого вполне реально и осязаемо — «общаться» с некими, с точки зрения большинства современных людей, фантастическими персонажами. Ведь шаман не просто лекарь, который говорит о болезни, исходя из знаний и опыта; он должен спросить у духов и божеств, как помочь человеку, или забрать у них украденную «душу», «жизненную силу» сородича.
Настоящего шамана нельзя обвинить в том, что он кривляется и дурачит публику в процессе камлания, — шаман знает, что общается с духами, верит в это. Он чувствует, ощущает духа, даже видит; мало того — он не может работать, если к нему не «пришли» духи-помощники.

Специфика ИСС у каждого человека своя (естественно, при неких общих характеристиках), пути вхождения в такие состояния тоже различны. Как уже говорилось, не только шаманы обладали подобными возможностями и использовали их. Но в шаманизме они были облачены в этническую культурную упаковку, и именно потому человека европейской культуры это всегда поражало, изумляло, даже заставляло предполагать, что он видит перед собой сумасшедших, кривляющихся перед дикарями.

 Поражал культурный антураж, который сопровождал шаманские ритуалы: странный костюм, особые танцы, песнопения, заклинания — все это казалось чем-то нелепым.
У шаманов были свои специфические техники работы в ИСС, точно так же, как были они и у российских колдунов, индийских йогов и многих других приверженцев магическо- и религиозно-мистических практик.

Душу взял и быстро отдал

— Как шаман может лечить человека?

— Если речь идет именно о лечебном камлании, то сначала шаман должен был определить, что с человеком: болен ли он, кто «наслал» на него эту болезнь, кто «украл» его «душу» и где она сейчас. Кстати, шаманы делились на хороших и плохих. Черные шаманы (плохие) так и назывались «пожиратели душ» — они могли «воровать души» людей, тем самым убивая их. Но «душу» могли похитить и духи одного из многих виртуальных миров… Между прочим, понятие «душа» в отношении условно, у них не христианская концепция о душе, а воззрения, в чем-то напоминающие современные экстрасенсорные, парапсихологические концепции.

 В шаманских культурах обычно считается, что есть много «составляющих» человека, в частности — «жизненная сила», которая в тюркских языках, например, выражается через понятие «кут» или «хут». Считалось, что если эту силу выкрасть, то человек долго не проживет. Шаману необходимо было выяснить, куда делся «кут», найти его (для чего он или его духи-помощники отправлялись в иные миры) и вернуть хозяину. Эти путешествия являли собой мистерии, на которых присутствовали родственники больного, соседи. Камлания продолжались очень долго. Иногда, если была тяжелая ситуация, до нескольких суток.

Очень интересными и зрелищными были ритуальные путешествия, например, тунгусских шаманов. Они отправлялись к божествам, изображали разговоры с ними, вступали в какие-то схватки, бои, даже бывали ранены. Потом наконец они брали «душу», быстро возвращались с нею и вселяли ее в больного. Хорошо, если душа была недалеко, но если пациент болел тяжело, то с точки зрения шамана это означало, что его «душа» находилась в подземном мире. Чтобы путешествовать в подземный мир, нужно было обладать значительной силой и особым статусом посвящения.

Для шамана это был очень тяжелый труд, требующий колоссального физического и эмоционально-психического напряжения. Шаман камлал в костюме (который, кстати, мог весить более сотни килограммов, поскольку в нем использовалось много металлических деталей) с помощью бубна. Обычно у него были помощники. Камлали в помещении — юрте, чуме (как правило, лечебные камлания на природе не делались), в полумраке, иногда в полной темноте. В центре жилищного пространства горел костер.

Русским путешественникам, попадавшим на камлания в XVIII — XIX веках в Сибири, многое казалось удивительным и даже неестественным, «дьявольским наваждением». Во время камлания слышались какие-то странные звуки, шум, свист, крики птиц, животных, рычание медведя, волка, создавалось впечатление, что кто-то летает над головами, кто-то приходит и касается лапами сидящих…
Считалось, что во время камлания шаман вызывал своих духов-помощников, а они воспринимались им и окружающими в образах животных и птиц; эти «духи» как бы материализовались в небольшом пространстве чума или юрты. То, что делал сам шаман, люди часто не успевали фиксировать в деталях, поскольку он был очень подвижен: активно танцевал, двигался, находясь при этом в измененном состоянии сознания; внешне это выглядело как экстатическое состояние.

— Каким образом шаманы воздействовали на людей, в том числе и на больных, которым пытались помочь?

— Многие шаманы обладали способностями вводить людей в галлюцинаторное состояние, кроме того, имела место психотерапевтическая составляющая такого сеанса, ведь они проделывали просто фантастические вещи: например, протыкали себя кинжалами, бегали по тлеющим углям или глотали их… Но вы же понимаете, что это происходило в темноте, во мраке, и если бы вы попытались попросить шамана сделать то же самое где-то при свете дня, не каждый из них рискнул бы повторить такие вещи. «Фокусам», которые умели делать шаманы, можно научиться.

 Сами шаманы довольно активно учились этому, потому что зрелищная составляющая мистерий давала дополнительные возможности воздействия на сознание и подсознание людей, что было необходимо: больной человек должен поверить в то, что шаман — это маг и волшебник, существо, которое может ему помочь. Кстати, в процессе сеанса пациент тоже начинает входить в своеобразные ИСС. Некоторые шаманы могли использовать гипноз. Иногда это были особые, условно говоря, магические техники. Но все это сводится к различным вариантам работы самого шамана в ИСС и передаче таких состояний, психоэнергетических посылов и эниосуггестивных программ воспринимающей стороне — перципиентам, т. е. в нашем случае пациенту и его окружению. Практика деятельности подобных личностей на протяжении тысячелетий хорошо подтверждает ее реальность и их возможности.

Многие тайны подобного воздействия остаются нераскрытыми до сих пор. В первую очередь потому, что наша наука на протяжении советского периода игнорировала те составляющие традиционных культур, которые считались сверхъестественными и суеверными или религиозными. Магия, мистика, оккультизм — о чем сейчас не говорят только немые — огульно отрицались. Однако за многим, что исследовалось в те времена только втайне парапсихологами или специалистами охранных служб (КГБ и МВД), скрываются интересные и даже непознанные до сих пор феномены.

Что говорит наука

— Есть ли какие-то научные подтверждения того, что шаман действительно проводит определенную работу, воздействует на человека?

— Да, конечно. И это не секрет не только для ученых. Сейчас существует множество изданий для широкого круга читателей, в которых в доступной форме рассказывается об этом. Я могу сказать несколько слов об исследованиях шаманских состояний сознания, которые ведутся под моим руководством в интердисциплинарном варианте, т. е. коллективом ученых различных областей науки. Наиболее зримым и убедительным подтверждением для людей, далеких от шаманских практик, могут быть данные приборов, в частности показания ЭЭГ (электроэнцефалограммы), снимаемой во время рабочих сеансов. ЭЭГ свидетельствует об изменениях в работе мозга в определенные периоды шаманских сеансов.

 Для того чтобы понять, насколько серьезно видоизменяется работа мозга, когда шаман (или любой другой человек) находится в каком-то варианте ИСС, необходимы специальные нейрофизиологические исследования. В наших экспериментах эту работу выполняет известный нейрофизиолог, доктор медицинских наук Н. Е. СВИДЕРСКАЯ. Она получает данные ЭЭГ, которые потом проходят специальную компьютерную обработку. В результате становится понятным, в каком состоянии на тот или иной период эксперимента был мозг человека.

