Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 93577 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

Двадцатым ноябрём оканчивается Осенне Сварожье
Оканчивается Ледоставом - Заставой Зимы

Конечно же, древний хтонический Ледостав не могли не прикрыть фигурой какого-нибудь мученика - на ледостав им стал мученик Феодот. Был тот по профессии корчмарь, потом, как обычно у верующих, плохо и мучительно кончил - для большинства крестьянского населения гостиничное дело было непочётным и довольно-таки чуждым их жизни

Потому этот день всё же надолго оставался Зимоставом - завершением Осеннего Сварожья
Это один из "тихих" дней в году, дней - когда по старинной приговоре "немного делали да много ведали".
Впрочем, и ведали-то уже и немного - непонятных и неясных связей завершающего дня непростого времени...

Говорили в селах, что Зимостав смыкает реки - долго-долго ждала этого вода, мучилась испитыми в жИвый год струями.

Испили её люди, испили звери, и травы, и дерева, и ветрами пилась её водица - весь мир испил речку-реченьку... Несла она живую свою вологу во все уголки и краины. Устала и изнемогла - еле-еле дотекла до Зимостава
А застынут реки ледяным троном, опустится тяжёлая холодная вода на самое дно - обнимать Землю-матерь - так и будут вдвоём до весны почивать-покоиться
Поновится вода за зиму, заживит ранушки, а начало тому положит Зимостав

Смыкается льдом-снегом и вся Земля-матерь с Зимостава - не потому, что холодно и земля замерзает, а потому что леденеют и крепнут старые связи мира нашего
Ведь уснёт Земля, и будет спать долго-надолго, и во сне позабудет многое. А проснётся-прокинется - вспомнит старое, зачнёт новое... А чтоб всё не перезабыла, оставила в памяти - будет смыкать её снегом да льдом во время зимнее

На Зимостав правятся и новые дороги - не здесь, в нашем, а в мире невидимом те дороги пролягут. Зачем да кому - неведомо, да только и свои колосельские дороги селяне переходить поперёк в этот день зря не будут, чтобы не мешать рождению дорог мира ненашего
На Зимостав крепнет и связь мира здешнего с мирами навьими, связь непростая - особая,  и туда ведутся-ставятся дороги особые, калиновым огнём меченые - с Зимостава горит особенно та ягодка. Потому сны с Зимостава - сильные да вещие, всякому в руки просятся

А  ещё это праздник Рода великого, рода забытого - рода старого. Того рода, в котором ещё не было ни человека, ни птицы, ни рыбы или дерева - а была лишь жизнь одна и она сама была единым Родом. Знала она слово вещее да бессловное - а потом поделило на число особое малых слов. Так родились и остальные роды - числом первородным

Потому под вечер ставит на Зимоставы хозяйка "пустой пирог" - без начини, без соли и мёду.
И каждый ломит себе кус какой отломится. Большим получится - хороший год прибудет человеку, а малым - переждёт человек, другой год, значит, случится ему богатым.

А что от пирога останется - соберут по селу в в единый рушник старушки ветхие, да понесут за околицу прямиком до родового кладбища. Понесут, а по дороге крошить примутся - птицам-зимникам подарки хлебные
Заберут птицы зимоставного угощения, силы прибавят да снесут весточку пращурам в навий свет - хоть те и спят уж крепко да беспросыпу.
А остаток старушки выложат да угольков из печи родной рядом выбросят - у могил своих родичей.
Не услышат те сквозь сон - да весной проведают, что к ним детки хаживали, щуров помнили, делились хлебушком...

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 579
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15708
  • - Вас поблагодарили: 4935

Седой дятел - а у нас его звали Хохотун, Хохотуша, вы ведь слыхали его голос?  - говорили, "муравьям счёт ведёт, муравьиный род сторожит, а как их род сгинет, так и муравьёв не станет", по весне примечали по лесам - есть ли хохотуны, если нет или мало - исчезают в мире муравьи, беда из лесу в мир идёт...
Почему? Должно же быть наоборот - неужели не понимали, что если меньше еды - то потом меньше едоков, а не наоборот?
Не понимали?
или там... другие понимания?

У Хохотуши, кстати, скоро именины будут)
Обижаются, поди - не готовимся мы к их именинам-то)


Сейчас послушал, он ведь действительно, будто хохочет.
Однако в таких ошибочных описаниях действительно могла со временем закрасться ошибка. А могла и не закрасться, очень много доводов в пользу того, что не всегда древние народы наводили связи между живыми объектами природы, в виде конкретных пищевых связей. Точнее будет сказать, связи были пищевыми, но не такими, как мы их представляем. Н-р, древние индусы, разводя лошадей-марвари, считали их питающимися вольными ветрами. Конечно же, лошадь ветер не ест, но и без свободы жить будет не полноценно, скорее, так были переосмыслены некие иные обязательные для существования породы условия.
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

11 декабря - Соечкины именины, Сойкин день

Есть немало дат старого народного календаря, связанных с нашими соседями по Живому Пространству. Кукушкин свет и воробьиные ночи, врановы метелицы да синичкин день, журавлиное время да лебяжий полудень

Немного среди них дней "именинных". Именины - это не наши традиции, идущие от христианских дней.
Просто - это день Имени
Звуков Имени
Звучания самого дня имени в Пространстве
Особые ритмы и особые сонастройки множества неведомых ныне связей...

Да и сама героиня дня сегодняшнего - окончания Зимостава, середины декабря-снегопадня - Сойка-Соечка имя своё несёт из ветхой древности
Восходит оно к праиндоевропейским временам - там наша "соя" веером смыслов связана с сиянием-сверканием, а ещё - знаком, вестью, оповещением
Кто слышал крик соечный, кто видел в древесной кутерьме сперва проблеск "окошка" на её крылышках, а после уж саму птицу? Тот, наверное, понимает - о чём её имя....

