- В пятницу пишем Далевский диктант! - обреченно вздыхает декан, помогая мне завернуть и уложить рушники и мережки. Дорога дальняя - из областного центра домой, в город, а потом ещё и в посёлок.
- Далевский? - недоумевая, не сразу понимаю, что это вроде от имени Владимира Ивановича. Даль который
Моя догадка подтверждается:
- Далевский. Весь третий курс пишет. Уж мы их готовим-готовим, но вряд ли напишут прилично... Первый час каждый пары у них только русскому языку посвящен. И так все уроки! - смотрят на меня очень строго
- И у меня? - на всякий случай уточняю. Завтра у меня как раз у них пара - два раза в неделю я здесь веду спецкурс, у первого и третьего курса
- У всех! - это уже не только мне, но и забежавшей в деканскую комнатушку смешливой Леночке, и степенно вплывшей двумя крейсерами вперед Маргарите Алексеевне
Но завтра третий курс встретил меня очень уж как-то весело.
- А вы нам сейчас про родную речь говорить будете! - слегка нараспев, растягивая слова говорит нагловатая Алла. Аллу я втайне люблю и ценю: смелая, но умеет вовремя остановиться, не нарушая границ уместной дерзости юности. А ещё умеет ставить нетрадиционно вопросы, смежить разные темы, сделать небанальные выводы
Потому ей и всем просто киваю:
- Буду.
Ещё бы, указания декана тут не обсуждаются
- Что наш язык самый великий и красивый, что его надо беречь, что надо избавляться от иностранных слов, что они засоряют родную речь - Алла почти в рифму ехидно перечисляет, но растеряно хлопает нарощенными чуть ли не в пол ладони ресницами /я всё жду, что однажды от их взмахов поднимутся в воздух листки конспектов, но Алла осторожна/, когда я коротко отвечаю:
- Нет
Из-за вредной Аллы концепцию первого часа пары приходится менять буквально на ходу и бесповоротно. Потому что я... действительно собиралась говорить о великом и красивом языке, который надо беречь, не засорять, изучать и...
Вот только поймёт ли третий курс то, что я попытаюсь рассказать?
История русской земли хранит много загадок.
Потому фраза "нужно изучать нашу историю" иногда кажется мне донельзя смешной. Как можно изучать то, чего на самом деле практически нет? Как можно изучать то, чего никто не знает? Где и как её искать, нашу историю?
Кому и... зачем?
Иногда заглянуть под тонну этих фальшивок помогает он самый. Язык
Где-то с 12-13-го веков и вплоть до конца правления Ивана Грозного скрыт странный, сложный пласт событий, которых мы не знаем. Вернее, то, что знаем, как-то не укладывается вместе
Торчат из этого периода какие-то нити, которые, если потянуть, не волшебный сказочный клубок покажется - расползётся всё полотно
Вроде бы и вера православная крепко стоит... И вроде бы с крещения Руси не один век прошёл - аж пол тысячелетия минуло. И в то же время вера какая-то... двоеверная. Иначе зачем бы было Михаилу, а вслед Алексею Романовым твёрдой рукой, огнём и клинком эту самую веру укреплять и буквально заново ставить?
Что было ДО? Была ли вера и какой она была?
Та же фигура Грозного, на которой сходятся все пути несостыковок - верующий-верующий, а пять (семь) раз женился. Видано ли для христианского царя?
Притом что наложницы, как изложено в хрониках, у Грозного тоже были
Для христианина, живущего покаянием за покаянием, судя по церковным сводкам о Грозном, это более чем странно. Зачем жениться в запрет церкви два (или три) лишних раза при имеющихся наложницах и взрослых наследниках, в которых династия более не нуждалась? Это уже не о вере, а о просто логике
Судя по анализу останков Грозного к концу жизни он не мог бы пришибить тяжеленным посохом и мышь, не то что взрослого мужика. Кто и зачем уничтожил династию Рюриковичей, убрав старшего и младшего сыновей, а среднему, с детства истово набожному, подсунув бесплодную жену?
Какой могла быть вера того времени, если вся артефакторика от простых деревенских рушников до находок в Петергофе - говорит минимум о двоеверии? Не потому ли веками были биты князья-христиане, что население их уделов имело веру другую? Судьба Золотого Каганата (Хазарского ханства) была печальна но дает прямой пример - как только её каганы начали принимать иудаизм, маятник судьбы начал отсчитывать Каганату последние годы.
Могли ли остатки древнего мировоззрения дожить практически до прошлого века, если православная вера у русичей была установлена так давно и крепко-накрепко?