На основе этих данных можно говорить, что даже в облегченных вариантах шаманской практики при выполнении виртуального шаманского путешествия в работе мозга шамана происходят солидные трансформации. У перципиента наблюдаются схожие изменения, что свидетельствует о воздействии на него оператора, в данном случае — шамана.

К сожалению, у нас нет такой техники и финансовых возможностей, которые позволили бы сейчас исследовать более сложные шаманские камлания. Да и настоящих традиционных шаманов уже почти не осталось. Сейчас уже ни для кого не секрет, что шаманов в советский период репрессировали, лишали избирательных прав, приравнивая к кулакам, заставляли отказываться от практики, сдавать костюмы и бубны. В итоге в стране ситуация с шаманизмом к концу ХХ века значимо изменилась. Сейчас мы наблюдаем взрыв интереса ко всем магическо- и религиозно-мистическим практикам, своеобразное «возрождение» шаманизма.

— Как вы думаете, у шаманизма есть будущее?

— У шаманизма — в том варианте, в котором он был представлен даже в конце XIX — начале ХХ столетия, — разумеется, нет. Но при усилившемся интересе к этому феномену со стороны ученых (особенно иностранных), людей, занимающихся коммерцией на подобных явлениях, а также административных, политических, культурных лидеров на местах (разыгрывание «национальной карты») бурно начал расцветать неошаманизм, в нашем случае основанный на традиционных корнях.

 При этом, как и во всем мире, проявился нью-эйджевский феномен. Вы знаете, что в крупных городах сейчас у молодежи есть своеобразная мода на шаманизм в различных его вариантах. Поскольку это явление воспринимается как весьма таинственное и непонятное, с его помощью делается «бизнес»: вспомните, что в Москву не раз наезжали «великие шаманы всей Сибири» или как минимум «главные шаманы Чукотки». Аналогичное происходит сейчас со знахарско-колдовской традицией — возьмите любую рекламную газету.

Но в местах, где шаманизм был элементом традиционной духовной культуры, мировоззрения, он и сейчас востребован как в еще существующем традиционном варианте, так и в закономерно модифицирующемся. И в этом смысле у него есть будущее. Некоторое время будут востребованы шаманские ритуалы, связанные с семейно-бытовой обрядностью. Естественно, при отсутствии должной медицинской помощи востребованными остаются целительские способности шаманов и неошаманов, гадание, ясновидение.

— Некоторые люди считают, что шаманами становились лишь те, у кого не все в порядке с головой. Это так?

— Такое мнение сформировалась больше за счет случайных сведений о шаманской болезни. Психиатры долгое время считали шаманов сумасшедшими, потому что то, как проявляется состояние, условно именуемое шаманской болезнью, по внешней симптоматике напоминает многие нездоровые изменения психики. На самом деле «шаманская болезнь» — это период становления шамана, сопровождаемый различными трансформациями психонейрофизиологии человека, способствующими формированию его суперсенситивных и экстрасенсорных качеств. Фактически человек в это время проходит стадию обучения техникам погружения в ИСС и на ощупь изыскивает возможности работы в них — т. е. становится шаманом.
 Если «избранник духов» (а у будущих шаманов присутствуют именно такие ассоциации) никак не может сбалансировать работу собственного мозга, у него начинаются проблемы с психикой и даже с соматикой.
 Обычно в ситуации шаманской болезни кандидатам в шаманы помогали более опытные соплеменники, великие шаманы, которые имели возможность приобщить начинающего к практике такого рода в рамках своей культурной традиции.
 Сложно пройти этот путь без учителя. Но и такое случалось. Кстати, считалось, что самые сильные шаманы — это шаманы от природы (т. е. с врожденными развитыми способностями) или самостоятельно победившие шаманскую болезнь. Надо сказать, что трудности в шаманском становлении испытывали очень многие кандидаты в шаманы в тот период истории нашей страны, когда не стало великих шаманов — некому было посвящать молодых кандидатов.

Многие из них так и не смогли избавиться от тяжелой психической и психосоматической патологии после периода становления. Но еще хуже было тем, кто попал в руки наших психиатров.

В плане возможных психических аномалий стоит сказать еще вот о чем: очень часто шаманами (колдунами, экстрасенсами, великими религиозными пророками и т. п.) стремятся стать люди с уже имеющейся предрасположенностью к психическим аномалиям или даже личности с соответствующими диагнозами. В таком случае их состояние обычно только усугубляется. Мало того, вполне здоровый человек, стремящийся овладеть некими практиками работы в ИСС, может утратить свою психическую адекватность при неправильном обучении либо в результате негативных сторонних воздействий — то есть на таком пути можно получить те же негативные личностные трансформации, как, например, при посещении некоторых неорелигиозных организаций, использующих определенные экстрасенсорные техники воздействия на свою паству.


— И все-таки шаман лечит или нет?

— Мы не должны так говорить. Лечит — врач. А шаман может оказывать целительское воздействие. Замечу, кстати, что здесь важен еще и нравственный фактор: способности могут быть хорошо развиты как у кристально чистого человека с идеально добрыми намерениями, так и у негодяя, желающего кому-то сделать гадость по любому поводу и без такового.

Если вернуться к нашим экспериментам, то я уже упоминала: ЭЭГ показывает, что мозг оператора и мозг перципиента работают в паре — мозг перципиента оказывается в положении ведомого. После сеанса эмоциональное состояние перципиента, его психофизиологические ощущения, как правило, улучшаются; это отчасти напоминает воздействие иммуностимуляторов.
Кстати, по условиям наших экспериментов, мы уже в ходе работы опрашиваем испытуемых.

 Они делают интересные наблюдения: у кого-то повышается температура в тех или иных частях тела, как при аутотренинге, например, у кого-то начинается головокружение, причем очень сильное, кто-то раскачивается на стуле, сам того не замечая… Кое-кто даже видит некие зрительные образы. Иногда виртуальное путешествие шамана и его пациента оказывается «запараллеленным».
Как пример зримого воздействия шамана на пациента могу рассказать об одном из сеансов, который был проведен во время международного симпозиума «Экология и традиционные религиозно-магические знания» летом 2001 года.

В. С. ТОПОЕВ — современный неошаман, между прочим, кандидат психологических наук (в прошлом — физик), работал с приехавшим к нему швейцарцем, у которого были проблемы онкологического характера, ему предстояла тяжелая операция. Но при этом не было полной уверенности, будут ли после операции положительные изменения. По совету своих знакомых будущий пациент поехал в Хакасию, чтобы там подготовиться к операции.

Первый «очистительный» сеанс прошел при многочисленных зрителях. Присутствующие могли наблюдать, насколько сильным — внешне — было воздействие неошамана на этого человека. Изначально пациент просто сидел «по-турецки» с закрытыми глазами. Через некоторое время стало понятно, что ему не хватает воздуха. У него пересохло во рту, а позже его начало трясти — сильная дрожь, заставлявшая почти подпрыгивать, не исчезала несколько минут. Кстати, дрожание, своеобразный вариант тремора, отмечается в некоторых собственно шаманских состояниях при погружении в ИСС. Должна добавить, что с пациентом сейчас все в порядке. Он перенес операцию в США и чувствует себя хорошо и уверенно.