Но и не только о том, что слышим и что видим. Есть и поболе в мире невидимом

По старым деревенским поверьям жила стар-птица Сойка в палатах солнцевых - оттуда себе сверканье пёрушковое и выхватила. А ещё летела праворучь первых клиньев старших птиц. И рябинушку низала ягодками - с того у дерева гроздочки и поразвесились по ветушкам тонким

А ещё сестрица ветрам буяновым Сойка, криком до Буян-острова долётывая... Вдарится в Буян-остров сойкин крик да в земь сырую уходит, в щуровы миры нижется. И там Сойку слышат, и там  ей рады...

Криком же Сойка-птица и лес  "плотнИт", корням вековым счёт голосом ведёт.
Одна беда у соечки - нету у неё своего вещего слова, как у других старых птиц... А нету потому, что все иные птичьи слова в себе хранит Сойка, на все птичьи языки разговаривая. Позабудет какая пернатая подруга слово своё заветное  - а Сойка ей и сказывает...
Называли же сойку ещё и мешковушкой-птицей, лесной охранительничей, роды великие дерев растит по поверьям Сойка - есть де у неё в горле  мешочек заветный, там семена все лесные и сложены, лесам смену сторожит и бережёт дивна птица
(а у неё и правда особый подъязычный орган-кладовая, в котором более десятка орехов и желудей несётся неугомонной Сойкой)

Много знали раньше про Сойку-птицу - а зачем это всё, не сказывали...
Может потому в средневековое мракобесное времечко окрестили Сойку демоническим племенем птичьим? Гнали Сойку проверенными средствами - крестом да водой свячёной, а демонская птица лишь похохатывала

Приметна сойка-птица - много её ритмы говорили в старину человеку ведающему. По ней и гадали, что и  как подскажет птица-вещунья. А когда зимой впервые наведается к человечьему селению - радость была. Не просто ведь приходила вещ-птица - весточку от весны несла. Впереди зимовое царство, только в силу царь-Зима вступает, а Сойка о Весне знает да людям красну-весть несёт...

Что делали в этот день, кроме как сойку у околицы приметить старались да горсточку подарков ей там оставить? Да ничего особого - свычными делами люд занимался, да байки дедовы про вещ-птицу сказывал, детвору тешил
Ну и девки молодые-красные старались сойку уговорить голос подать - прослышит Соечку-сестричку девчонка, замрёт сердечко - знать, добрая весть к порогу летит, кто-то да влюбится в неё вскорости

Сойка - она всё знает, обманывать не подумает:[


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 668
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67126
  • - Вас поблагодарили: 151831
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Есть немало дат старого народного календаря, связанных с нашими соседями по Живому Пространству. Кукушкин свет и воробьиные ночи, врановы метелицы да синичкин день, журавлиное время да лебяжий полудень

  Современная публика ни только  понять эту  связь ритмов и тем   не в состоянии,  подавляющее большинство  даже краем уха ничего подобного не  слышало))) 

  Зато слышали, что Животные  и птицы бывают полезные, а бывают  вредные".  А вот такого  о птицах : 
Называли же сойку ещё и мешковушкой-птицей, лесной охранительницей, роды великие дерев растит по поверьям Сойка - есть де у неё в горле  мешочек заветный, там семена все лесные и сложены

 ... никакая энциклопедия не  напишет.  ))) 

  А прочитавши  такое,  остается ощущение,   что и в  сказке побывал и  узнал  что-то  самое  главное  про  Сойку.  Узнал  что она -  лес   сажает, сеет и выращивает.  Птицам забытые  слова и песни напоминает.  Корни  вековые  подсчитывает.... 

  По  моим ощущениям - такой кусочек знаний однажды  попавший ребенку  -  навсегда может  оставить   правильное понимания  Мира Природы... 

   Слишком  много  странных  выводов  сами собой напрашиваются по  прочтении...
1.  Как-то   вянет и дохнет тупая общественная идея о том, что "древние люди выживали в противостоянии с природой". Не было там противостояния.  Любовь там была.  И взаимопонимание.
2.  В этом "календаре"  отношение  человека с Природой - как с Миром Волшебным.  А кто  мог  воспринимать  окружающее  как Мир  Волшебный?   (Не  враждебный, как  сейчас,  а именно - ВОЛШЕБНЫЙ).
3
. Очень  широкое  использование  разных  особенностей Пространства - не намекает, а просто  утверждает,  что  Пространство  воспринималось  иначе. А именно - в  великом  многообразии связей  и взаимозависимостей.   Но и это  еще не  всё.  Что-то  мне подсказывает,  что  "гадания" -  это не  совсем то, что мы понимаем,  подразумеваем  и видим  сейчас. Происхождение слова "гадание"  из  совсем неожиданного  "языкового гнезда".  Если сейчас  мы ассоциируем   гадание с мистикой, чудом, шаманством и шарлатанством,  то  во времена  давние,  слово "гадать"  было "ассоциировано"  с такими понятиями как "находить  чутьем",  "соображать", "схватывать",  "добывать", "находить"....  нет ощущения,  что  это совсем не такой подход как сейчас?  У меня  есть.  Скажу  больше -  в этих  "гаданиях"  (см.происхождение слова)  мне видится самое   главное  свойство   тех, кого  можно назвать  "Человек  Знания".  ОНИ  ЗНАЮТ, ИЗ  ЧЕГО  ЧТО  ПОЛУЧАЕТСЯ. 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 668
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67126
  • - Вас поблагодарили: 151831
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Сойка - она всё знает, обманывать не подумает:[

 Тело  сновидения тоже  всё знает и не обманывает.  Но можем ли мы его знаниями пользоваться? )))

  Так и здесь))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 668
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67126
  • - Вас поблагодарили: 151831
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

  Именинница....  Вот  так она любит играть "глаза -в-глаза" 











Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Siringa

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +2726/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 12 897
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67662
  • - Вас поблагодарили: 46083

