Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 93580 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266


 А можно по-подробнее  в   ритмах или праздниках?

С первыми лучами поднимающегося Солнушка 25 декабря, в именины Солярного года – уходит, истаивает из мира нашего Карачуново время. Уходит, чтобы с  новым оборотом Земли, вновь прийти в особые ритмы мироздания

Праздник – не праздник, уж точно не в нашем «праздничном» смысле слова – но важнейший, веховый пик Живого года. Время начала  - и время конца
В этом, трактуемом как «противоречие» современным нашим мировоззрением – особая правда жизни и великая справедливость того, как представляли, ощущали Пространство наши далёкие Предки

Всё – имеет свой конец, всё смертно в Природе. Так устроено, такой лад и закон…
Потому что старое, древнее, ветхое должно и обязано уступить место новому, рождённому. Несущему обновление и силу жить дальше всему Миру
Это – великий и нескончаемый круг Жизни, где всё умирает, но и рождается, без всяких эликсиров бессмертия, стволовых клеток или пересадки органов и душ…

Карачун – такой ветхий, древний День, что почти стёрся из памяти… Остался в глупой присказке – «карачун тебя забери», да и всё, наверное. Ну и «карачки» - ходить на корточках, становясь ниже ростом и ближе к земле-матушке

Говорят, что дольше всего удержались карачуновы каруны – нелетописные сказы о судьбах и вехах прошедшего времени, впоследствии наречённые гадательными книгами. Прошлое, по которому ведали будущее - запись причинно-следственных скреп хода Жизни, конечно, в этом было немного логики и смысла для Потомков

Но если пойти по древним корням и старым значениям, можно дойти  до дна глубокого колодца. В котором своего звучания уже нет – лишь эхом разносится что-то едва-едва уловимо знакомое…

Может, в более поздние времена, когда уже обособились славяне – Карачун породил Карну-Карану – древнюю ипостась свойств Пространства перерождаться и обновляться, проводить умершее и ушедшее в мир мёртвых и сохранять с ними крепкую связь, быть питательницей Живого Рода, заведуя мёртвой вологой – без которой не будет силы у воды живой
 
Если уйти ещё глубже в старые корни слов, то найдём «исход» карачунова имени –
कर    kara
Автор, Создатель, Творец, Зачин, Сила

сбор, жатва, итог, урожай

дань, дар, подношение

бечева, верёвка, связь, переход


Смыслы о многом, и вместе с тем – уже почти ни о чём. Их нечем зацепить и соединить, не имея аналогов…

Карачун – время особой связи миров. Тонкого, истончённого времени, пространства, особых связей, пронизывающих все полосы. Одновременно связывая их накрепко – и облегчая переход

Карачун – калиново времечко, калиновы мосты мир наводит в нашу полосу, рождая время сказок, гаданий, вещих снов и особых встреч, древнего искусства ладования и жеречения с Миром

В этот день летят по свету белому особые ветра – ветра буйные, ветра-зазимники… Их, по поверьям, выпускают одновременно из сундука волшебного острова Буянова – разом с ветрами-листобоями и ветрами-вьюжниками.
Только пока летят листобои по белому  свету, ветра-зазимники два круга по изнанке мира делают. Оттого поспевают к самому Карачуну, когда воздушные братья его уже покидают.
Ветра эти тихие, ровные – почти незаметные, а вот услышали и ощутили их Предки.
Ветра зазимники ладят мир под рождение Солнца, врут - врачуют и целят его под новолетие. «Ветровы враки послушать под Карачун» – услышать биение сердца земли-матери, провидеть грядущее

В этот день становится тяжёлой вода – она, в противовес краям белого света – в эти дни равновесит и держит Мир, чтобы он до сроку не слился с миром старым. Тяжёлая вода несёт свои сказки и приговоры – потому те, кто ведал из женщин её язык, уходили слушать стар-Вологу

В этот день чтят и поминают, устраивая помины, как по покойнику – старый мир, мир, в котором солнца то ли не было, то ли оно погасло, то ли унёсла его хтоническая древняя сила Яшеры-Иштар, матери миров. А люди пришли в мир с красным Солнушком – и стали «жить-поживать на белом свете».
Зачем это тёмным крестьянам, у которых к середине зимы в каждой избе по покойнику – собирать помин по старому миру, о котором уж никто толком не помнит? – неведомо нам, нынешним...

Но старая память всегда держится за старые магистрали – вдруг придёт время, в них вольётся новая жизнь – затеплятся древние смыслы, разгорятся, всколыхнут сознание этноса?
Не пришло время, но память – удержала остаточки знаний…

В этот день идут в мир наш те, кто его давно покинули или кто является к нам нечасто – вернее, обнажаются и крепнут такие связи, наполняясь потаённою силою – что встречи с ними почти неизбежны. Обнажаются и чувства человековы – которым становится доступно многое раньше скрытое, заваленное мусором обычных ощущений.
Встретишь кого в Карачун – язык, по поверьям, сам заговорит на общем для всех сущих наречии. А не захочешь – перекрестись, смахни смыслы древние крестовым знамением, отверни взгляд от древнего звучания мира к Богову

Хоть и не любит карачуново время креста христианского – не боится,  избегает.  У него свои кресты, равнолукие, которые чертит мир птичьими крыльями в небе Карачуна

Карачун – «Журавлиное время», в нём звучат голоса всех старших журавлей, давно уже почивших в здешнем мире, но когда-то летящих на юг и влекущих так мир на солнечный оборот своими крыльями. В это время звучат их голоса, навечно вплетёные в тело Пространства и помогающие родам Солнца – рождённое, оно тоже должно услышать на Карачун голоса старых Журавлей

