Однажды один старый дедушка долго пытался растолковать мне разницу - в том, как должны вести себя с Миром (он не говорил "Природа", не отделял её - от Мира) люди
очень сильно упирая, как водится - на то, что мы делаем всё и совершенно не так)
Я говорю:
- Бережно?
Он отвечал и тут же сердился:
- Нет, обережно!
(кто не знает, это диалектное, родственное украинскому - "осторожно")
Бережно, оказывается - не вели себя. Просто потому что - как мог человек беречь как-то особенно Природу?
Берегут ли природу птицы?
Берегут ли её звери?
Или просто берут своё - то, что нужно для собственной жизни в Ладу, то, что входит в их природу - и живут себе, сколько отмерено?
Вероятно – примерно так же жили и предки. Особенно не оберегая то, что и так, по всем понятиям жизни было не их, а общее или чужое.
Осторожность во всем. В том, как и чем ты взаимодействуешь с Природой,
Боязнь нарушить тот порядок, который установили до тебя. Тот Лад – который наладился твоими предками и ещё чем-то до них…
На границы места человека и других «секторов» Природы стояли стражи Природы. Которые занимали своё место и налаживали его.
И человек знал – что если ширится Овраг, наступая на Лес – то спорить с этим не нужно
Это Овражник спорит с Лесовиками и это их дела, кто победит
Человеку вмешиваться – не стоит.
Лишь при наступлении оврага на «человеческое» - можно и нужно засадить овраг деревцами, попросив помощи Лешего. Потому что идут вмешательство уже в Место человека
И если это дело угодно всему Миру – то Леший позволит деревцам прижиться…
Ну а нет – так нет. Спорить тут бесполезно…
Если заилилась и «потихила» Речка, сама по себе, без видимых человеческому глазу причин – значит, так нужно Водяному и его семье. Вот такой лад пошёл у водоёма…
И вмешиваться - тоже не стОит. Природа (в лице, конечно, духов, так проще и понятней) – сама знает что делает…
Но если обмеление речки пошло по вине человеческого селения – жди беды.
Правильной и заслуженной беды. Ответки – потому что водяной (опять же – как частичка и страж Природы) самоДУРости человека не потерпит
С которой спорить бесполезно, а полезно – что-то делать и как-то исправлять. Прежде всего – в своем мировоззрении, чтобы так больше не повторилось.
(тут мне очень ярко маячит рассказ Шелта про «Живую воду»)