Если сейчас  мы ассоциируем   гадание с мистикой, чудом, шаманством и шарлатанством,  то  во времена  давние,  слово "гадать"  было "ассоциировано"  с такими понятиями как "находить  чутьем",  "соображать", "схватывать",  "добывать", "находить"...
Если учитывать тесную связь людей и природы, практически полное слияние, и то, на что было привычно направлено внимание людей. Можно предположить, что гадание - это работа внимания, сбор информации, знаков, от всего живого - стихий, птиц, трав, деревьев, умноженное на интуицию.
Возможно, для того и наблюдали, для того и были на связи с миром, чтобы получить информацию и делать выбор, принимать решения правильные.
Знали на очень глубоком уровне, что всё связано со всем, неделимо.
Записан
Будьте счастливы в этот момент, потому что этот момент — и есть ваша жизнь.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

19 декабря. Николо-Колозимник - Никола Зимний

Странный это день старого календаря... Если вдуматься и вглядеться - будто рассыпается под этим взглядом новая надстройка, являя из-под себя что-то уж совсем непонятное...
Никола-Угодник, чудотворец и святитель - единственный, кого можно просить селянину напрямую, кроме Бога. Почему так - неведомо

Никола-Угодник, официальная версия жизни которого проникнута такими "чудесами", что уж кажется - чудесатее и не выдумать...
Будто уж точно - нарошно и подменно.
И чудеса творил тайные, да так, что никто не знал об этом (а откуда узнали-то?), и дела добрые делал скрыто от остального люда, и постился во младенчестве, вкушая материнское молоко раз в день, а по постным дням так и вовсе отказываясь. А при крещении на седьмой день от рождения сам стоял и Бога славил. А рвение в молитве такое изъявлял, что дядя-еписком его тоже епископом сделал. Исключительно за рвение. Производственная династия - так бы мы сейчас назвали  :)


В народных же верованиях Николай Святитель и вовсе с кем-то другим попутан...
Родившийся в жаркой Ликии, на Руси день с его именем стал одним из пиков зимнего кологодового круга. От него, зимнего - тянется карочунова волшба метелей, холодных сварг и вьюговых напевов

Не имел сей достойный епископ  жены - но открывал его день "девье засватное время", заканчивающееся лишь последним днём Святок

Не имевший детей - считался по деревням покровителем зачина новых родов - человеческих и звериных деток, молодняка домашней скотины, урожайного-ярового зерна
Стяжавший за свою долгую жизнь немалые сокровища - в народных верованиях сам заглядывает в пустые сундуки поселян, заполняя их добром и благостью...
Не имевший семьи, отказавшись от рода людского своего - а делали куклу "Николову-Голову" да семейную, отправляли вплавь по реке с дарунками-подарками  - будто дар водяному или Сестре-Реченьке, а может - и самому Роду-Щуру древнему.
Церковь этот обряд объясняла солидно и основательно  - мол, во всех странах Николай Чудотворец покровитель морей и мореходов будет, и де при жизни плавал сам, а раз хотели его моряки топить да передумали от чудес им же явленных.
Потому люд тёмный да церковно безграмотный такую куклу делает и защиты от покровителя моряков просит
Да вот беда - нет в нашем крае и иных, где обряд этот видели, и морей-то нет, а потому и мореходов почитай что ни одного и не водилося  *DONTKNOW*

Кто ж он такой, кого за ним так тщательно упрятали?
А сейчас уж неведомо...

Да только звали его по деревням по-разному да по-другому, чем в церкви - Колозимник да БаЮкатель, Сумороз-Батюшка да Радогрей Старый, Зимы Веятель да Весны Сеятель
По-другому и чтили, иное за ним видевши...

Время Николая Чудотворца заканчивалось обедней, а для старушек древних, кому и так уж грешить можно - всё равно скоро каяться - так и заутреней

Никола-баюкатель семени земного - которое прорастёт лишь в ненаступившую ещё Весну... Его укрывает меховой снежной шубкою, стелет простыни белые, взбивает перины пуховые - не сыскать теплее защиты-брони в зимнем времени...

Потому зорили в этот день яровое зерно  - чтобы николова сила в него впиталась, а по весне проросла на родовом полюшке.
Зорили и особо припасённую сумочку-мокошицу с семенами диких трав, собранных и по весне, и в лето, и по осени - какие только могла найти ребятня по округе своей. А коли жил род этой ещё и по дальним сёлам да хуторам - то старались разослать к Николову дню семена трав своих по родичам, хоть по жменюшке, и себе заиметь "родового семени" - дикотравья, где живёт весь твой Род...

На Николин день  -"женили"-еднали вместе меж родичей зерно посевное, "женили" кудель невеянную, "женили" сор избяной и уголья печные, муку на новую опару  "женили", собирая воедино, а потом забирая по весу своего вклада. "Никола ссоры не пустит николи" - и так после этого и думали

Никола ещё и Уполним зовётся, всё, в чём недостаток, в чём убыток увидится, всё в колозимный день дополнить старается нечистая сила. В том и мешать ей не велено, а можешь - так и подсоби, подкинь кому чего надобно. Не милостыней церковной и не мздой, а трудом-работою или творением рук своих.
А сделаешь - самому радостно станет, что помог Радогрею Старому, что радость в миру прибавилась

Время зимнее, время хладное - а тянет холодны струи, влечёт их спод низу русла речного Колозимник, не даёт застыть, греет Реченьку
"На Николу лёд колят" - собираются мужики на малые братчины и с Колозимника делают полыньи для рыбьего племени по окрестным рекам. Там же и Реку-Сестрицу славят, на память ей бросят кто бусинку, а кто хлебушек...

