Спасибо, Валера, за тему. Только не знаю, можно ли описать в одной теме эталоны советского кино? Настолько многоплановая, многоуровневая структура... И не перечислить всё, что сюда отнести - и комедии, и исторические, документальные, многосерийные, приключенческие, лирика. Что-то нравится, но не всем, что-то нравится настолько, что ловишь себя на мысли - что это больше, чем КИНО...
Эти фильмы объединяли, проводили идею, и вообще редко были СЛУЧАЙНЫМИ. Они были советской сказкой, вроде баллад о Робин Гуде и Айвенго - совершенно чудесные советские постановки с песнями Высоцкого, в которых было немного истории, но много - о вечном, о ценностях, о вневременном
Они были местом душевного отдыха - как комедии Рязанова и Гайдая, добрыми, наивными, простыми. И эта простота и наивность - были ИСКРЕННИМИ. И тоже о многом...
Советское время породило совершенно особый вид детского кино - не семейного, как в Европе и Америке, а именно детского. Для детей и о детях, почти без взрослого взгляда и позиции... У наших нынешних детей - его нет. И это страшно, это неправильно
Эти фильмы были местом бесконечного спора - кто прав, Жеглов или Шарапов. Были отражением тысяч и десятков тысяч судеб даже не людей, а целых семей и даже поколений - как "Вечный зов"
Были о чём-то большем, чем сюжет, сценарий, идея - выходя на уровень невербальности Древнего, как "Дударики"...
"Белое солнце пустыни" - смотрел мой Деда. И у него были любимые места
Те же места любил и Папа. Я ловлю себя на мысли, что рассказываю сыну:
- Тут твой дедушка смеялся и всегда говорил...
И Лёшка смотрит на фильм совсем другим взглядом. Для него он - такая же семейная реликвия, которая объединяет его с моим Отцом, которого он помнит плохо, с его прадедом, который не дождался правнука совсем чуть-чуть и в честь чьего погибшего на фронте брата правнук носит имя...
Этот фильм формирует общность. Настраивает картину мира поколений в ценностях, откликах, реакциях...
Фильм "Кин-дза-дза" я не люблю. Как не любят предсказание горького будущего, не любят Откроение сверху... Обнажённость нерадостного грядущего
Но вижу фильм великим творением
А этот фильм именно таков - он о большем, чем ближайшее будущее. Он - о перспективе, притом перспективе нехорошей
Наверное, ещё лет пять назад невозможно было сказать, что этот фильм настолько воплотился в реальность, предрёк её. Потому что - рано
А сейчас прекрасно видно, что галактика кин-дза-дза- отражение даже не современной России, а всего мира. Но особенно - России. Которая из благополучной и мирной советской поздней эпохи с "валенками" дядями Вовами (они, именно они сразу же поверят Кашпировскому и усядутся перед радио заряжать чумаком стаканы. И обрадуются ваучерам. И понесут свои деньги Лёне Голубкову. Они - советские дяди Вовы... И Леонов прекрасно не сыграл - нет, он и есть такой дядя Вова, прошедший Войну, спасший мир, созидающий страну - и верящий во всё, во что положено)
Вместе с дядей Вовой в Кин-дза-дзу переместился и вся советская страна...
Не успев опомниться и перестроиться... Стать "своими" на Плюке - да и возможно ли это для советского человека?
Он - с другой планеты...
Точно так же Плюк сначала кажется Землёй. И только потом окажется, что это совсем другой мир с нечеловеческими, деструктивными, безумными ("Чужие смыслы" во всей своей яви!) законами
В котором логика нормальных и правильных ПСС - не работает. И это очень важный момент
У нас тоже есть люди "с красными штанами". Резко отчуждённое от них "недочеловечество". Есть строгая иерархичность ("ку") для всех, кто в социальной обойме
И сделать это "ку" - значит, быть в системе и понимать, что ты пацак. Со всеми своими недоправами
И где-то есть те, кому не перед кем делать ку - они на самой высокой ступени. Хозяева планеты
У нас та же убитая экология и уже ощущаемая нехватка нормальной воды, еды, среды обитания... Пусть ещё не за деньги... Хотя воду и парковые зоны уже покупаем
У нас тоже главная ценность спички (газ и нефть, горючие ископаемые) - но они не для всех. Но всё вокруг на Плюке делается из горючего - мне самой недавно девочка-продавщица хотела всучить трусы из полиуретана (спасибо, не надо)
Помните, эцилопа, который бьёт по ночам? Эцилоп, который прочитай наоборот - получим "полице". Полицаи вместо советских милиционеров - хотел ли автор фильма НАСТОЛЬКО предугадать?
Настолько проследить едва заметные закономерности и связи, что сделать по их звучанию - Шедевр?
Кстати, и тема информации, отношения к ней, управления ею и через неё - эту тему тоже при желании прекрасно можно увидеть в фильме. Вот такая горькая пилюля ожидающей страну перспективе... Для нас ставшей реальностью
(может, что-то напутала с названиями, и поздно уже - но мысль постаралась набросать хотя бы штрихами)