И потому уходили люди на болота и старые луга, слушать Журавлиные шолопы, вплетая его в своё тело. Потом, минуя годы, тело вернётся к Матери, принесёт ей голоса Журавлей…

Ведь если что звучит в тебе на Карачун – оно должно быть услышано


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14799/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 145
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60800
  • - Вас поблагодарили: 107266

В лоскутном одеяльце остатков старинного календаря есть дни, которые вызывают насмешку и недоумение - и это по меньшей мере
Одной из таких дат является Луков день - день почитания лука и его тёзки святого Луки (спойлер: жил, занимал руководящую должность в обители близ Константинополя, потом тихо помер)
Что это за день - по остаточным сведениям? Убирают лук с грядок, готовят с ним разные блюда, до Лукова дня луком не торгуют на ярмарках
Первый и последний факт как-то противоречат друг другу (если только убирают, то понятно, что не торгуют. Не сразу же с разрытой грядки тащат в торговые ряды?)

То, что с луком готовят разные блюда - не вызывает сомнений, причём верится, что не только в этот день подобное у предков случалось

Если кто-то всерьёз и хорошо занимается огородничеством, то он уже споткнулся о факт первый. Хоть по старому стилю, хоть по новому - день этот один, тот, который у нас за окошком. А там погода такова, что убирать в этот день лук - дело уже зряшное и бессмысленное.
Даже не затрагивая то, что собирать любой урожай в какой-то строго выделенный день - глупо в квадрате. Погода, знаете ли, она разная бывает

Так вот, убирать к этому времени лук - поздно. Если это южные регионы, то лук даже старых солидных сортов  уже давно выспел и убирать его надо намного раньше. Ранние луки начнут повторно отрастать - и мы получим шикарную зелень, но полностью непригодную к хранению луковку
В северных регионах это вообще уже хорошая осень - и она совсем не для выспевания лука на грядке

Старинные сорта или даже просто дикий окультуренный лук, оставленные до этого времени в земле - уже вовсю приготовились к зимовке. Изменили чешуйки, выделили нужные вещества, чтобы луковка перезимовала в мёрзлом грунте и дала весной цветущую стрелку
Если в это время такую "запоздавшую" луковицу выкопать, то она храниться тоже не будет. Она готова к минусу земли, а не к плюсу погреба

Так что же хранит в себе Луков день?

Два факта нас направят на поиски ответа... Итак, даже сама церковь перестала скрывать, что на многие (на мой взгляд, что на все) языческие праздники она установила свои. Практике перенаправления внимания она явно научилась раньше современных психологов)

И Луков день потому случайно ли стал день поминовения в сущности совершенно непримечательного "святого", имя которого было созвучно с нашим овощем? (есть ещё один "Луков день", 5 мая, на который был навешан другой подменный праздник со святым помощнее - апостолом-евангелистом Лукой. А ещё одно название майского "Луки" - Ведьмины хороводы, вот так...
Но этот праздник - не тема нашего размышления, это просто пример важности таких "наслоений" на дохристианские мировоззренческие руины)

Это факт первый
Факт второй даст нам взгляд на сам древний календарь. Ведь он - живая, цельная и единая вязь годовых суток, со своими ритмами, задачами дня и связями. Это не виртуальный настенный календарь современного человека, когда пока не оторвёшь один листок - не покажется тот, что за ним...
Дни древнего календаря могли меняться местами, растягиваться ритмами на пару дней, исчезать, чтобы появиться в кологоде следующем
(в этом сложность исследователя - ну не обладаем мы нужными смыслами, чтобы представить и понять ТАКОЙ календарь. Не застывшую последовательность дат и строго очерченных месяцев и сезонов)

А ещё дни старинного календаря очень сильно обуславливались "контекстом" ритмов. То есть - были дни тихие и целые недели тихих, почти обыденных дней. Были дни особые, пики-вехи года, к которым приковывалось внимание не только человека - всего Живого Пространства
Карачун и Масленица-Комоедица, Оспожники и Жаворонки, Летние и Зимние Крёсы, Стожары и Святки (Зимние и Зелёные), дни солнцестояний и много других, ныне утраченных из знания человеческого названий-дат

И этот непонятный по логике Луков праздник своим календарным контекстом просто ошарашивает

Он зачинает целый цикл, пожалуй, наиболее особых дней первой половины Осени - за ним идут Сварогов день (начинающий неспешный акт закрытия Небесных Сварг), Рожаницы (день Лады-Матери, вечно обновляющейся и рожающей Живы, а ещё чествование человеком молодых матерей, продолживших Род и связавших щуров с потомками - на этот день позже установили праздник Иоакима и Анны, в глубокой старости по Божьей воле родивших Марию, которая родила без мужа от Святого Духа)

Ну и на 22-23 сентября приходится Таусень-Радогощ - день осеннего равноденствия. день слома, смены, окончательной перемены земного пульса на зимние ритмы. Они ещё нескоро - но цепочка соответствующих событий уже началась астрономическими явлениями Фьюзиса

Каким образом тут прилеплен замечательный овощ? Или это уже просто отчаянные попытки удержать старое слово? Древний Луков день - совсем не от огородного лука, а от -luka-, старого индоарийского корня, который породил и пушкинское Лукоморье

"Лук" - "изгиб", "кривизна", "поворот", "смена", "изменение"... Все наши излучины, лукавства, лук-оружие с тетивой - это всё тоже родом из этого корня и с похожим значением

Луков день - это день толчка, начала поворота земных ритмов, день обновления и зачина чего-то нового. В мировоззрении предков
Время особых "кривых" снов - снов, влияющих, кривящих-изменяющих человека...



Для картины мира потомков хватит и лука в пирожках на Луков день)

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...