А к вечеру уже всей семьёй к Реке идут - ещё с утра старушки начинают "Николину-Голову" делать, а потом и вся семья приноравливается. Украсят, накрутят бороды побольше - и готова Голова

Несут тогда её в крепкую лодочку, да не одного несут Николу  - а с куклой-"жинкою", а та жинка обязательно "грудаста да задаста", да тоже не одна-одинёшенька, а с детками малыми "без счётова"

Садят тогда всех в ту "лодошку" - "ладошку рОдову", укрывают тёпленько снеговым одеялом, с караваями и отрезом рушниковым, специально росшитым девчонками малыми. Как сумели, так и вышили по малолетству и неумению, будто письмецо написали по-своему, руками детскими, узорами да вязями нитяными
С водой родниковой в щербатой плошечке - пивали с неё всей семьёй и каждый свой следок оставил, с отломом хлеба положат от семейной трапезы каждого рода деревенского - сколько краюх наберётся, да все вкуса разного, какая вода родниковая стала в земле-матушке - с тем и уплывёт от деревеньки Голова-Никола... Куда уплывает, к кому - неведомо...

А к вечеру в колодцы гукнут гулкие, спасибо воде колодезной скажут, а если снега много окрест лежит - то чистого снега "поесть" колодезным духам бросят - сами-то они не выберутся на наш свет

А ещё - "приметовый день" колозимный будет. Тысячью примет пронизает весь год, тянутся ниточки неведомые из декабря в травород июньский, в урожай зерновых, в всходы озимые, в  ледоломы вешние. Как николин день покажет - так и сбудется в ненаступившее ещё времечко...

Девье времечко - дивные радости несёт он девчонкам да девушкам... Кому приснится сон вещий на Колозимника или после него, а кто решится у калины кумиться с самою Зимою-царицей, кто у нечисти зимней совета решит спросить - всем колозимный день в руку, всему успешное это времечко...

А теперь снова вернусь в начало, в загадки древнего дня Николы-Колозимника

Никола, Николай, имя ненаше будет , имя греческое...
Да только если глянуть древнеиндийские корни и смыслы....

(nikol/nikaya) - निचोल निकाय
то увидим и "случай",
и "короб-сундук-коробка",
и "укров, верхнее покрывало, панцирь",
и "растущее растение, трава"
"обильный, плодовитый"
"тело, подобие, кукла"...

Как-то так непонятно нам получается...



- Держи семечку яровую!

« Последнее редактирование: 22 Декабрь 2018, 00:59:20 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 668
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67126
  • - Вас поблагодарили: 151831
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

   Помню,  еще  Рыбаков ломал  себе голову с этим "Николой Морским"...  который вроде как и не из Мир Ликийских...  а затесался как-то  в  непонятной  мешанине с самыми неожиданными атрибутами и функциями, что  поневоле  создается ощущение,  будто  бы из  НЕСКОЛЬКИХ   "Николаев"   противоположных  по  сути,  одного склеили.

   И  еще  момент.  Читаю  твои  тексты про дни календаря,  и видится мне как  Лири читает  эти  замечательные  сказы-были-былинки-истории...   с экрана  монитора.
Сама в народном  наряде, девушка,  красивая и убедительная,  сама  как будто  только  из  сказки  вышла  нам чего-то  рассказать-поведать.

  Лири, готовый бизнеспроект!!!!  Уже  есть  материал на десятки роликов.  НАЧНИ. 
Мы как сможем поможем  с раскруткой,  и будет тебе доход  от Ютуба,  и уверен,  что получится он  посерьезнее,  чем со всех  твоих  девяти    работ у  себя дома. 

  Это  серьезно...
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Siringa

  • Костровой
  • *****
  • Согласие +2726/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 12 897
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67662
  • - Вас поблагодарили: 46083

И  еще  момент.  Читаю  твои  тексты про дни календаря,  и видится мне как  Лири читает  эти  замечательные  сказы-были-былинки-истории...   с экрана  монитора.
Я ещё раньше тебя это представила. Да сказать постеснялась.
Прямо просится, и нет подобного, так сказочно-поэтично, напевно, складно рассказывать о едином ритме природы и человека! Я не видела, не слышала, не встречала.

Записан
Будьте счастливы в этот момент, потому что этот момент — и есть ваша жизнь.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

24 декабря - Карочунов канун, Старое солнце, Зимние Деды

Карочуново время идёт загодя этого дня - ещё до дня зимнего солнцестояния началось оно.
И не скоро кончится...
В эти дни солнце "сходово" - становится старым да идёт до навьих миров. Туда спускается - а в мире нашем новое солнце проснётся да на горизонт поднимется крылышками земных птах

Но весь Карочун солнце прощается с миром, готовясь его покидать

В мире в этот день многое свершается, миры с мирами еднаются в один - но лишь на миг, и снова расходятся
А тот миг в себе почуять можно - если надобно
В этот день летят по миру ветра особые, а волки - серые сваты - свой лад заводят, сова-вещунья слово
своё сильное теряет, а другое находит. Пока не найдёт -иным уханьем мир полнит, иным криком его "вяжет"-связывает, а другие птицы-зимники ей в подпев идут

Карочунов канун открывает время древопада по лесам. Не держит земля-матерь дерева без солнцевой силушки, роняет многие оземь, во след светилу старому, солнцу уходящему

А в людских селениях то будет день тишины и молчания, день вспоминания ветхих времён древности, о которых говорят негромко и нечасто. Да и не упомнят об этом многого

Помнят, что в день этот шатается кощь земная - ось мирового древа. Шатаются вослед ей и косточки человековы, новым ладом ставятся, чтоб с новым солнцем "жити разом"

А ещё помнят, что вода к этому  дню вся, какая по миру есть, ледом да морозем очищается, беспамятна становится, спит по рекам да улыбается нови своей
А без этой нови не будет жива-вода по вешнему времени, не размочит сухоту мира, не будет и мать-земля - сыр-землею живородною...