Конечно, из практики известны ситуации, когда после воздействия шамана наступало выздоровление. Но кто скажет, что вылечил именно шаман? Результативность подобного лечения никто не отслеживал. Человек мог выздороветь, но как доказать, что именно после посещения шамана?

Сложно четко сказать, что они что-то «лечат». На уровне натуропатии, как любые целители, они знают, кому и что можно порекомендовать. Ведь шаманизм — это не только шаманские пляски. Это и весь комплекс лечебно-целительских мер.

В традиционной среде, правда, существовало разделение, специализация: кто-то занимался непосредственно камланиями, кто-то — костоправством, кто-то — траволечением. Но шаман обычно знал очень многие вещи и использовал их в комплексе. Помимо того, что он «возвращал душу», он еще давал целительские рекомендации, мог делать массаж. Или отправлял к кому-то из практиков, кто мог помочь, говорил, что нужно сделать. В комплексе это давало прекрасную результативность. Иначе люди просто не выжили бы — ведь в далекие времена у них не было других лекарей, можно было рассчитывать только на такую помощь.

— Нужно ли идти к шаману лечиться?

— Ответа на этот вопрос я дать не могу. Точно так же, как не могу сказать, нужно ли идти лечиться к врачу. В моей личной практике очень много негативных встреч с безграмотными представителями медицины, например.

Человек должен решать для себя сам, к кому ему обращаться. У каждого есть право выбора. Я думаю, что надо стараться в силу обстоятельств сочетать разные вещи. Одно могу сказать точно: нельзя ходить к шаманам и магам всех категорий, обещающим все блага мира на страницах рекламных изданий.
 Уж если вы решили идти к шаману, то узнайте сначала что-то о нем, о последствиях его деятельности. А заодно и о степени его грамотности. Сейчас, кстати, есть возможность обращаться к дипломированным медикам, которые сочетают в своей практике профессиональную медицину с народным целительством — биоэнерготерапией, эниосуггестологией и так далее. Одно очевидно: во всем этом велика роль личности. Вот личность и надо выбирать.
 
Юлия Гарматина
   
http://www.shamanstvo.ru/news_shaman/2000-2004/news-25.htm
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2012, 19:46:41 от chelovek »
Записан
Каждый,кто живёт не там,где нужно,вреден окружающей среде

chelovek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +436/-20
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6046
  • - Вас поблагодарили: 16250
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #91 : 26 Октябрь 2012, 19:20:58 »

 11.07.2010

Жизнь в двух мирах. Интервью о шаманизме

Интервью с Харитоновой Валентиной Ивановной.
 Текст - Юлия Ларионова.


В. И. Харитонова доктор исторических наук, кандидат филологических наук. Ведущий научный сотрудник Института этнологии и этнографии РАН, Руководитель группы «Медицинская антропология», научно-исследовательской группы «Центр по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик". Член полевой комиссии Фонда шаманских исследований (США, Калифорния).


 В.И. Харитонова, бурятская шаманка Цындымы Цыреновна Рабданова, хакасский шаман, к.псх.н. Валерий Степанович Топоев

Валентина Ивановна, когда появились первые шаманы? Что известно о зарождении шаманизма?

На первую часть вопроса ответить вряд ли возможно —первых шаманов никто не интервьюировал. Формирование же шаманизма ученые обычно относят к временам палеолита (начало каменного века). Есть и другое мнение, что тогда формировались культовые практики, начиналась религиозная жизнь, и не обязательно — шаманизм. Известный нам «классический шаманизм» фиксировался в различных исторических памятниках и описывался первыми путешественниками. Он неоднороден. На окраинах России шаманизм дожил практически до наших дней.

Как же определить шаманизм? И как его изучать?

Это очень широкое явление духовной культуры, связанное и с религиозной жизнью традиционных обществ, и с бытовыми практиками разного рода, в первую очередь лечебными, предсказательскими, гадательными. Поэтому мы («Центр по изучению шаманизма…») не изучаем только шаманизм; мы рассматриваем его в кругу смежных явлений, а это — знахарство, колдовство, магия.

Точнее было бы сказать, что мы изучаем человека в его необычных проявлениях: творческих, экстрасенсорных, суперсенситивных. Во всяком случае, наши научные проекты нескольких последних лет связаны именно с развитием интердисциплинарного подхода в исследовании шаманизма и смежных с ним феноменов, такого подхода, когда ученые различных областей науки работают совместно на основе единой методологии над комплексом социокультурных явлений. У нас это — этнологи/антропологи, этнографы и фольклористы, психологи, нейрофизиологи, физиологи, вплоть до физиков, как это ни странно на первый взгляд.
Мы считаем, что шаман входит в группу людей, обладающих пособностями и навыками погружения и работы в так называемых измененных состояниях сознания (ИСС); именно в этих состояниях и шаман, и любой другой человек обретает
«необычные» возможности. Шаман отличается от своих собратьев по группе тем, что он это делает с использованием так называемых аффективных техник — во время камланий (театрализованных мистерий).

Однако не все ученые именно так рассматривают шаманизм. Для многих он остается просто явлением культуры и религиозной жизни, а шаман — психически больным человеком или шарлатаном, обманщиком доверчивых соплеменников, либо культово-религиозным деятелем.

Значит, шаманизм — это и религия? Культ?

Определений религии более 250. По некоторым из них — любая духовная практика, особенно связанная с идеей потусторонних контактов — это религия. Но — в привычном для обыденного восприятия — религия (одна из так называемых мировых религий) это канонизированный вариант контактов с потусторонним миром, который осуществляют специально обученные тому люди.
 Они не отличаются, как правило, никакими необычными способностями. В шаманизме же все идет от необычных возможностей человека, возникающих при погружении в ИСС — это получение собственного сверхчувственного опыта, экстрасенсорная работа в ИСС, навыки которой шаман обретает с помощью учителя или экспериенциально, путем самообучения.

Шаманизм — слишком широкое понятие, чтобы свести его просто к религии или культу. В контексте Вашего вопроса я бы сказала, что шаманизм более схож с оккультизмом, чем с религией. Однако, как мне представляется, в шаманизме главное не культовое начало — для этого есть собственно жреческие практики, правда, в шаманских культурах очень близко соприкасающиеся с шаманизмом. Эти практики связаны с промысловым культом, например.

Обычно они направлены на обеспечение благополучия всего рода, на его выживание, на получение достаточного пропитания, на продолжение рода. В таких практиках в роли жрецов выступают наиболее опытные и знающие жизнь старики. Кстати, в некоторых культурах присутствие шамана на подобных ритуалах даже запрещено. Шаман, в отличие от жреца (последнего можно сопоставить со священником, например), пользуется ИСС и его ритуалы индивидуализированы, в них сильна доля импровизации. Жрец — даже в случае воспроизведения ритуала, схожего с шаманским — идет по пути воплощения своеобразной канонической роли; его ритуал нацелен на точность воспроизведения, жесткую заданность и повторяемость. Иначе его молитвы не достигнут божеств и не будут приняты ими.
Способности шамана противопоказаны для религиозного акта — боги не любят, чтобы к ним приближались слишком близко. В любой мировой религии действуют люди, обученные ритуалу и канонизированным текстам.
А если они вдруг начинают развивать необычные способности — то их, как правило, тут же отлучают от основной религии и называют сектой; разумеется, это утверждение не относится к буддизму.

