Слово "чаяно" - тоже было когда-то в языке, и одним боком оно, конечно же, родственно глаголу "чаять". На нём хорошо и долго потопталась церковь, нечаянно или нет, засунув с постоянный мотив любой молитвы и символа веры "Чаять воскресения мертвых и жизни будущаго века"
Накрепко связав с тем самым субъективным ожиданием человека чего-то от пространства без шевеления собственными плавниками
Чаю и чаю...
Приди халява, в общем
Но если убрать церковные наслоения на древний язык, то "чаять", "чаянно" в более древние языковые эпохи идёт от ещё одного корня "времени и срока" - "чаѣ", которое породило и наше современное "час".
"Делу время, а потехе час" - это не о том, что на потеху выделяется ровно 60 минут
А о том, что и тому, и тому - свое ВРЕМЯ
(как и -годЪ- из предыдущего слова имело значение не 365 солнечных суток, а отрезки времени вообще
"Год году не ровен", "Травы да дерева - суразны /разные/ года")
"Чаять" идет очень близко с тоже сейчас устаревшим значением "ощущать, чувствовать" (души в нём не чаю)
Чутья времени, чуять нужную пору, правильный срок, когда делу будет успех - важное чувство для человека старины, не наитие, а именно соединение невербальных ощущений Древнего и видимых логик реальности
(Индоарийский корень -कया- /chayA/ - оболочка, стержень, проводящий сосуд, направляющее русло)
Потому "чаянно" - это "намеренно, с вектором на успех, с крепким чуянием хода событий"
Замечательный разбор получился!!!
По прочтении, просто просится вывод, что слово исчезло, потому как смысл его стал слишком сложен для обновленных мозгов.
Оно и понятно, такие нюансы языка отражающие недоступное - просто не могут быть востребованы, потому как нет предмета для описания.
Не часто бывает, но иногда вспоминаю фразы дона Хуана (КК), и да, попадания там есть совершенно беспощадные!)) До буквы не помню, но он как - то сказал, что всё развитие нашей цивилизации происходит только на одном уровне - уровне усложнения машин. НО МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ "РАЗВИТИЕМ" УСЛОЖНЕНИЕ МАШИН??? ))
По моему, он просто не захотел использовать термин "одичание".)) В самом распространенном и хреновом смысле ...
В современном обществе есть могучий церковный джокер - "душа". Нечто подходящее для создания всяких разных объяснялок на темы, где ПОЛНОЦЕННАЯ ЛОГИКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, ФАКТАЖ ИСЧЕЗАЕТ, ТАМ, как писал Митрий "УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ В НЕБО И ВЗГЛЯД ВВЕРХ" - и разговоры о душе))
Такой "логический прием" - это перепрыгивание пропасти тройным прыжком)) Не надо разговоров "о душЕ". Не надо гипотетических абстракций никак не укорененных в нашей онтологии. Этот "иной мир" он в нашем бытии уже давным давно не только выглядит как "иной мир", но по сути, им является. Миром никак не соединенным с нашим современным. Не стыкуемым никак кроме как через "веру".
(Ну а "через веру" в человека можно загрузить всё что угодно без всяких исключений и ограничений).
То есть. Чутьё и чаяние остались в другом мире. Который когда-то был един. По крайней мере, во времена формирования языка - трансцендентное было обыденным, обыденное трансцендентным.