С того и бани по сёлам топят горячими, тело моют, прошлый дух смывают, травами выпаривают. Да и сами воды пьют досыта, чтоб вылить из себя "силу старую".
 А воду смытую не льют по дворам, а относят подалече - выльют воду с хворями, а хуже - с думами тёмными, с речами гнилыми-гневливыми, так и тело человеческое чистят
Вода беспамятна, тело к себе причащает - дурного более не упомнит за человеком

Старым было то причастие - до того, как церковное по сёлам пошло, с вином да кровью богочеловековой
А водою причастие - было первым, слыло начальным, щуровым называлося

Ещё помнят, что в Канун Карочунов летит из пределов дальних, стран тёплых стар-див-Журавель. Невидимый вожак клиньев и стай журавлиных, водивший их по путям-дорогам сварговым-небесным в такие времена, что и деды дедов не помнили
Летит стар-Журавель-птица в родную сторонушку, торопится со старым солнышком проститься, пока не ушло оно в навий край. А как прилетит - то мечется, по лесам, болотам, у озёр и стариц мир ломается от него, невидимого, и крика его стозвонного
Прощается со старым солнцем вожак Журавлей, сам невидим да криком зовёт неслышимым - а мир это чует, а мир ответ шлёт,  с того и в человеке нутро мается, сыпется, иным стать новровится
Хоть и не станет - а всё одно напомнит человеку забытое...

Никак Канун Карочунов в селе не празднуется, да и церковь не велит, сразу три гневных святителя на этот день поставлены
Только затеют женщины хлеба особые с утра пекти. По-разному по сёлам называли их - где " хлебом
щуровым" кликали,  где "жито стародедово" прозывалося
Нескоро да особо пекли тот щуров хлеб. Муку совсем старушки веют-рушат на хлебушек, опару те, кто в зрелость вошёл, ставят, а тесто месят совсем уж молоденькие, пусть неумелые, да старательные
Девчонки месят хлебушек, а старушки бормотать примутся - все имена умерших, кого только память упомнит, под крышей домов родовых живших, повторят над опарою да смешают накрепко с именами
пока живущих, на тот свет не собравшихся...

Как намесят - поставят тесто "раздышаться" на яровое зерно в амбар семейный.
Там постоит - зовут молодицу непраздную, под сердцем жизнь носящую, ей кланяются да просят до опары заглянуть на времечко. А после накроют тесто шубою да девчонок молодых поверх усадят - всех, сколько в роду народилося и кто через год-другой замуж выскочат
Вот с того теста напекут хлеба щурова.
Снесут на погосты да родовые кладбища - да там и оставят родичами... Те спят, спят накрепко - а заботу услышат внукову... К ним скоро солнце спустится - его и встретят ласково, с ним хлебушком поделятся...


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

Позволю себе иначе представить этот день… Смысл и ритм.
А празднуем мы пробуждение Земли, её оживление...
Но сомневаюсь, что этот день именно сегодня.
 

Нет – он именно в этот день. Нет никакой путаницы, смещения дней, совпадения с другим праздником

Пасха-Великодень – вернее, целых три дня, ещё один до неё и ещё после – отсчитывается от природного ритма первого полнолуния после вешнего Крёса (весеннего равноденствия).
Седмица вперёд – Святовербы, Вербное  воскресенье, и седмица после Великодня - Красная горка, Радониц, Колодень-Колоденица

В три пика, в три вехи живого года, в три глубоких дыхания Земли-матери белого света…
Кстати – именно с Великоднём связано это странное представление предков, что мать-сыра-земля – она матерь белого света… Нам это ни представить – ни понять…

Как и очень сложные расчёты – чтобы попасть день в день, ритм, в ритм
Как справлялись с этим неграмотные предки? Гнущие спину от рассвета и до заката в борьбе за выживание, не находящих силушек взглянуть на небо?

Как, вернее – зачем справлялись с ними в общем-то тоже не очень грамотные христианские деятели первых веков и периода христианизации мира? В христианском календаре множество дат, которые выбраны совершенно условно и которые вызывают сомнения у любого здравого ума. Кто (и на кой ляд) знал точно день зачатия Христа? Кто точно указал дату Благовещения? Ужель кто-то посилился записать?

Часть дат выбрана методом грубых и наглых подмен. Как Рождество, установленное «поверх» окончания корочунова времечка и зарождения нового солнца… Одно Рождение заменили другим рождеством...
Как и многие другие праздники, празднующиеся «день в день»
А с Пасхой такие сложности подсчёта…

Вербное же воскресенье – вообще малозначимый день по библейскому преданию… Встретили, ветками пальмы помахали
Но выбрано и поставлено именно это событие  (входа в Иерусалим) и это дерево – хотя после этого чудеса и свершения Христа просто поражают умы верующих… А просыпаются и другие деревья на Руси - осины, берёзы, лещина...

А Пасха… Да, она родом из иудейского Песаха. Но не песах – её начало и зарождение, просто ещё один путь, пройденный в древнем этносе Земного Ритма

А вот он… Он сам корнями в песах семитский, древний, домонотеистический – до того, как семиты стали иудеями и выбрали из множества свойств живого Пространства одно, нареча его Богом. Убрав множество стихий, кастрировав их до «одного за всех» - не осталось пониманий и знаний и получалось только верить и поклоняться, введя истину в Догмат

Семиты же, как и другие народы древности, что-то ведали о живом звучании мира, не зря десятилетиями в уже наступившем иудейском мировоззрении цеплялись изо всех сил за супругу Ахве-Яхве – Иштар-Ягу

Ведали об этом и древние индо-арийские этносы. И Пасха – была и у них…
Вернее – pasaka//pasa

Ловчая нить, ловец, уловитель, связь. Связь – с древним ритмом и земной силою, пик года – проникающий и связующий все остальные времена и состояния пространства. Камертон. Команды пространства
Поглощать, впитывать. Время жизни, время соедитнения всех стихий вместе – время наполнения вешней и животворной силою обновлённой Природы

Утихать, уходить, растворяться, исчезать. Новое всегда приходит на место старого. Не ломая, не разрушая – старое тихо растворяется в нови, давая начало…  Исчезая – остаётся в нашем мире или уходя в миры по ту сторону нашего восприятия, в миры навьи и иные миры…

Грань, граница, край, межа. Пасха окончательно завершает «старый год». И задаёт лад новый, время «дивное» - с которого начинается Лето, время жизни и время новых рождений. До Пасхи – одним ладом дышит мир, с неё – дёт другой дух в мир.