шаманский идолШаманизм в первую очередь сконцентрирован на помощи человеку в общении с «тонкоматериальным» миром — миром духов, божеств. Именно шаман, как человек владеющий способностями погружаться в ИСС и работать в них и, что очень важно, правильно выходить из них, может осуществлять прямые контакты с духами. В рамках шаманской культуры это осуществляется публично (на камлания собираются почти все сородичи, соседи) и ярко выражено сценично (мистерии включают танцы, заклинательные песнопения и речитативы, работу с бубном, трещоткой и т.д.).
 При этом шаманы пользуются различными техниками: шаманского путешествия (шаман виртуально отправляется в миры божеств и духов, а реально разыгрывает мистерию), вселения духа (шаман, «выводя» из тела собственную душу, на время «вселяет» в себя вызванный дух шамана-предка, который «работает с клиентом» через помощника-переводчика), контролируемой одержимости (в шамана «вселяются» пришедшие духи и он получает от них нужную информацию или их силой оказывает необходимое воздействие), изгнания духов. Все техники рассчитаны на присутствие публики, что отличает их, например, от знахарско-колдовских практик, требующих уединения.

То есть, в одиночку к шаману не ходят?

В традиционном обществе к шаману обычно не ходят. Его приглашают в тяжелейшей ситуации, когда никто другой не смог помочь. Он оказывается в юрте, яранге, чуме, где находится довольно много людей. Иногда для ритуала строят специальное сооружение или проводят его на священном месте в кругу соплеменников.

Шаманизм — явление родоплеменной культуры. В рамках такой культуры даже путь становления шамана — публичный путь, весь род об этом знает, участвует в этом процессе: например, в изготовлении костюма, первом камлании-посвящении. Разумеется, «за кадром» остается духовная инициация и введение в шаманство учителем, передающим навыки психо-энергетической работы. Это — тайна. Но практически любое камлание — это коллективный творческий акт.

Есть что-то общее у шаманских и языческих обрядов?

Язычество подразумевает веру во множество божеств и духов. С этой точки зрения шаманизм — то же язычество. Если Вы хотите сравнить славянское язычество и сибирский шаманизм, например, то можно сказать, что в древности эти два явления были, судя по отрывкам наших летописей и иных письменных памятников, более схожи, чем в те времена, когда на Руси укоренилось христианство. Мы не знаем, какими именно были языческие ритуалы у славян в древности, специалисты их только пытаются реконструировать. А сравнивать позднюю русскую/восточно-славянскую обрядовую культуру и сибирскую достаточно проблематично. О ритуалах можно сказать, что они совершенно не схожи, но их глубинный смысл и основы воспроизведения будут едиными.

Если мы сопоставляем шаманов и знахарей/колдунов как лиц, отправляющих подобные ритуалы, и сравниваем то, что они предлагают в своей практике, то можем сказать, что в основе их деятельности лежит погружение и работа в ИСС.
 Но в шаманских практиках важен аффективно-экстатический путь, демонстративные публичные действия, а в восточнославянских знахарско-колдовских практиках ритуал сокрыт, аффект в нем — минимален. Опытный колдун, использующий технику инсайта (она подразумевает мгновенное получение информации или воздействие), например, с точки зрения профана (непосвященного) вообще «ничего не делает».

Почему церковь боролась с шаманизмом?

Это самая обыкновенная религиозная борьба. Религия пытается завладеть всеми умами и «душами». С точки зрения любой религии именно ее вера — правильная, а из плена всех других надо освобождать людей.

бубен шамана


Что происходит сейчас с шаманизмом в Туве?

В Туве, где живо шаманистское мировоззрение, с отменой запретов на религии и шаманизм (он в республике официальной объявлен традиционной религией) люди начали открыто обращаться к шаманам, приглашать их для отправления необходимых обрядов. Тува, вместе с тем, стала своеобразной «Меккой возрождения шаманизма».

Там под общим руководством писателя и этнографа М.Б. Кенин-Лопсана создан Научный центр по изучению тувинского шаманизма, проводятся конференции по шаманизму, в том числе международные. В частности, в 2001 году мы вывозили туда участников нашего международного симпозиума по шаманизму. Там сейчас созданы общества шаманов, которые регистрируются как религиозные. Всего зарегистрировано 8 таких организаций. В каждой из них реально практикуют по 10-15 шаманов. Они работают в кабинетах, стучат каждый в свой бубен. Это не похоже на традиционный шаманизм.

У тувинцев великие шаманы не работали вместе, они селились отдаленно друг от друга, у них даже возникали виртуальные «шаманские войны», если кто-то нарушал границы владений другого шамана. Но сейчас иные времена, иные проблемы. Религиозные общества в меньшей степени облагаются налогами, в отличие от целительских организаций.

Кроме того, чтобы открыто заниматься целительством, надо получать специальное образование и лицензии на практическую деятельность. Поэтому проще работать под одной вывеской религиозной организации.

Это получается форма выживания.

Совершенно правильно. Но это не значит, что нынешние неошаманы — не шаманы, что они не обладают шаманскими способностями.

Скажите, а как исследуются эти способности?

В наших интердисциплинарных проектах, например, это делалось с помощью специальной нейрофизиологической программы профессора Н. Е. Свидерской, в основе которой лежит обычная ЭЭГ, которая делается при увеличенном количестве датчиков. Во время летней и осенних сибирских экспедиций 2003 года, когда обследовались (нео)шаманы Алтая, Тувы, Хакасии, Бурятии, было установлено, что мозг таких людей, сенситивов, работает отлично от мозга обычных людей. Психолого-психиатрическое тестирование также
подтвердило их особый статус, но в пределах нормативов здоровых людей. Это дает возможность серьезно возразить тем специалистам, которые до сих пор считают шаманов нездоровыми в психическом отношении личностями.

Что такое шаманская болезнь?

Шаманская болезнь — это состояние кандидата в шаманы, вызванное трансформацией работы мозга. Она возникает в период, когда шаман как бы проходит своеобразную психо-энергетическую инициацию. Это состояние может проявиться неожиданно; оно осмысляется как приход духов, которые начинают мучить будущего шамана. Фактически, шаманская болезнь — это период обучения будущего шамана техникам погружения в ИСС и работы в них. Это ситуация «жизни в двух мирах». Психиатры обычно классифицируют такое состояние как шизофрению, с чем трудно согласиться. Из состояния «шаманской болезни» будущего шамана выводит его наставник, обучая и посвящая кандидата.

В отличие от шизофрении шаман сам может прекратить видеть духов, и выйти обратно?

Верно. Но это — обученный шаман. А вот когда только начинается «шаманская болезнь», то вряд ли это возможно. Особенно если речь идет о детях, у которых способность «видеть» оказывается врожденной. Здесь необходимо вмешательство высококлассного специалиста, который определит: это «шаманская болезнь» или психическое заболевание и в одном случае будет обучать и посвящать, а в другом — лечить. Разумеется, если речь идет о ребенке, то ему просто временно «закроют» возможность «видеть».

Вот, получается, что и в обычном обществе, и у нас в Москве рождаются, возможно, потенциальные шаманы.
Мы говорили о том, что шаманизм — это явление, имеющее место в культурах особого типа. В Москве рождаются люди с предрасположенностью к ИСС-деятельности. Кем они станут, если станут: экстрасенсами, колдунами, шаманами — это уже вопрос их культурного выбора. У нас есть несколько так называемых «городских шаманов», которые посвящены, в частности, в тувинской традиции и даже периодически работают в Туве.


А бубен для шамана важнее, или для публики?