Загадок и подмен слишком много, но мы пока поговорим о языке. Где-то в смуту 12-13 веков случилась полная перекройка звуковой стороны русского языка. Сначала сразу несколько гласных звуков древнерусского наречия стали "редуцированными" (кратко звучащими, усечёнными, не могли быть в позиции ударного звука, то есть быть пропетыми)
А затем к концу 13-го века, а где-то позже, завершился и процесс полного "падения редуцированных". Из речи они полностью исчезли
Вместе с напевностью, текучестью фонетической стороны языка и, видимо, с древней магией жеречения
Садко, Святогор с его вещими словами, баяны ушли в сказки, потому что изменённое русское слово стало звучать совершенно иначе
Возможно - разрывая и связь с фонетическим звучанием живого пространства
Исследователи точной причины назвать не могут - как один из самых твердых вариантов, очередное влияние Византии и её христианства. Как-то она часто "влияет" на Русь...
Ко времени смуты после эпохи Грозного начинается обширный процесс выпадения из языка уже не звуков. Большого числа слов, который длился ещё целое столетие
Причем слов, объединенных определёнными признаками
Самой интересной внешней их приметой является то, что после их утраты в нашей речи ещё долго сохранятся их... антонимы. Часто до нынешнего времени. Слова с отрицательной составляющей смысла есть - а с самим смыслом нет
Приведу только часть этих слов
Взначай
Да-да, это слово очень долгое время было в древних славянских наречиях, затем в древнерусском языке. И означало оно прямую противоположность нашего нынешнего "невзначай". Оба они корнем родственны ещё одному древнему слову - "чаять" - ждать, ожидать - и "час" - время, срок, пора
Взначай - Специально, намеренно, неслучайно, ожидаемо
Запомним это. Было неслучайно, ожидаемо - осталось в языковых смыслах только "случайно, нежданно"
Смысл понимания псс, логик и закономерностей "что из чего получается" - утрачен вместе со словом
Вежа
"Вежа", вернее, "въежа" - это противоположность нашей нынешней "невежи", то есть человек знающий, ВЕДАющий. В нашем крае вежами и водами еще в 17-м веке называли проводников и следопытов дикого поля. Но это, скорее, уже уход древнего общеупотребительного слова в ограниченный диалект. Вместе с диким полем пропали и вежи
Остались лишь НЕвежи - люди незнающие, неопытные, неведающие...
Запомним и это
Взрачно
НЕвзрачно выглядеть можно и сейчас. То есть некрасиво, незаметно, никудышненько
А вот взрачно - уже не получится?
В древнерусском языке слово без отрицательно частицы означало - видно, заметно, понятно, приятно, и относилось как к внешности и окружающему миру, описывая их гармоничность, так и к явлениям, фактам, размышлениям. Которые были взрачны, то есть заметны, выпуклы и видимы. Тоже в своём роде гармония логики и осмыслений
Годовать
В отрицающем смысле это слово нам знакомо и употребимо - НЕгодовать - гневаться, быть недовольным
А вот в значении "быть довольным, достаточным", то есть "годовать" - слово из языка однажды и навсегда исчезло... Остались лишь негодующие и недовольные...
От этого слова в украинском языке сохранился осколок смысла - "годувать", например, младенца или старика, то есть присматривать, ухаживать.
Само же слово "годати"/"годовати" исходит ещё из индоарийского древнего корня गाढ - "твердо", "правильно", "успешно"
Быть довольным, годовать - то есть сделать все правильно и в нужное время, получается?
Кстати, вместе с этим словом исчезло и слово... "годяй". То есть подходящий, годный, сделавший всё правильно и по совести. Но язык сохранил "негодяя", первоначально - просто к чему-то не годного, к работе или службе, затем вообще негодящегося, бессовестного, подлого...
Настье
Ненастье ещё есть в современном языке, хоть и редко употребимо, а настье куда-то пропало...
А ведь оно употреблялось долго и часто, имея значение "погожая погода, хороший день" и так далее. Если копнуть глубже, то восходит это "настье" к древнеарийскому корню नाशतस् (nasat) - "сплоченность, защита, мир, спокойствие") Отсюда и "наст" - крепкий, удерживающий вес, сдавленный в корку снег
Ряха, урядица, радивый
Сразу несколько исчезнувших слов с корнем "ря/ра"
Да-да, этот корень остался в нашем слове "радость", оно оказалось слишком неубиваемо) Как Радости и положено
НЕряха изначально было противоположностью вполне полноправного ряхи. Ряха - это тот, у кого всё в поРЯДке, в том числе и наряд (наряд же изначально - это вообще весь человек совокупно, когда внешнее гармонирует с внутренним и находит отражение в символах и знаках наряда - сакральной вышивке, оружии, инструментах - которые показывали, кто человек таков ещё до того, как он откроет рот
Об этом как раз старая поговорка - "встречают по одежке, провожают по уму".
