Волшебный сон в сказкахВернее – сон в сказке всегда не просто так и всегда волшебен.
Даже если это просто пара слов «проснулся он поутру и..» И вот это вот «И» - открывает новую страницу приключению, а сам сон – определенного рода рубеж.
Сон бывает почти во всех старинных сказках, он – важная её часть. Он – часто попросту «живой двигатель» сказки.
О важности сна говорят сами сказки. Есть разные варианты очень древней истории, причём у разных индоевропейских народов. Отец (царь, купец, воевода, атаман, любой другой «старший») призывает к себе каждое утро сыновей (казаков, солдат, подручных, приказчиков) и приказывает рассказывать, что они видели во сне.
А если не исполнят – то наказание как-то очень уж сурово, от изгнания и плетей до казни!!!
Настолько жестокая сказка? Или специально созданный гротеск – чтобы подчеркнуть неимоверную важность сна?
Обладателя самых ярких и необычных снов – ждёт немалая и заслуженная по логике сказки – награда…
Очень похоже на старинный практикум по сновидным путешествиям)
Выполняя разное значение в каждой сказке – сказочный сон и сам бывает разным.
Сон, которого вроде бы нет. И даже наоборот – чуть ли не бессонница у героев.
Трудовая)))
Сюда входят сказки с общим сюжетом, как в известной «Лягушке-царевне».
Братья женились на красавицах (ну и на лягушке)) – но царь зачем-то им устраивает проверку. И- что самое необычное – даёт здания на ночь.
Могли ли в мире без электричества быть представимы такие наказы??
Или.. это была проверка пришедших в Род дев – что и как они сумеют узнать в сновидении или даже сотворить в нём?
И задания становились раз от раза сложнее – известный признак «проверки необычных умений», еще с бабоёжкиных сказок…
Похож на эту «линию сна» и сюжет «Конька-Горбунка». Три брата отправляются ночью сторожить поле, которое топчет же невидимое нечто. Причём настолько невидимое - что его вообще никто не видел!!!
Два старших брата в эти ночи – засыпают.
А с младшим происходит удивительное событие, даже череда необыкновенных событий – и волшебную Сивку-Бурку видит, и катается в полёте на ней по всему миру, и говорит с ней же и наутро (позвольте, почему не там же, ночью???) – волшебный сынок Сивки…
И… точно ли не спал младший сын? И неужто с ним наяву случались эти дивные вещи?
Или он всё же заснул – но не простым сном старших братьев – а сумел взаимодействовать со сновидением???
«Крошечка-Хаврошечка»… Спит глазок у одной сводной сестрицы, спят два глазка у второй – навеянные сонной припевкой сиротки-падчерицы… В это время – время странного сна – творятся самые дивные чудеса для бедной девочки…
И только третья сводная сестрица – имеет странный «третий глаз», который позволяет ей не спать. Не спать ли?
Или спать, но по-другому – проникая в сновидение и сновидные дела Машеньки…
Сон как подсказка. Во сне приходят ответы, правильные слова, встречи с лесными старушками, которые затем дают совет или волшебную вещицу.
А то и «заснул он на припёке, а как открыл глаза – лежит рядом волшебный клубок (скалочка, шкатулка и т.д.)
Во сне к юноше-волшебнику, опоенному зельем и позабывшему суженую, решившему жениться на другой – приходит она, единственная и любимая. И злой приворот – разбивается. Волшебством во сне…
Сон как место битвы. Сюжет нескольких сказок, к примеру «Иван Крестьянский Сын и Чудо-Юдо». Герои (в количестве опять же трех сыновей. О числах в сказках тоже можно поговорить) – прибывают к месту разорения Русской земли. Но самого врага там нет...
И вместо того, чтобы ждать его, точить мечи всякие, ямы ловчие рыть, братья…. засыпают… Прямо на берегу Смородины (а смород – вонь от трупов предсмертного мира), у костяного Калинова моста.
Нормальное ли место для сна?? Однако – спят все трое…
Но только один брат – Иван – в сновидении встречается и бьется с Чудом-Юдом.
Знает – что чудо-Юдо приедет в три раза опаснее (9-ти, 12-ти головое).
И всё равно – уходит в сон.
Сопровождает Чудо-Юдо – Ворон, страж сонного мира (до середины ХХ века в заговорах от бессонницы говорили о враговых перьях, их же под подушку клали)
Позвать на помощь в последней самой тяжёлой битве братьев - Иван может лишь волшебным предметом – подаренной рукавицей или «кричит особым криком»… Сновидным голосом?
Сон как место жительства.Причём особое.
Ночным царством являются царства Кощея, Бабы-Яги, Несмеяны, Морены и других дев-волшебниц. Именно в такое ночное царство приходит главный герой с непростой задачей, которую нужно, как волшебный клубок – раскрутить и найти решение
Ночные царства устроены совсем иначе, с иными правилами, иными путями-дорогами и требующие иных действий героя.
Герой иногда настолько беспомощен в этом царстве (почему бы это?) – что без помощи тамошних жителей ему не разобраться
Обычное ли тогда – это ночное царство? Или сновидное…
Сон как обязательный ритуал.Помните – Баба-Яга всегда укладывает спать… А если вдруг позабыла старая – то сам герой велит ей – «накормить-напоить и спать уложить»
Нужно обязательно заснуть – в этом ночном царстве.
Сюда же восходят сказки, когда главный герой (Прохор Сын Земли Русской, Иван Крестьянский Сын или же безымянный солдат) – спит «без просыпу» после тяжёлых битв. Каждый раз в увеличенном сроке – три дня, десять дней, 12 дней. И добудиться героя даже красная девица – не может…
Отдых ли это – после битвы? Или подготовка во сне и сном - к последующей, более грозной?
Сон как смерть.Мёртвая царевна в гробу, Василиса в Кощеевом царстве или разрубленный на куски Иван-Царевич – все в один голос, исцеленные или сшитые живой водой от серого Волка, все твердят:
- Как долго я спал(а)!
Свою смерть они не осознают. Этот сон - им спасение и важный поворот сказки. Уходя в этот сон - Василиса избегает Кощея. Иван Царевич - успокаивает предателей-братьев и и внезапно разоблачает своиъх "убийц"
Мёртвая царевна - залог того, что ей любимый пройдёт множество нужных ему для возмужания испытаний.
И те – кто спасают умерших-спящих, не теряют надежду, видя какие-то признаки возможного воскресения.
И даже почему-то поддерживают версию сна, не противоречат ей…. А проснувшиеся от временной смерти, без ран, без ушибов, яда в крови – просыпаются «сильнее» (в случае героя-мужчины) или «краше (если дева), чем были до этого…