Цепь, цепочка, вереница, последовательность, звено. Пасха – не просто веха, составленная из кругов солнечного и лунного обращения, еднающий солнечный, светлый, и подлунный, тёмный, миры воедино... Это – связь и звень, выбив который – разрушишь всё мироздание… Выбьешь из смыслов – разрушишь древнее мировоззрение природных смыслов
Звено в великом и едином течении Жизни. Как Женщина – звено между пращурами и нерождёнными ещё потомками своего Рода

Яйца и цвет их – символ жизни в её нескончаемом круге и тайне, цвета естества женского. Почему пишут их да разукрашивают, свяк род по-соему, всякая умелица по-особому – другой разговор


Подъём, верх. Разгон и расширение, загустение всего Пространства жизнью, её силами, её неумолкаемой песнью. Не остановить – не охватить восприятием, не понять – потому как нечем…
Как Мужчина – пахарь и сеятель лона женского, и его чрёсла – готовые зачать и дать силы новой жизни
Куличи с поливою – Его символ и знак.

Природа, сущность, естество. Вот она, Пасха. Пасха была временем славления мужского и женского начал белого света. Время выбора и время встреч. Время того, что и составляет – великое таинство будущего, зарождения и продолжения жизни.
«До пасхи сто путей  бежит в мир, с неё одна дорожка лишается» (остаётся) – говорили в деревнях. «На какую станешь, с той на Красную в год и покатишься» - добавляли следом

Возможно, в этом смысле выбора и его правильности и последние  значения санскрита -
Игральная кость, жребий

Ну и ещё. На санскрите
pasas – половой член, пенис…


Вербное воскресенье – Святовербы. Именины проснувшейся земли-девчонки, время познания ею своих сил и тела своего. Девий праздник, девьи обряды, накрепко переплетённые с природными ритмами, веданием, поиском чудес и гаданием. Будущее – которое ещё зыбко, но оно уже есть в этом мире… Дерево верба – как та, что лучше человека слышит, чует и ведает и потому подсказать может. Просто услышьте её…
Дерево-верба – как прообраз мирового древа, держащего Мир, соединяющего, питающего, порождающее своими черенами-членами. Брось вербовый черен в живую воду - живью заиграет...

Пасха, великодень. Время поиска пары, время входа, вливания в Мир женских и мужских стихий, наполнения ими проснувшегося мира досыта.
Их праздник – их Лад, который установит новый живой год.  Время поворота Солнца вслед за Луною – а воротят их птицы великие, Журавли и Гуси. Время свершения перелёта, его таинства, его питающей мир силушки… Идёт шолоп птичьих крыльев во всё в мире идёт, а потом опускается в лоно земное.

День - когда открывается небушко и проливается дождём половодным, питая таянием снега всё сущее  вокруг, и живые "щуровы" косточки тоже. Уйдёт живая вода из мира нашего – не напьются ею кости предковы – умрут тогда без воды. Умрут щуры – умрут и их потомки, потому что не ждивут они порознь…

Пасха – еднит и вяжет потомков со щурами. Еднит саму Жизнь

Той силою открывается особым ладом Земля-матерь, готовая принять в себя мужскую силу мира, переворачиваясь и еднаясь со своею старою праматерью

Третий пик - Красная Горка, Колоденница - вода отмыкает землю. Солнце её разогревает. Соединение и соитие, мать-сыра земля стала мокрой и впустила в себя данное ей семя, зачала и понесла жизнь новую, и во все пределы мировые, во все тридесятые царства несётся песня жизни, зов земли-деУшки, ставшей Матерью…

Коло – слово странное. Вроде как коло – это круг, и солнце (солнышко-колоколнышко) круг, и колодезь – круг, потому что круглый…
На самом  деле сложнее. Коло – это Жизнь. Женское естество и ипостась Природы, сама Природа – как сила зачинающая, рождающая, питающая…
И вот потому и солнышко-колоколнышко – Жизнь, и кологод – Жизнь, и колодезь, питающий водой, и колос, питающий живью, житом…
И колесо – не потому что круглое, вернее, не поэтому. А потому что изначально оно символ возрождающейся, нескончаемой Жизни…

И Коловрат - это не круг солнца, это глубже и дальше, вращение и вечное движение Жизни в череде её зачатий и рождений

Колыбель - зыбка материнского лона, женского места, обережный потаём для рожденного женщиной дитя...

И колокол – древний инструмент из круглого обла и язычка формы естества мужского, внутри колокольного лонушка. Язычок и даёт звучание колоколу, как помогает прозвучать Мужчина Женщине изнутри её, свою мелодию вплести ей в Мир...


Не знаю, в родстве ли древняя Кали наших дальних предков индоариев, но Коля(а)да и Макошь точно несут в себе это особое созвучие – Ма-Ко, мать-коло… Ко-ЛадЪ...
Славянское КолЪ – индоевропейская koLa
कोला
Круг, окружность. Вот мы и нашли славянское коло…

Дерево особого рода
. Мировое дерево?

Род оружия. Этот же синоним имеет и другое слово санскрита – восходящий к древнему корню и смыслу «нима» - внимание, мы разбирали в одной из тем. Жизнь и внимание, жизнь и жизненная сила человека… Предки ведали разные уровни этих единых понятий – а нам бы хоть первый освоить…

Множество, уйма, гуща. Жизнь в её густоте и многообразии, сама жизнь  - которая немыслима и не может быть иной, в скудости, ущербности

Бедра, лоно, промежность. Место сосредоточия мужественности и женскости. Место их сближения и единения. Место – дающее начало жизни, начало Радости – неизведанная тайна природы. Путь и двери в глубины пониманий мира…

Плескаться, упиваться, заливаться
. Мать сыра земля и Марь-Моревна с её вещей водой о двенадцати ведёр, молочная река, делящая мир на чудь и явь, сказку и быль-обывальщину. Женское лоно, зачинающее во влаге-вологе, носящее дитя в околоплодных водах и рождающее в водах родовых…
В русских деревнях было странное старое поверье – когда усохнут женщины, начнёт уходить вода из колодцев и родников…

Грудь, молочная железа. Ещё одна подсказка древнего корня к началу женскому. Место – влекущее начало мужское и дающее уют рождённому ими обоими дитя

Обнять, охватить, вобрать, принять. Женское начало – впускающее и принимающее в себя, сила которого проникает и охватывает весь мир…

Где связь? Как найти, какими смыслами поймать её?
Три дня - три единых пика годового цикла, порождающих единство ритмов и лада земного. Как нам прикоснуться к величию мировосприятия предков, выписав и воедино связавших и ритмы, и корни, начала, стихии, явления их огромного и густого жизнью Мира?
Или - нам уже незачем?