Бубен важен в первую очередь для шамана, его ритм (180-200 ударов в минуту, что соответствует ритму сердечка эмбриона человека) помогает входит в ИСС.
Любой человек, если у него есть предрасположенность к погружениям в ИСС, может проделать это под звуки бубна; если есть предрасположенность к психозу — может ощутить
одержимость.

Что вас лично привлекает в шаманизме, в исследовании особых состояний и возможностей человека?

Научное любопытство.

Может быть, вы все-таки хотели обнаружить в себе особые способности? Экстрасенсорные или суперсенситивные?

Любой человек ими обладает. Сила воли — аналог экстрасенсорных, а интуиция — суперсенситивных способностей.

http://www.popsy.ru/articles/full/stati/zhizn_dvuh_mirah_statya_shamanah/
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2012, 19:31:49 от chelovek »
Записан
Каждый,кто живёт не там,где нужно,вреден окружающей среде

Коло

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +16/-7
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 259
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 320
  • - Вас поблагодарили: 313
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #92 : 25 Ноябрь 2012, 23:56:24 »

Для меня Шаманизм впервую очередь характеризуется фактом жизни и практики шамана вне племени. Умри для мира чтоб родица в духе. Подозреваю что и практики сами собой появляются в человеке(уже и несовсем человеке), они заложены в тех кому надо в Лес)изначально и могут очень варьироваца как отпечатки пальцев.
Записан

Коло

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +16/-7
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 259
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 320
  • - Вас поблагодарили: 313
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #93 : 26 Ноябрь 2012, 00:06:30 »

В этой связи ключевой представляется точная оценка значимости Пути и невкоем случае не пытатся совместить "мир и дух", нетормозить поток который несет практика и все случаи описанные в технике безопасности именно от попыток заигрывания и сидения на двух стульях. Впрочем случаи эти также закономерны как и эволюционые процессы, кто то должен погибать в Пути, так задуманно...
Записан

белый пёса

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +909/-17
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 11 619
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4060
  • - Вас поблагодарили: 17088
  • Здесь вам не Тут !
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #94 : 26 Ноябрь 2012, 00:32:58 »

кто то должен погибать в Пути, так задуманно...
надеюсь, "погибать" лишь в плане Шаманизма ?
Записан
У всего в мире своя песня.

Коло

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +16/-7
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 259
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 320
  • - Вас поблагодарили: 313
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #95 : 26 Ноябрь 2012, 00:50:58 »

Пёса, есстесна) страшных престрашных историй мыж небудем рассказывать на ночь то глядя)))
Записан

chelovek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +436/-20
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6046
  • - Вас поблагодарили: 16250
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #96 : 29 Январь 2013, 13:32:52 »

 Варавина Г. Н. Погребения шаманов у эвенов Якутии (конец XIX–начало XX вв.)

Эвенский шаманизм остается неизученным до сих пор. Специальных исследований по шаманизму эвенов нет. Имеются отдельные фрагменты по этой проблеме в работах этнографов Я. И. Линденау, И. А. Худякова, А. Б. Спеваковского, С. И. Николаева, У. Г. Поповой, А. А. Алексеева, С. А. Алексеевой, М. Х. Белянской. Но в этих работах не освещен вопрос, касающийся нашей проблемы – погребения шаманов, кроме работы Поповой «Пережитки шаманизма у эвенов». В своей работе она пишет, что в прошлом умерших шаманов эвены хоронили с таким же почетом, как глав и вождей рода, а затем – как старост официальных административных родов.




 Среди тауйских эвенов еще живы воспоминания о том, как в прошлом веке умерших «заслуженных» шаманов и старейшин хоронили, согласно древним погребальным обрядам, воздушным способом (урадан): на специальных площадках, устраиваемых на четырех сваях-столбах. [7].

 По этому поводу Р. И. Бравина отмечает, что вплоть до середины XIX в. шаманов хоронили на арангасах (лабазах), «легковерно мысля, будто бы он, не быв на земле, прямо пойдет к своему дьяволу, которому в жертву вешают на дерево с убитой на сем месте жирной скотины кожу с головою и ногами…» [1].

Среди трудов ученых-этнографов XVIII-XIX вв. следует отметить работу И. Г. Георги, в которой отмечается, что «шаманы (тунгусские) и другие хотят истлеть на чистом воздухе, почему и покрывают их только камнями и хворостом, у первых же вешают еще и барабан (бубен)» [2]. Здесь можно отметить, что наземный и воздушный способы погребений в это время были доминирующими, особенно при погребении шаманов.

Также среди материалов, относящихся к XVIII в., можно отметить сведения И. Э. Фишера об особом обращении с умершими шаманами среди юкагиров. «Когда шаман чувствует, что он скоро умрет, то завещает свои кости лучшему другу или друзьям. После смерти последние приходят и делят его тело, каждый берет свою долю; режет и скоблит мясо с костей. Мясо сжигают, а золу собирают в горшок. Горшок вместе с костями укладывают на оленей и везут с собой. На оленя, который вез кости шамана, в дальнейшем нельзя ничего нагружать, кроме этих священных костей. В юртах эти кости зашивали в мешки, а в места, где должны были быть глаза, рот, шея и т.д., пришивали бусины» [11].

Также Я. И. Линденау отмечает интересный факт у юкагиров. Он пишет, что «бубен у них совершенно особый. Он сделан из кожи шаманов, которую они сдирают после их смерти и натягивают на деревянную основу. С костей соскабливают мясо и кости собирают в скелет, одевают в платье как человека и почитают скелет как божество» [5].

В своей работе К. М. Рычков пишет, что тунгусы «шаманов и шаманок хоронят и теперь на лабазах. В гроб кладут шайтанов (идолов) шамана, а шаманское одеяние складывают в кучу, недалеко от лабаза, на западной стороне и закрывают лесом» [8]. По этому поводу А. И. Мазин отмечает, что шаманскую атрибутику на долгое хранение обычно оставляли в специально срубленном и крытом сверху лабазе. После смерти шамана его атрибуты развешивали на сухой лиственнице мукдыкен в глухом, редко посещаемом месте. Автор также утверждает, что по наследству они (шаманские атрибуты) не передавались [6].
К. М. Рычков отмечает, что «лабазы шаманов отличаются от обыкновенных большим количеством зажимающих колоду шестов, на концах которых прикрепляются деревянные изображения птиц. Как общее правило, при похоронах шамана родственники приготовляют из гнилого дерева следующие изображения духов, которые служили ему при жизни: 16 лебедей, 8 волков, 2 медведя, одну собаку и человекообразное изображение, олицетворяющее собой духа предка шамана, причем все упомянутые изображения бросают около лабаза головами на запад. Стойки лабаза обычно оскабливаются и обмазываются кровью убитого оленя [8].

