Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Фольклор и генетическая память  (Прочитано 5519 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЯреньгаАвтор темы

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +674/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2 814
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 7402
  • - Вас поблагодарили: 8415
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #15 : 17 Январь 2019, 23:11:48 »

Прочесываю списки народных песен в современном исполнении.
И наткнулась на такой вид народного творчества - охранный напев.
Например, такой - "Пока молод был"

"Пока молод был, горя не было,
Возрастать я стал, горе прибыло,
Куда ни пойду — в бяду попаду,
С кем держу совет — ни в ком правды нет,
Брошу здешний мир — уйду в монастырь,
Там я выстрою келью новаю,
Келью новаю, в три окошечка,
В первое погляжу, на Дунай-реку,
В другое погляжу, разыграюся,
В третее погляжу, разрыдаюся."

Вот, можно послушать две версии.





Возник вопрос, в чем выражается охранная функция?) Для чего были такие напевы, когда исполнялись. Вопрос прежде всего к Зое, думаю она может подсказать  :[
И такое ощущение, что монастырскую тему будто бы добавили позже...

Еще такой глупый вопрос, про Дунай. Почему столько народных песен, где упоминается Дунай? По сути же он может относится к фольклору Молдовы и Украины, через которые протекает. Его упоминали как легендарную реку ( все же вторая по протяженности в Европе) или как границы славянских земель?  :[
Записан
Следы сверхъестественных сил обнаруживают себя чаще, чем хотелось бы людям разумным и просвещенным.

ket

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +1423/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3 915
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 21006
  • - Вас поблагодарили: 18250
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #16 : 18 Январь 2019, 12:44:47 »

Попалась сейчас вот такая статья во вконтактике. Стало интересно что думает наш лесной народ на этот счет. Открываю ШЛ, думаю куда б написать, смотрю, а тут как раз тема подходящая в последних. Открываю, а последнее то сообщение от вчера оказывается как раз на ту же в принципе тему. Значит может действительно стоит обсудить?
Текст статьи.

Смертные колыбельные: Темная загадка русской души.

Русская народная культура оставила нам много прекрасного и загадочного, что столетия спустя нельзя осудить, а остается только принять. Среди такого культурного наследства плачи, заговоры и… колыбельные с пожеланием смерти. «Бай-бай да люли! Хоть сегодня умри», – начало колыбельной, которую еще полвека назад можно было услышать в русской деревне. Однако фольклористы предупреждают: как во всем известном «Волчке» нет ничего страшного, так и этих песен современному человеку бояться не стоит. Но и петь тоже не получится: смертные колыбельные – это своего рода заговор, корнями уходящий в язычество.

****
 
Бай-бай да люли!
Хоть сегодня умри.
Завтра мороз, снесут на погост.
Мы поплачем-повоем, в могилу зароем.
 
****
 
Баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Заутро мороз,
А тебя на погост.
 
***
 
Спи, дитя моё мило,
Будет к осени друго,
К именинам третьё,
Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.

***

Мать-царевна сына родила,
Под колокол схоронила,
просвиркой накадила…
 
***
 
Ты обманешь-проведешь –
В сыру землю спать уйдешь,
Баю-баюшки-баю.
Ты во желтые пески
Да под сини камешки,
Баю-баюшки-баю.
Во сыру земелюшку
Тебя схороним, девушку…
А я байкаю, качею,
Петру Павлу завечаю,
Петру да Павлу, преподобному Макарию.
 
В науке нет единого мнения о природе и назначении смертных колыбельных. Существует несколько версий, и для каждой можно найти аргументы как за, так и против. Безнравственность русского крестьянства? Отличное от нашего отношение к смерти? Такие колыбельные как пожелания избавиться от мук пели только больным младенцам? Что, кстати, совсем не выходит по тексту.
 
Есть версия, что в ребенке жил «чужой». Это он, чужой, плакал, капризничал, не хотел спать, и мать убаюкивала на смерть не малыша, а злого духа в нем. Самой правдоподобной и гуманной кажется версия о том, что колыбельные – это обманки.
Мать или няня заговаривали несчастью зубы, чтобы оно шло мимо, а ребенок жил счастлив и здоров.

