В обоих случаях мы имеем два образца... композиционных центров.
Да, действительно..........
Тем не менее... кто может объяснить с точки зрения современного понимания композиции? Как это смысловым композиционным центром может быть цвет?
Или по другому. С какой стати, из каких соображений можно из цвета сделать смысловой центр?
Вот и чулки эти "голубее голубых" у Куллерво меня зацепили именно этим. Что это может означать? Только особое отношение к синему цвету или что-то другое?
Позволю себе вклиниться. Цвет может стать центром, если только он будет представлен в виде кода, знака, понятного либо всем, либо хотя бы только автору в надежде, что его не поймут сейчас, но потом обязательно найдется, кому понять.
Нам на самом деле очень редко удается достаточно близко к первосмыслам исследовать тот или иной мифологический код или знак. Не в последнюю очередь, потому что у нас полностью переориентирована система восприятия. Она у нас стала слишком, как бы так выразиться, потребительской. В чем это проявляется? Если среднестатистического обывателя заставить описать те же носки одним свойством, то чаще всего нам назовут тот признак, который имеет значение в практическом плане. То есть, это будет эпитеты "теплый", "длинный", "шерстяной". Цвет для нас не имеет такого символического значения, как для человека старины. Это появляется и в том, что боги, или сущности, древности, всегда имели цветовое и звуковое свойство. Если обратиться хотя бы к нашим богам, то славянские Морана будет всегда связываться с белым цветом зимы и безмолвием, Ярило с красным цветом и громом весенней грозы, индийский Вишну темно-голубого цвета с громыхающей булавой, сине-черная Кали сопровождается визгом и шумом ветра.
В отличие от древних богов-сущностей, боги и святые позднего времени монотеистических религий человекоподобны, т.е. не соотнесены с цветом, а соотносятся с аллегорическими, абстрактными свойствами , как то всемилостивейшие, всемогущие, чудотворящие и т.д. Богородица с ее голубым цветом омофора является ярким исключением и скорее, несет в этом архаические черты дохристианских неких верований.
То есть. Цвет в древности являлся непреложным качеством среды, мы же, не умея трактовать среду через цвет, можем не суметь расшифровать древние цветовые коды мифов.