И. С. Гурвич отмечает, что «до недавнего времени в верховьях Омолон, по Бытантаю (Саккырырский район Якутии), еще стояли арангасы – погребения на столбах». Он, по словам своих информаторов-тюгясиров (ламунхинская группа эвенов), пишет, что на лабазах хоронили до того, как эвены были крещены, т. е. до середины XIX в. «Шаманов хоронили и позже не в земле, а в сайбах – наземных срубах в виде небольшого ящика с крышей, внутри сруба помещали гроб. Около поселка Тюгясирского наслега сохранилась разрушенная сайба. При покойнике были копье, лук, стрелы, посох» [3].
Я. И. Линденау, по представлениям ламутов, отмечает, что «когда умирает шаман, то его место занимает сын, если он толковый, или близкий родственник. К тому, который избирается в шаманы как достаточно способный, умерший шаман посылает своих дьяволов, которые являются избранному во сне. Души шаманов не переходят к дьяволам, а находятся отдельно от них. Те шаманы, которые при жизни считались сильными в своих действиях, после смерти якобы делаются слабыми; те же, которые при жизни были незначительными, после смерти делаются сильными» [5].
Интересные факты мы находим также в монографии Р.И. Бравиной, где автор объясняет представления якутов о покойном шамане. Она пишет, по представлениям якутов, что «шаманы не умирают естественной смертью, т.е. их не съедает абасы (злой дух): шаманы умирают в борьбе с другими шаманами.
Смерть шамана сопровождалась несчастием для его сородичей: за умершего шамана духи брали в качестве жертвы кого-нибудь из родственников» [1]. Здесь можно отметить, что именно поэтому страх перед умершими шаманами у якутов и других народов Якутии был чрезвычайно велик. По этому поводу И. А. Худяков пишет, что «всякий шаман – страшный человек; простые якуты не только боятся подходить к нему близко или дотронуться до его бубна, они страшатся даже смотреть» [10].

Шамана хоронили по его предсмертному завещанию, любое отклонение от этого, как указывает Р. И. Бравина, могло вызвать месть со стороны умершего шамана. «…Похороните меня в праздничной одежде, – говорил знаменитый шаман Жохсогон, – не в дупле дерева или в лабазе, а в земле в сидячем положении, на коне…» [1]. Далее Бравина отмечает, что в старину черных шаманов «хоронили ничком, притом в согнутом положении. Делалось это для того, чтобы шаман не мог встать. В руки вкладывали землю, чтобы она также не позволяла встать, была бы для умершего «якорем»… При этом некоторых особенно опасных шаманов хоронили ничком без гроба в могиле, заполненной золой с углями. В рот таких шаманов иногда клали камень, ориентируя их на восток» [1].

Аналогичные сведения мы находим у А. А. Саввина, который исследовал погребальный обряд северных якутов Верхоянского района. Автор отмечает, что известного черного шамана хоронили лицом вниз, а на затылок клали черный камень, чтобы он не возвращался в мир людей, и таким образом предотвращали возможные негативные действия от него [9].

Другой особенностью похорон шаманов был обычай их повторного захоронения. Могущественных шаманов, как отмечает Р. И. Бравина, якуты перехоранивали трижды. «Родственники по мере обветшания и разрушения могилы шамана должны были трижды «поднимать его кости», т.е. трижды повторить похороны. Согласно преданиям, при этом обновлялись арангас и одежда, приносились в жертву кони определенной масти. Обряд проводился при посредстве трех, шести и девяти шаманов. Такой обряд сохранился у якутов до XX в., даже известны единичные случаи повторного захоронения шамана, совершенные в 30-х гг. После третьего поднятия останки шамана хоронили в землю» [1].

Аранас (лабаз) шаманов сооружали парни, которые еще не имели полового сношения с женщинами [4].
У. Г. Попова пишет, что «позднее умерших шаманов хоронили, как и всех крещеных, погребением в земле. Исключения делались для особо заслуженных из них и в случае завещания умершего. Имеются предания о том, что обряд погребения покойного шамана совершался и должен был совершаться людьми чужими, неродными, относившимися по происхождению к экзогамному роду, противоположному тому, к которому принадлежал шаман.

 Места для могил вообще выбирались на возвышенных местах. Для умершего шамана могилу копали глубокую. Существовали правила, определяющие глубину могил для захоронений покойников: для умерших молодых людей и детей глубина могилы должна быть по пояс взрослому человеку, для старых – по плечо, для «высокопоставленных» – выше роста человека. В отличие от других, рядовых похорон гроб с телом умершего шамана, прежде чем быть опущенным в могилу, ставился на небольшой помост, специально устраиваемый рядом с могилой, с правой стороны. Он своими размерами соответствовал гробу. Вслед за гробом, после покрытия его частью покрышки чума шамана, опускался и этот помост, и затем могила засыпалась землей. После заполнения могилы до половины в ногах умершего ставился православный крест (кирэс), после чего могилу закапывали полностью, до образования холмика.

Надмогильные христианские кресты, как правило, эвены делали семиконечными (похожими на старообрядческие), первые две перекладины ставились прямо, параллельно друг другу, а третья – наискось. На верху основной стойки креста вырезали фигурку птички в стилизованном резном изображении – символ отлетевшей души умершего. Нередко такие вырезанные из дерева фигурки птицы прикреплялись на обоих концах первой перекладины креста» [7].
Могила шамана была запретна для посещения, особенно после трех лет со дня смерти.
 Мимо нее в сумерках и ночью ходить было нельзя, так как злые духи мертвых – аринкал – могли напугать, наделать вреда. Проходя днем мимо могилы, надо было принести дар духам, чтобы их отвлечь: кинуть монету, посыпать табачком, побрызгать водой, вином, повесить на крест красивую ленточку, ткань и т.д. [7].
Таким образом, погребения шаманов отличались от рядовых погребений. Похоронам шаманов уделялось больше внимания, так как люди очень боялись шаманов. Главная функция этих обрядов – не допустить «возвращения» умершего шамана в образе злого духа в мир людей. Таким образом, можно сказать, что погребальные обряды эвенов и других народов Якутии были довольно сложные. В них входили представления о душе, посмертном существовании, жизни и смерти и т.д.
 
1. Бравина Р. И. Погребальный обряд якутов. – Якутск, 1996.
2. Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. – Ч.3. – СПб., 1777.
3. Гурвич И. С. Предварительный отчет о работе этногр. экспедиции ИЯЛИ в Верхоянском, Саккырырском, Усть-Янском, Булунском, Жиганском районах. 1954. – Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 258.
4.  Кондаков В. А. Тайны сферы шаманизма. – Ч. 3. – Якутск, 1999.
5.  Линденау Я. И. Описание народов Сибири (1 пол. XVIII в.): Историко-этногр. материалы о народах Сибири и Северо-востока. – Магадан, 1983.
6.  Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX–началоXX вв.). – Новосибирск, 1984.
7. Попова У. Г. Пережитки шаманизма у эвенов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам 2 пол. XIX–нач.XX вв.). – Л., 1981.
8. Рычков К. М. Енисейские тунгусы// Землеведение. Кн. 1-2 / Под ред. Д. Н. Анучина, А. А. Крубера. – М., 1922.
9. Саввин А. А. Погребальные обычаи якутов Севера: Рукопись. 1936–1941. – Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. 12. Д. 19.
10. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л., 1969.
11. Шишигина А. Н. Научное изучение Якутии в XVIII в. – Якутск, 2005.

http://library.ikz.ru/georg-steller/materialy-iv-mezhdunarodnoi-nauchno-prakticheskoi/varavina-g.-n.-pogrebeniya-shamanov-u-evenov
Записан
Каждый,кто живёт не там,где нужно,вреден окружающей среде

Корнак7

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +620/-35
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 12388
  • - Вас поблагодарили: 18166
  • скоро повезет)
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #97 : 29 Январь 2013, 13:53:40 »

Человек, ты нередко пишешь про шаманов. Тебе нравится Серкин. А что есть шаманизм лично для тебя, кроме как любопытная  тема? Как себя ты с ним связываешь? Мне не попадалось, чтобы ты высказывался по этому поводу
Записан

chelovek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +436/-20
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6046
  • - Вас поблагодарили: 16250
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #98 : 29 Январь 2013, 15:41:48 »

Человек, ты нередко пишешь про шаманов.
Я лично не пишу о них.Я выкладываю ссылки на статьи о них.