Сон, равноценный смерти

Ситуация, в которой младенцу могли бы петь смертную колыбельную, описана в рассказе Чехова «Спать хочется». Нянька Варька, девочка лет тринадцати, загружена работой по дому днем, а ночи напролет качает беспокойного хозяйского ребенка. Если Варька, чего доброго, уснет сама, хозяева прибьют ее. А спать хочется. Вполне можно представить, что замученная работой и озлобленная нянька, сама еще ребенок, пела младенцу: «Бай да люли, / Хошь сегодня помри… / Матери опроска / И тебе упокой».
 
Быт русских крестьян был настолько тяжел, а человеческая жизнь ценилась так мало, что, наверное, смертные колыбельные – явление закономерное.

В них и прямое отражение непростых бытовых и социально-экономических условий жизни традиционной семьи, для которой каждый родившийся ребенок – лишний рот, и эмоциональный выплеск материнского стресса, вызванного беспокойным поведением младенца и усиленного усталостью, недосыпом, как в случае с героиней Чехова.
 
– Непосредственно связанные с областью заговоров, колыбельные решают прикладную задачу: угомонить неспящего ребенка сильнодействующими средствами народной магии, – обобщает выводы исследователей Сергей Алпатов.
 
Всем известный «Волчок», к слову, тоже об отношениях человека с потусторонним миром. Только если в случае со смертными колыбельными поющий выступает за контакт с ним, то в песнях с упоминаниями волчка, кота, Буки он предупреждает об опасности такого взаимодействия.

– Сон в народной культуре равноценен смерти. Это переходное состояние, в которое и желает баюкающий погрузить младенца, – продолжает Надежа Рычкова. – У славян существовало представление, что младенец до определенного времени – в разных традициях по-разному, чаще всего до крещения – связан с иным миром и уязвим для потусторонних сил. Поэтому тексты смертных колыбельных не являлись «жуткими» для людей, имеющих подобные представления. Смысл их был в том, чтобы ребенок преодолел переходный статус и проснулся настоящим членом общества. Чередование смерти-сна и пробуждения постепенно приведет к преодолению переходного статуса, то есть к взрослению. Эта одна из функций таких текстов. Надо заметить, что колыбельные полифункциональны, и еще одна наиболее вероятная функция, которую реализовали смертные колыбельные, – это функция охранительная. То есть пожелание смерти – это обман смерти.
 
Эта функция кажется наиболее правдоподобной, потому что в традиционной культуре существуют и другие случаи обмана смерти и болезни. Например, охранительные имена. На Руси называли Злобой, Кручиной, Некрасой, чтобы ребенок вырос добрым, веселым или красивым, а у осетин, народа, проживающего на Северном Кавказе, до сих пор встречается имя Саукудз (в переводе с осетинского «черная собака»). Так называли мальчика, если он родился после того, как в семье умерли несколько детей.

Источник http://www.pravmir.ru/smertnyie-kolyibelnyie-zagadk.../
Записан
У каждого человека свои звезды

ket

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +1423/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3 915
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 21006
  • - Вас поблагодарили: 18250
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #17 : 18 Январь 2019, 12:49:24 »

Мне кажется верно все же и то что сон и смерть воспринималась как идентичные состояния, и то что проговаривая-пропевая плохой вариант будущего, его как-бы стирали.
Записан
У каждого человека свои звезды

ЯреньгаАвтор темы

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +674/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2 814
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 7402
  • - Вас поблагодарили: 8415
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #18 : 18 Январь 2019, 15:05:36 »

и то что проговаривая-пропевая плохой вариант будущего, его как-бы стирали.

Такая штука осталась в охотничьем фольклоре, а потом перешла в студенческий.
Пожелание "Ни пуха, ни пера" и просьба друзьям поругать студента в то время, когда он сдает экзамен.
И тут, конечно, интересно следующее - почему таким образом стирается плохой вариант? Стирается ли таким же образом хороший, если его пропеть и т.д.?
Записан
Следы сверхъестественных сил обнаруживают себя чаще, чем хотелось бы людям разумным и просвещенным.