« Последнее редактирование: 01 Май 2019, 10:14:04 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

Сколько ни ищу, сколько потом ни размышляю о найденном, сколько ни пытаюсь связать – не покидает ощущение, что раскладывать Древний календарь на дни… неправильно
Потому что каждый день не был чем-то обособленным, отдельным. Он не был ни главным, ни второстепенным.

Он мог быть пиком, сильным, сложным днём – а мог быть ниточкой-связочкой, крепким звеном во всей системе древнего Лада.

Главными и неглавными эти дни сделала церковь, как и уложила их в стройную подневную линеечку календаря. Потому подмена проходила даже не по смыслам дат и их названиям  - она шла глубже. По самому принципу устройства старого года

И переломить исконный счёт дат-пиков не от таких же придуманных праздников – а от дней солнцестояния, равноденствий, карочуна – так и не смогла. Потому и считают Пасху, Троицу, Зелёные святки от солярных и лунных ритмов живого года
А в нём не было отдельных дней – были состояния природы, её состояния, дни – нет, вернее дни - могли исчезать или дополняться, но всегда были в неотрывной связи и единстве всего Живого

Год был живым – и менялся, как и само лицо Матери-Земли

Живый Год - живый Род – так говорили в старину, проводя несомненную связь между глобальной фигурой славянского Рода как единого живого Пространства и связей в нём

Нам трудно представить эти старые смыслы. Эту систему ориентации мировоззрения в реальности и ходе событий, этот принцип восприятия. Уже вне нас.

Путём многоходовых подмен нас увели слишком далеко….
Оставив один на один с искусственными святками-месяцесловом и выведя за скобки Живое Пространство в его пиках и ритмах, системе команд, причин и следствий…
Таким кастратом предстаёт перед нами и народная Троица. Троица в честь триединого Бога… На которую рвали безжалостно – а чего жалеть-то – ветви и травы и устилали дома и церковь, а особенно благоверно было окропить их слезами

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…


Только вот… перед Троицей идёт Семик, а это уже совсем другое число,  а от него уже Русални, Духовины, Именины Земли, духов день – но не как день Сошествия святого Духа, а как именной день всех живых духов белого и навьего света…Гулять с которыми выходила вся деревня
 По числу этих миров Духов день - Двох день – ещё называли день после Троицы, продолжая отсчёт "три, два"…

Что же было уложено в эти семь дней, Мавну неделю, Русальные святки – Святки зелёные?
А многое. Но где-то на середину их приходится и день сегодняшний – Троица

Третий день Русальней – является и его пиком. И знаменует собой ни много ни мало  - единение мира нашего живыми нитями со всеми мирами разом, сколько их ни есть на Древе жизни. И его намерение, закладка фундамента Будущего, вложенное в это единение

/В санскрите tRSA – сильное желание, горение, намерение… Совпадение ?/

На пик Троицын весь мир лежит под наковаленкой Власа-Велеса и ждёт ковки в новое, неведанное, но уже прогаданное-суженное. Как накуется - так и покатится дале  Коло жизни...

"Свивает Троицын день лады земные на год вперёд, свивает и на три года да на семь лет"
 
 Потому не мешает миру человек, не кричит, не бранится, не гниёт-гневается – а тихо спрявляет свои обряды, стараясь попасть в общий чин событий этого времени. Может, с того старого понимания и пошла деревенская потеха для смелых парней – прокрасться на церковну башню колокольную и обрезать бечеву с колоколов. Нечем бить в колокола – нечем ломать громким позвуком разливающийся непростой ритм Великодня…

Перед Троицыным днём канунным праздником прошло поминовение всех умерших до тебя в чреде малого семейного Рода. А на сам день - стар-Солнце, пращур солнца нашего, которое питало праматерь земную, из чьего лона вышла и наша сыра-Земля, полнит ярой  силою всё, растущее и живое Мира.

Так завершается Весна – и начинается красно-Лето. Перекованы вешние ветра в буйных кобылиц летошных, и потому ведёт люд по окаёму пашень и лугов самых старых лошадей, а после станет пред ним на колена или  в пояс поклонятся – благодаря за труд и за бережение Рода

Семик выпускает во все миры духов – земных, небесных, подземных – а на Троицу они уже ладят единый хоровод. Тот круг замыкает земное тело, соединяет его со всем сущим в мире, даёт силы выносить и родить зачатое по весне, и тем оно крепнет до новой Троицы. С того не ведут больше девичьи хороводы, завершаются и женские праздники – сменяясь на семейные и на обряды кумления с миром – берёзами и ольхою, с речками и старицами, с горлинками и утицами
А игры волшбовые - волшебные - наоборот, играть примутся

На Троицу наполняется вещей силою всё растущее и берущее корни в земле, а особенно власы земные – ветви и стебли, побеги и листья. Потому выходит человек  в мир и ищет себе оберег травяной или древесный – что позовёт, что услышится в самом себе?
То и бери с выкупом, а выкуп – черен проросший, в живой воде пустивший корни. Так на Троицу в последний раз в этот год поставят древесные веточки в воду в родовых погребах, а которые пустят корни - снесут да посадят, где старики укажут, на Купалу-травника
Забылись, выстудились со временем эти смыслы - и остался куцый огрызок обряда - нарвать-наломать веток, отнести в церковь да полить слезами благочестивыми ..