Тебе нравится Серкин.

Скажем так,я весьма интересуюсь его творчеством.
Его написанными книгами о шамане,а также его научными работами. И очень бы хотел прочесть его работы о теории сознания. Но судя по всему,Серкин взял мощную паузу.
Обещанного продолжение о шамане до сих пор нет.

А что есть шаманизм лично для тебя, кроме как любопытная  тема? Как себя ты с ним связываешь?

Шаманы для меня-это люди достигшие кое-чего в управлении своим сознанием и на этой основе знающие больше,чем обычный человек. А в связи с тем,что  я по натуре любопытно-любознательный индивид,то и проявляю интерес к такому феномену как шаманизм.И естественно, к шаманам...

Мне не попадалось, чтобы ты высказывался по этому поводу

Всё верно...Просто нечего было сказать. Я ведь не шаман...
Единственно что могу сказать,что меня всегда интересовали вопросы фундаментального значения. А вопросы психики,психологии человека-это часть этих вопросов.
Записан
Каждый,кто живёт не там,где нужно,вреден окружающей среде

chelovek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +436/-20
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6046
  • - Вас поблагодарили: 16250
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #99 : 25 Февраль 2013, 23:58:48 »

Смотрел  по РЕН-ТВ очередной док.фильм,в котором много рассказывалось о Гиперборее,следы  которой можно найти на Кольском полуострове. В фильме что-то комментировала одна женщина-саамский нойд...Вот статья о ней и шаманизме.

                          Для чего тебе шаманизм


                   Надежда Фенина, шаман, нойд

Если ты открыл это письмо, значит, ты уже стоишь на границы выбора, на границе решения - изменить свою жизнь и все представления о ней или еще подождать и отсидеться. Любой практикующий шаман сказал - значит духи выбрали тебя и подстроили события так, чтобы у тебя появился шанс погружения в мир шаманизма. Но вернемся немного к тому, что это такое!

Поскольку шаманы не придерживаются застывших догм или религий, единственное, во что они верят, — это во вселен­скую паутину энергосвязи, которая удерживает всю жизнь.
 Со­гласно шаманизму, все элементы, окружающие нас, наделены жизнью и являются источником силы в духовном мире. Камни, растения, животные, тучи и ветер — живут своей жизнью и требуют к себе почтения для поддержания гармонии и здоровья. Шаманы считают, что все формы жизни взаимосвязаны, и без­молвный баланс, поддерживаемый ими, необходим для выжи­вания человечества. Шаманы всегда выбирали только те техники, которые работали и приносили результаты.

Шаманизм — это метод получения знаний и личного могущества, который прошел проверку временем во многих культурах и применяется в различных религиях, психологии и философии.

Шаманы пользуются аналогичными техниками, хотя разъединены огромными континентами и океанами.
Начальные практические причины изучения шаманизма:

1. Получение совета

Как часто мы не знаем как именно стоит поступить, боимся сделать ошибку и не правильный выбор. В шаманизме эта проблема отсутствует, ведь можно получить всегда совет у высших учителей. Получение совета — это древняя и могущественная форма помощи. К внутренней консультации мо­жет прибегнуть любой человек в современном мире. Ряд техник, отточенных веками, помогает перебросить мост через кажущу­юся бездну, разделяющую физический мир и царство вообра­жения и видений.

2. Получение поддержки и помощи

Все в мире взаимосвязано, и человек, идущий путем знания, является сотворцом, элементом, помогающим реализации глобальных задач человечества, и его действия и стремления, поддерживаются. Ему даются ресурсы и помощь духов, обстоятельства начинают складываться наилучшим образом.
Иногда мы ошибаемся и просим то, что нам не нужно, нам помогают в реализации наших желаний, для того, чтобы научить нас и направить на истинный путь. Препятствия бросают вызов и приносят радость, ведь шаман знает как обойти обстоятельства непреодолимой силы или знает заранее об их возникновении и простраивает свой путь по другому.

3. Исцеление

“Шаманы знают об энергии и о том, как она работает как в природе, так и в человеческом теле. Они распознают силу, присущую всей природе и ощущают контакт с ней. Они знают о духовном теле и о том, как с ним общаться для обретения здоровья и избытка жизненных сил. Как итог, люди практикующие шаманские техники умеют исцелять себя и других людей.” - Джоз Стивенс “Секреты шаманизма”

4. Дополнительные ресурсы и энерго-подпитка

Как часто вы испытываете слабость и истощение? В шаманизме есть множество техник восполнения энергий, и для этого не надо прыгать с бубном, большинство из них можно использовать даже в офисе. Главное понять принцип взаимосвязи всего живого и уметь общаться с природными энергиями, тогда и само восстановление станет доступно, а управление погодой, или вернее сказать - создание договоренностей с теми или иными стихиями, пустяковым вопросом.

5. Возможность Видеть и читать знаки вселенной

“Шаманы действительно близки к природе. Это позволяет им общаться с животными, деревьями и вселенной.
Через некоторое время занятий шаманизмом, я обнаружил удивительные вещи. Вороны показывают мне дорогу, когда я блуждаю по лесу.
 Лисы и другие животные приходят посмотреть на меня и почему-то не убегают. А машины, плакаты, действия людей воспринимаются как знаки, дающие ответы на большинство вопросов, которые появляются у меня в голове.
Каким-то не понятным образом вселенная становится более понятной и дружелюбной. Мир воспринимается совершенно иначе, более целостно и осознанно. Происходит некий рывок восприятия, становятся понятны ранее загадочные события и знаки вселенной” - ВАсилий Городецкий

6. Предвидение будущих событий

В моих кругах ходит шутка, не лишенная смысла “Когда шаманы напиваются, они звонят своим будущим”)) Хоть шаманы и в большинстве своем не пьют, но шутка уместна, так как большинство ключевых событий известны заранее, всегда есть вариативность и шаман знает что от чего зависит и как получить желаемых результат. Большинство ситуаций даются нам как уроки, и пока урок не пройден, ситуации будут повторятся. Шаман знает об этой цикличности и как пройти урок, чтобы перейти на новый уровень.

Это лишь не многое, с чем сталкивается шаманизм.

Уже вышел БЕСПЛАТНЫЙ видео-урок “Изменение своей жизни с помощью шаманизма”
Чтобы получить его зайти и зарегистрироваться по ссылке http://kenaz.ru/freetren/16-shamanism-free/38-shaman-free0

http://www.kenaz.ru/articles/shamarticle/43-shamart01
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2013, 00:10:38 от chelovek »
Записан
Каждый,кто живёт не там,где нужно,вреден окружающей среде

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11399/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 892
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67397
  • - Вас поблагодарили: 152459
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #100 : 21 Март 2013, 23:44:44 »

 Интересный фильм о Да и вообще о земле немножко.
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Тре

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +6/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 216
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 79
  • - Вас поблагодарили: 132
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #101 : 22 Март 2013, 01:05:10 »

А чем ламы отличаются от шаманов ?
Имеются в виде более прибайкальские , т. к. друзей там среди лам много
 и моё мнение может быть несколько предвзято ?
Записан

chelovek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +436/-20
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6046
  • - Вас поблагодарили: 16250
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #102 : 03 Апрель 2013, 01:20:10 »


                               Интервью с тувинской шаманкой


    Мир во много раз более удивительный, чем мы его представляем. С одной
    стороны мир материален – есть материя и мера, которой можно её
    измерить, с другой стороны есть непроявленный мир, его невозможно
    измерить приборами, но мы его чувствуем, контактируем с ним, и чем более
    человек развивает эту способность, тем больше у него  возможность
    получать помощь и подсказки из него.