Изначально эти две части... не противопоставлялись одна другой, а полноценно дополняли друг друга.
Наряд человека показывал кто он таков, из какого рода и семьи, и это было важно.
Об этом же и "ряженый" - не просто переодетый до неузнаваемости человек, "ряженый" имеет более древний смысл. Это как раз тот, что может быть узнан по своему "наряду" (не одежде только. Всему облику. Облик-облаченье-наряд)
Примерно так же в нашем языке исчезли урядицы - что-то хорошее, правильное, порядок, идущие по замыслу события.
Остались НЕурядицы - беспорядки, ссоры, дрязги, помехи...
От древнего слова "радивый" у нас остался антоним - "нерадивый" и чуть больше задержавшийся в языке глагол "радеть". Но сейчас исчез и он.
Радивый - это старательный, работающий, трудолюбивый. Радивый исчез достаточно рано для всей это группы утраченных слов - но смыслы языка удержали "нерадивого"
По похожему пути были утрачены и слова
уклюжий - (древнерусское "клюдити", а еще раньще древнеарийское "клуда" - приводить в порядок, раскладывать по местам, организовывать, собирать)
лепый - красивый, приятный. Да-да, наше "лепить" тоже сохранило этот корень, а ещё он в слове "НЕлепый"
А вот лепый из языка исчез...Следом за ним чуть позже исчезла и "лепота"
Льзя
Очень тонко эту языковую утрату чувствуют дети. Помню, сын всё недовольно выговаривал: "Все время нельзя и нельзя, когда же льзя будет?"
Льзя не будет уже никогда, потому что слово очень давно исчезло
Означало оно нечто большее, чем просто "можно" (ибо "мочь" существовало одновременно некоторое время с "льзя"
"Мочь" - это "я могу", сама возможность. И только с исчезновением "льзя" оно вынужденно стало противоположностью "нельзя"
Вообще русский язык был богат на оттенки модальности - можно-нужно, льзя-нельзя...
И как-то "нельзя" осталось одно-одинёшенько, выражая то ли строгий запрет, то ли неуместность или невозможность...
Или... нежелание?
Потому что слово "льзя" выражало именно желание и возможность что-то сделать. Не мечту или "а вот бы мне бы...", а нечто более устойчивое и убедительное в нашем мире.
Отсюда же, их этого древнего корня растут и нынешние "легко", "льгота" и даже.. "поЛЬЗа"
Льзя - это то, что хочется и интересно сделать. Потому его делать легко и даже полезно.
Древний смысл слова был очень мудр, связывая воедино пользу, интерес, возможность, желание...
Когда эта понимаемая связь была утрачена, осталась только модальность "нельзя"
Навидеть
"Навидеть" образовалось по тому же пути, как и другие русские глаголы с ярко-положительным смыслом - глядеться-нагрядеться не могу, любоваться-налюбоваться, готовила-наготовила, крепко-накрепко...
По этому же типу было образовано и старое "навидъти" - любоваться, восхищаться, испытывать восторг и удовольствие
То, на что хочется смотреть и смотреть, видеть и видеть
Как и положено, у этого "навидъти" был и противоположный глагол "нь навидъти". То есть испытывать негативные чувства так, что даже видеть не можешь объект ненависти
Но как ни странно, ненависть осталась, а изначальное слово - нет
Дуг
Самое показательное слово в этой группе утрат я оставила напоследок. Слово дуг было веками
широко употребимо в древнерусском языке, имея прямое значение "здоровье".
Тоже сейчас устаревшее слово "дюжий" - это крепкий и здоровый человек, наверняка его все вспомнили
А вот "дуг" пропало намного раньше... Оставив только НЕдуг - нездоровье, болезнь
А ведь его корень दुघ тоже из индоарийских истоков, и имел значение "урожай", "дающий", "творящий", умножающий...
Да, слова устаревают и меняются новыми веками. В этом есть показатель гибкости и живучести, изменяемости самого языка
Но эта группа - особая. Во-первых, она оставила после себя слова того же корня, но с полярными смыслами и обратного, скажем так, сотворения (слова с частицей -НЕ- образуются по типу: сначала создается слово без не, а вот потом уже по смыслу отрицания или неполноты достраивается частицей в новое слово).
И эти антонимы оказались вполне живучи в языке, в отличие от изначальных слов с утвердительным, одобрительным смыслом. Настолько живучи, что мы уже и не видим языковые связи со многими из них
Во-вторых... утрата этих слов началась масштабно, практически обрушением смыслов именно после эпохи Грозного. Стали ли всё сплошь неуклюжими больными негодяями, полными ненависти?
Нет конечно же
Но какие-то очень важные процессы в самом мировоззрении, общих смыслах нации они безусловно отразили, оставив нам ещё одну загадку истории