Нельзя было исполнять такой проект.
Из всех нынешних-современных памятников меня трогает, пожалуй, только Ржевский монумент. Не получается спокойно смотреть на фигуру Солдата, развоплощающегося Журавлями...
А мне наоборот, ближе отношение
СирингиРжевский монумент, он мощный, он большой, но очень символичный. В нём слишком много художественности. И солдат слишком картинный, и идея с журавлями не оставляет в нём реализма. Он прекрасен, не спорю, но только как символ.
Мемориал памяти по 82 детям, он лишён этой художественной вычурности, но в нём много реализма. Если смотря на ржевский монумент я вижу символ солдата, но не чувствую его нутра, его "души", то мемориал с детьми производит обратное впечатление. Уже только на фотографии я не вижу статуй, я вижу детей, детей той эпохи, которые никогда уже не станут взрослыми. И то, что их так много только усиливает эффект. Невольно задаёшься вопросом: "сколько ещё жизней унесла эта война?" Эти детские статуи, как будто продолжаются и в даль и в ширь другими, уже не из бронзы, но из нашей памяти. Они стоят, призраками той эпохи, смотрящими в наше время, которое стало возможно благодаря их жертвам. В их глазах я вижу войну, вижу её без приукрашиваний. Вижу ту боль, то горе, те страдания, которые переживали наши храбрые солдаты, всё то, через что им приходилось пройти, чтобы над нами вновь поднялось мирное время.
Я бы не стал говорить, что один из этих памятников лучше или хуже другого, они о разных сторонах нашей памяти. И гармонично взаимодополняют друг друга. Но эти дети, они не становятся для меня безликими, потому что их много, наоборот, их количество усиливает эффект. А общность, мощь этого образа, она в их глазах, в их выражениях лиц и позах, она как-раз и есть те страдания, которые стоят за ними. Эти дети напоминают, насколько ценна моя собственная жизнь, напоминают, ценой чего я получил своё право рождения. И глядя на них хочется прожить эту жизнь так, чтобы им не было за меня стыдно.
Вот такое у меня впечатление от этого мемориала.