А как связать красивейшую вышивку, сказки с особым колоритом отношений и обращений, песни,
ремесла, обряды? Творчество как связать с вот такой картинкой?
Их что - создавали, вышивали, пели вот эти вот ментальные выщербки?
Или тут какая-то гаденькая задачка по принижению русского народа и его культуры...
Зоя, когда читала Бунина, Алексея Толстого, Горького, Успенского, тоже никак не складывалось - униженные, злобные, несчастные, без любви, без сочувствия, без традиций, без уважения, даже без веры какой-нибудь, - люди подземелья. Такие, какими описывала крестьян Семёнова-Тянь-Шанская.
Я не думаю, что это сознательное унижение крестьянства, описывали с болью, наблюдали и сочувствовали.
Как правило, такие люди жили в очень бедных деревьнях, у обедневших помещиков. Нищета плодит самые разные пороки. Если барин начинает пить, играть в карты, разоряется - в деревне начинается тоже разруха и оскудение. Потому, что стаду нужен хороший пастух, который поведёт его к процветанию, изобилию - материальному, духовному, душевному.
Любой коллектив людей состоит из какого-то числа самостоятельных единиц, который не только может своей самодостаточностью, крепостью духа, харизмой наладить свою жизнь изнутри и снаружи, но станет авторитетом, главой, сдерживающей и организовывающей силой, столпом, на который будет опираться коллектив. Большинству людей нужно указывать законы, нужны авторитетные хранители традиций - вожди, старосты, просто мудрые и строгие люди, которые разрешают споры, ведут за собой.
Безусловно, были разные места, местности, более удачные и менее удачные. К тому же, были кризисы и упадки, которые внесли вырождение - тотальные, как сейчас, и менее существенные. Были они в истории и дореволюционной России и среди крестьянства.
Когда читаю тебя, о том, как до сих пор Белгородщина, твои деды, бабушки несли традиции почитания ритмов Земли, завидую и восхищаюсь. Для меня это то, что даёт силы жить и верить в человечность, в прекрасную природу человека. Ты выросла в окружении истинных людей, потому веришь, что иначе быть не могло, потому продолжаешь традицию своих родных, своих корней, иначе ты не можешь, очень глубоко сидит в тебе то, что ты от них получила.
Однако, бывает иначе. И сейчас и тогда, более сотни лет назад.
Для меня очевидно, что жизнь в живом, на земле, среди домашних животных, в ритмах хлебопашца, в ритмах человека, жизнь которого полностью зависит от его связи с землёй - одно это не делает человека сознательным, осознанным, ответственным, прекрасным, счастливым, гармоничным.