На Троицу плетут старушки в последний раз две косы в знак того, что мир двуедин и двумя началами сложен - женским и мужским, а не рождён богом-мужчиною. Им, крамольницам, можно - в землю-мамку идти им скоро, перед ней честней будут, чем перед приходским иереем
 На Троицу же ложится на землю-матерь пахарь-мужчина и просит у той прощения - за боль ее былую и наступнюю. Поговорит и пойдет соху править, чтоб бережной была, а то и пройдет по селу "Троицын сват", оглядит полевой инструмент - кто лишней боли земле делал, с того старики на сходах ответ спросят настрого

А назавтра будут у Земли именины - день именной, день звучания имени
Как звучит оно -  имя её материнское? А по-разному в годы разные

Потому ставят женщины несладкую лепешку в печь на ночь, вымешивая и шепча ей имена. Имена своих матерей и бабок, сколько память родовая сберегла-упомнила. И имена нерожденных ещё дочерей - которые, может быть, будут...
Не едят ту именную лепешку люди - снесут её рекам, а та размочит  мяконько да накормит самых древних щуров, которые уж и облик человечий утратили - только те и расслышат имя земное правильно...
Расслышат - сохранится оно средь людей, в роду человеческом
А как позабудут имя общей матушки, Сыри Земной, и вспомнят лишь имера прямых своих матерей люди - того и кончится род человеческий...


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 668
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67126
  • - Вас поблагодарили: 151831
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

На Троицу плетут старушки в последний раз две косы в знак того, что мир двуедин и двумя началами сложен - женским и мужским, а не рождён богом-мужчиною. Им, крамольницам, можно - в землю-мамку идти им скоро, перед ней честней будут, чем перед приходским иереем
 На Троицу же ложится на землю-матерь пахарь-мужчина и просит у той прощения - за боль ее былую и наступнюю. Поговорит и пойдет соху править, чтоб бережной была, а то и пройдет по селу "Троицын сват", оглядит полевой инструмент - кто лишней боли земле делал, с того старики на сходах ответ спросят настрого

А назавтра будут у Земли именины - день именной, день звучания имени
Как звучит оно -  имя её материнское? А по-разному в годы разные

Потому ставят женщины несладкую лепешку в печь на ночь, вымешивая и шепча ей имена. Имена своих матерей и бабок, сколько память родовая сберегла-упомнила. И имена нерожденных ещё дочерей - которые, может быть, будут...
Не едят ту именную лепешку люди - снесут её рекам, а та размочит  мяконько да накормит самых древних щуров, которые уж и облик человечий утратили - только те и расслышат имя земное правильно...
Расслышат - сохранится оно средь людей, в роду человеческом
А как позабудут имя общей матушки, Сыри Земной, и вспомнят лишь имера прямых своих матерей люди - того и кончится род человеческий...

  Читаешь  и понимаешь - речь о мировоззрении.  О  понимании своего места и своих дел.  УМЕСТНОСТИ  И  СВОЕВРЕМЕННОСТИ.  Потерявши  эти  точки опоры  люди потеряли  всё. 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11389/-31
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 668
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67126
  • - Вас поблагодарили: 151831
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

О  понимании своего места и своих дел.  УМЕСТНОСТИ  И  СВОЕВРЕМЕННОСТИ.  Потерявши  эти  точки опоры  люди потеряли  всё.

Это сладкое слово "свобода" 


Кто-то притащил длинный, трухлявый кусок сосны и положил в костер.
    Температурка в костре была такой, когда там "горит всё". Естествено, трухлявое дровО тож быстро и хорошо загорелось. Горело оно легко, как бумага,  сверху чегот еще положили... костер как костер.

    Когда трухлявая уже готова была перегореть пополам, из торца начали массово выскакивать малюсенькие муравьи-древоточицы.  Они выскакивали из продольных ходов и в панике метались по торцу. 
    Вытаскивать из костра дровиняку было уже поздно, и я подставил к торцу большую щепку-дощечку, что бы по ней, как по мостику, мураши могли перебраться на не горячую и безопасную  траву, а не падать вниз на горячую золу вокруг костра.

    Температура костра гнала мурашей прочь. Они быстро нашли мой мостик.  И побежали вниз, подальше от губительного жара костра.  НО, добежав где-то до середины - они тут же разворачивались, и неслись обратно, к костру, к дровиняке, к своему горящему дому. НО.  Температура жгла.  И они разворачивались обратно, к холодной и безопасной траве.  Еще раз, добежав до середины, они как от какой-то стены или от какой-то  команды разворачивались, и опять бежали назад. К своему  чему-то. Своему самому важному... или к командному центру и смыслу жизни.

  Такое челночное метание продолжалось несколько минут.  Пока что-то с дровиной  или с "командным центром" не произошло.  Мураши все, одновременно перестали бежать обратно  к огню.  Они, гонимые температурой, как-то вяло сбрели  в нежаркую зону и там - ПРОСТО ПОТЕРЯЛИ СМЫСЛЫ.
  Они двигались бессмысленно и бестолково. Вяло и бесцельно.  Или не двигались.  Они были живы, но в их движениях уже не было ни смысла, ни цели, ни жизни.  ОНИ ПРОСТО НЕ ЗНАЛИ КУДА И ЗАЧЕМ ИМ ДВИГАТЬСЯ.  Какие-то бессмысленно  ползали по кругу, другие какими-то восьмерками, третьи - петлями. Но было совершенно очевидно, что они ни на что больше не способны.  У НИХ НЕТ ЗАДАЧ.

   Это наблюдение толкнуло на странные параллели с миром людей.  Потеряв смыслы и команды  люди тоже начинают блудить по кругу,  восьмерки и разные петли...   А МОЖЕТ, ЭТО И ЕСТЬ СВОБОДА?

Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))