Серый волк как чуть ли не главный герой сказки и особый помощник.
Здесь всегда есть встреча – и обстоятельства этой встречи в каждой сказке очень важны.
Но хотя бы набрызгами…
В Сером Волке две ипостаси – волк оборотень, серый пастух, (отголоски древнего божества, кстати, древнего и забытого особого – Лесного Духа, масса обрядов, масса отголосков – но пока не будем)
и…
и старый (вернём снова первоначальное значение слова – много поживший, умудрённый опытом и всем, что с ним свершилось. Старший. Знающий. Мужчина-Волшебник)
Волк-оборотень, который никогда не пугал русских детей, а заставлял их в восхищении перехватываться духом…
Всеслав Брячиславич – дивный княже-оборотень
Мальчик Онуфрий – рисовавший «зверя» на своей бересте с уроками
«Волчьи прочерки» - на полях древних книг…даже церковных!!!
(вспомним Европу. Оборотни, которые выжирали целые деревни. Красная Шапочка, которую не спасли охотники (так было в первоначальном варианте евросказки). Но о Девочке и Волке мы тоже поговорим…)
Серый волк – не только транспортное средство, но и самый яркий волшебник – умеющий много больше, чем даже волшебница-девушка…
И не зря в сказках она сдаётся перед его силой и часто – покоряется, признавая старшинство и мудрость.
Умеет оборачиваться человеком – но предпочитает быть в серой шкуре. Бывающий запросто в невиданных садах и дворцах – но выбирающий свои Леса… Могущий завоевать целые царства - но у него свои дороги...
Он – не имеет имени. Он просто Серый Волк – и имя ему даже и не нужно.
Особая единица измерения сказки. Штучный товар. Повторить – невозможно!
А узнаешь - сразу…
Серый волк как помщник встречается с Иваном-царевицем иди с девочкой-девушкой
Это – сказки Доли, сказки про человеческую судьбу.. и не только
С Иваном-Царевичем
Всегда – помогая добывать при этом девицу (как основную задачу или третью по счёту после других подвигов)
(вот, кстати, об Иване Дураке. Не упомню всего – но только в одной (вроде бы) сказке Иван Дурак действует вместе с Серым Волком. Да и то – они скорее товарищи, и один другому не уступает, хоть и каждый в своей «деятельности»)
Иван Царевич.. Совершенно безвольный и даже неумный местами персонаж, не раз «запарывающий» Серому Волку боевое задание
Волк не только добывает ему девушку - но и исправляет все ошибки Царевича в действиях по обретению супруги…
Серый Волк помогает ему всегда не просто так. Какой бы ни была беда – всегда нужно пожертвовать богатырским (а не каким-то там ледащим жерёбчиком) конём. Его то ли съедает Волк (причём как-то уж без предупреждения, не снимая седла?????) – либо это отголоски жертвоприношения (коня в древности, кстати, приносили чаще всего – знак Солнца и дороги)
По этому жертвоприношению Волк-дух обязывался помогать – «верой и правдой», сцепив зубы при виде глупостей Царевича…
То ли этого коня – дарят? Необычному мужчине-оборотню.
Серый Волк служит девицам-волшебницам или пленным.
Приносит волшебные предметы волшебницам-девушкам – которые они сами, своей силой добыть, видимо – не умеют…
Помогает и служит запертым. До дня их освобождения
(помните – у Пушкина, навеяно няниными сказками – «и бурый волк ей верно служит»)Серый волк также указывает дорогу в то царство, где девушка «томится», в отцовом доме или плену у врага.
Он её туда знает - а сам герой нет...
Серый Волк встречается с девочкой-девушкой.
А тут оказывается – не надо подарков-жертвоприношений
Никаких и вообще!!!!!
Стоит девушке зайти в лес и там случайно залиться «горюч слезою» - Серый Волк тут как тут. Зубы спрятал, чтобы не напугать, выть не воет, слёзы ей вытирает.
Ничо ему не надо.
Просто так помогает и советом, и силой волшебной. Вытаскивает, спасает и её и еёйного жениха, буде такой случился в сказке (ну или выступает своей дивной волошбой против злой мачехи).
Даже оживить её – погубленную, восстанавить ей «изрубленное» тело и возвращает душу – оказывается ему под силу…
Ну и маленький обряд для раздумий…
Не такой уж и старый-забытый, вспоминали его ещё на моей памяти.
Перед свадьбой, если девушка сильно уж нервничала, волновалась, «колыхалася нутром» - звали одного из старших мужчин – посылали за СтарЫм.
Он…. водил её «волчими хОдами, крУгами лесными» – вдвоём уходили на известное лишь старшему мужчине время кругом по солнцу лесом.
Мужчина при этом.. накидывал либо шубу, либо выворачивал зипун наизнанку (мехом наружу)
Могло и так случится, что что-то не сладилось у невесты и жениха на первую ночь. Тогда тоже посылали за Старым. Однажды, когда выданная с соседнем доме невеста-девушка - на второй день свадьбы рыдала-плакала, выходить из сенного места не хотела – послали моего Деду, тогда ещё мальчика – в дальнее село на колхозной бричке.
За СтарЫм
Не старый дедушка понадобился, который жил с той семьёй вместе.
И не их родной дядька их ближнего хутора.
А какой-то мужчина из совсем дальнего села, живший там же на отшибе, где его с трудом разыскал маленький Деда – и сказавший в сторону с досадой примерно так:
«Изломали девку, как уладить теперь…»
Но поехал.
И тогда шли уже СтарЫй с девушкой-женщиной – лесной дорогой против солнечного хода…