    К таким людям относятся шаманы. Способность общаться с непроявленным
    миром выделяла их на фоне других людей сообщества. Шаманы на всех
    континентах, не контактируя дуг с другом, пришли к одним и тем же
    методам взаимодействия с природой не только проявленного, но и
    непроявленного мира.
   
    В XIX–ХХ веках технократического периода развития человечества
    догматический подход со стороны религиозных служителей привели к
    подавлению этой части культурного наследия человечества, но, к счастью,
    не уничтожили. Вдали от мегаполисов эти знания скрыто передавались из
    поколения, в поколение и дошли до нас.

    В январе 2012 года мы встретились с тувинской шаманкой Татьяной Шаннаевной Ондар и задали ей несколько вопросов.

   – Когда впервые вы обнаружили у себя необычные способности?

    – Однажды зимой, когда я училась в 5-м классе, так же, как и все дети
    в нашем классе, бегала в школе. Мы бегали друг за другом по партам, и
    тут неожиданно я увидела дух школы. Он был очень большим и высоким, и
    кроме меня его никто не видел. Он ничего не говорил и только погрозил
    мне строго пальцем, после этого я потеряла сознание и упала с парты на
    пол.

    В моем роду по линии отца шаманами были в основном мужчины, только две
    женщины были шаманками. По линии матери шаманкой была моя прабабушка.

    До 1996 года мы выполняли шаманские ритуалы в тайне. Сейчас в Тувинском
    районе я знаю три шаманских сообщества. Членом одного из них я являюсь в
    настоящее время.

    – Что может дать человеку шаманская практика?

    – У меня был интересный случай. Ко мне обратился один фермер. У него
    постоянно погибал молодой скот, ветеринары ничего не могли сделать.
    Стоило ему купить молодого теленка, как он через некоторое время
    заболевал и погибал от болезни или какого-то несчастного случая. Я
    провела обряд на растущую луну для увеличения стада и на здоровье скота.
    Сейчас у этого фермера стадо около 300 голов. Его бизнес процветает.

    – Что нас ожидает в ближайшее время?

    – Конца света, как его предписывали некоторые источники, не будет.
    Конечно, будут происходить природные и техногенные катаклизмы. Их
    количество увеличится, увеличится их амплитуда, и нам всем необходимо
    молиться, чтобы духи уменьшили силу разрушений, которые эти катаклизмы
    могут принести. Советую находиться дальше от воды (морей, океанов), от
    них исходит наибольшая опасность.

    Какие советы вы можете дать читателям, которые они сами могли бы выполнять?

                                       Советы шаманки

    Для тех, кто желает увеличить поток денег в своей жизни, нужно на
    растущую луну сшить небольшой мешочек, желательно из ткани зеленого
    цвета. Его надо наполнить монетами, кристаллами (горный хрусталь,
    турмалин, агат, наиболее подходит для привлечения денег аметист, причём
    вершина кристалла должна быть ориентирована в верх мешка, где будет
    перевязываться лентой), крупами (например: рисом, гречей, то есть, что
    олицетворяет богатство) и перевязать его розовой лентой.

    Каждый месяц, на растущую луну (с 3-го дня растущей луны) проводить
    следующий обряд, став лицом в направлении луны, проговорить вслух три
    раза: «Как луна растет, так денежки растут.

    Поток денег изливается на меня из преизбыточного денежного источника,
    я открыта и с благодарностью принимаю энергию изобилия и даю ей
    возможность быстро проявляться в моей жизни. Я богатею каждый день.

    У меня достаточно способностей, ума и таланта, чтобы достичь успеха.

    Я постоянно обучаюсь, совершенствуюсь, жизнь – мой самый лучший учитель, каждый день меня ожидает успех.

    Нужные люди и обстоятельства появляются в моей жизни именно тогда, когда это необходимо.

    Деньги приходят ко мне именно тогда, именно в том количестве, которое мне необходимо».

    Обряд проводится один раз в месяц на растущую луну.

    4 шага настойчивости для достижения успеха:

    1 шаг – ясная цель, обоснованное огромное желание воплотить ее в жизнь.

    2 шаг – конкретный, определенный план действий.

    3 шаг – склад ума не подвластен негативному воздействию со стороны других людей (родственников, друзей).

    4 шаг – дружба с несколькими людьми, которые будут поощрять к достижению заветной цели.

    Заговор

    «Дорогая (для мужчин – дорогой) свое имя, с этого дня я каждый день
    становлюсь тебе лучшим другом (если говорит мужчина, тогда нужно
    говорить подругой) и обязуюсь сделать все для того, чтобы тебе было
    хорошо, всегда. Я люблю тебя (свое имя).

    Я принимаю себя полностью, с каждым днем я нахожу в себе положительные качества и становлюсь примером для других.

    Я выражаю восхищение творческим силам Вселенной и с гордостью принимаю
    свое высокое положение возлюбленной дочери (сына), наследника
    Божественного Творца.

    Свет моего сердца, сияющий и излучающий любовь, увеличивает силу
    Божественной любви и превращает окружающий мир в поток бесконечного
    света».

    Интервью взяли  Сергей Коржавин,  Марина Чистякова

    газета «Тайна Жизни»
    Материал подготовлен: http://planeta.moy.s
Записан
Каждый,кто живёт не там,где нужно,вреден окружающей среде

Аннушка

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +472/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 792
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 19740
  • - Вас поблагодарили: 8557
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #103 : 22 Май 2013, 08:23:59 »

Виталий Сундаков
"Путешествие в мир абсолютной магии"

http://sundakov.ru/puteshestvie-v-mir-absolyutnoy-magii
Записан
"Per piZdets ad Victoriam"

chelovek

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +436/-20
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 6046
  • - Вас поблагодарили: 16250
Re: Шаманизм - что это?
« Ответ #104 : 22 Май 2013, 10:54:58 »

Аннушка,меня последнее время(лет 10..) занимает одни вопрос..
Вот откуда вдруг взялись все эти астрологи,маги,магини,ведьмы,исследователи аномальных явлений и древних текстов? Из каких катакомб,котельных  и подвалов вылезли ?

Вот вчера смотрел очередную  передачу на РТР " Дело Х.Следствие продолжается"...
Чего-то там рассматривали таинственное.И как всегда были приглашены от науки и от потустороннего.
На фоне науки,потусторонние смотрелись просто классно..Особенно некая магиня Даша Миронова-эффектная блондинка(возможно,что крашеная),с подчёркивающей внешние формы,одежде...
И вот она,закрыв глаза и широко открыв рот,вещает на полном серьёзе,что есть силы,которые она чувствует и которые влияют на ситуацию...И так почти в каждой передаче...
Я понимаю,что эта передача для неё просто клад.Ибо можно таким образом себя показать на всю страну...

А вот делу это наносит большой урон...Ибо такие магини только дискредитируют такое явление ,как магия...
А что касается магов приглашённых,то они просто вызывают улыбку..:))


Записан
Каждый,кто живёт не там,где нужно,вреден окружающей среде