Лирими, если будет настроение и время, поделись мыслями про взаимовлияние языка и образа мира.
Мне интересно твой взгляд почитать.
Знаешь - это как в банке с малосольными маленькими огурчиками... Которые сидят так плотно, что не выскакивают, как ту банку ни тряси. Только если один достанешь, второй выцарапаешь - тогда и остальные посыпятся
Да только тот первый никак не достать...
Так и у меня в голове - всего много, и своего, и чужого, и ощущений, и вполне вербальных мыслей - а как сложить?
Тут даже Валерино "под задачу" не работает. Потому что я сама такую задачу сформулировать не могу
Собрать? Так уже собирать нечего почти
Описать ощущения? А кто скажет, где они верные, а где навеяны романтикой древности?
Сделать попытку описания? А кому именно попытки, а не сами описания интересны?
Просто собрать мозаику всего, что возможно?
Сидит Кай на берегу Ледовитого океана и жалуется подошедшей Герде:
- Снежная Королева велела из льдинок сложить слово "зима", а у меня получется всё "жопа" да "жопа"
Не знаю
Твой вопрос мне очень дорог. Он не только о том, что мои темы/ответы/мысли могут быть интересны
И значит, что-то было не зря
Это значит, что можно поделиться и этим стать богаче. По самому факту возможности
Образ мира - а каков он? Согласны, что образ мира - это отпечаток реальности в чьём-то мировоззрении? Личном - в твоём языке, общем - в мировоззрении народа, нации?
Только оно было очень разным у одного и того же народа
Вроде бы просто (в смыслах уже изложенного мной в этой теме) - человек несёт древние черты того мировоззрения, которое стало не индивидуальным, а общим. Чего не было в реальности - того не было и в языке
Древний синоним слова "народ", "племя" - "язык".
Как и сам язык - ребенок будет гулить-лепетать, но слова появятся только тогда, когда в этом будет смысл. Их произносить и ими оперировать
Мы говорим - что человек повторяет слова родителей - но точно так же он повторяет "слова" и звуки той местности, в которой родился. Жил. Земля-матерь - она ведь тоже мама? Это зналось и ведалось на протяжении не веков, как Бог-Папа, - а тысячелетий
Но... А та пра-родина, о которой шепчут самые забытые сказки? О том, откуда пришёл человек, куда зовут щур-шурави - журавль-птица? Откуда они оба родом - Журавель и Человек? Только один помнит дорогу к пра-материнской груди и зовёт туда человека - а второй позабыл
"Как человек на две ноги стал - память и потерял" - вроде и в шутку говорено, и вроде про детство (мы не помним себя маленькими, до какого-то времени, лет с трёх... Когда и ходить хорошо начинаем)
Только... может, это ещё про какую память?
И не зря что-то будится внутри от крика щур-журавлиного?
А древнее же-речение? Когда человек мог на равных общаться с природой, с мирозданием? не вский человек - но ведь и не всякий вхож в тайны трав и деревьев, не всякий вхож в сны
А Садко и его бесчисленные отражения в волшебных сказках, которые вещим словом или песней могли управлять, изменять мир. Изменять мир таайным звуком, используя самые корневые, глубинные его звучания - эти сказки или легенды на пустом месте придуманы?
Сказки про утраченное вещее слово, которое спит в старом схроне, или про тайное имя, которое даётся тебе (кем?) при рождении и оно знается до крещения, а потом нужно его обязательно отыскать?
И потому некрещённые детки так легко уходят в мир лесных мавок и навьюшек, потому что они ещё помнят своё вещее имечко? И духи могут позвать?
А сказки, где человек на равных говорит не только с неведомыми сущностями (баба-ягами и кощеями) - но запросто с зайцами, щуками, ветром, солнцем?
И древнего ребёнка и взрослого это не удивляет, он не кричит сказителю - "Врёшь ты, дядя, зайцы только пищат в силках, сам слышал!"
Что-то в глубине откликается этой побасенке?
Где-то ещё ощущается исток, иномирная связь с реальностью через звук?
Но это сказки, а если взять историю?
Образ мира - он каков был у древних индо-ариев, создавших литературный санскрит на своих племенных диалектах? И почему этот язык так схож с русским - что отмечают исследователи, но не дают ответ "почему"? Для чего?
Где и для чего проникла тут связь всего со всем?
И почему из индоевропейской общности вышло множество языков - но настолько близкородственен был только древнерусский?
Или первая русская азбука двух братьев-святых меценатов? Зачем, кому они втиснули такое аховое множество лишних букв (и соответсвенно звуков)?
не было ли тут связи с искоренением древнего языческого мировоззрения? Лишая родных звуков, меняя строй языка - меняя тем само понимание мира и связей в нём?
Или когда христианство окончательно проникло во все сферы жизни - у нас рухнула стройная и древняя система гласных ("редуцированных")
Как это - из языка пропала целая разветвлённая система гласных, придававших ему певучесть и несущих в себе отражение каких-то явлений? не только в языке - в общественной картине мира?
Но об этом никто не говорит, в школах падение редуцированных даже не учат - и уж тем более не связывают с тем, что вместе с языком менялись и отношения уровня "человек-природа"?
Пусть не прошлое - есть современность
Мы говорим, и правильно говорим о засорении языка чужеродными включениями, утратой богатства языка, обеднением, сведением всего к клиповости не только осмыслений, логик, толкований, но и самого языка к пустым языковым клипам "красиво", "прикольно"
Тёмный непросвещённый человек прошлого знал сколько там выводят исследователи? 17-20 оттенков цветов, кажется. И так по звукам, запахам и прочему - тому, что мы сейчас называем "языковым богатством", а раньше это была практичная обыденность?
Была древняя классификация снов, сказок, примет - всё никак не начну разговор об этом. Зачем им всё это в языковом оформлении?
У меня сейчас в студии дети-дошкольники хорошо если основные цвета различают - 6-7 цветов
Есть такие, которые не знают оранжевого. Салатового. Лилового. Сиреневого. Серого
Одна девочка сиреневым считала белый. 9 лет. У неё белая сирень на улице - и никто не увидел ошибку, не поправил, пока она в студии не начала рисовать красками
Другая усиленно пытается разграничить "светло-красный" (розовый), "просто красный" и "желто-красный" (оранжевый)
Что это, как не закономерное оскудение языка - вместе, вслед, в причинно-следственную связь с обеднением образа мира в мировоззрении?
Мусор из головы рано или поздно проникнет в язык - но мы будем бороться за "чистоту языка", не заботясь о том, что там на опорных смыслах мировоззрения...
Мне очень жаль нынешней утраты диалектов... ведь они, формируясь на этой земле, в этой местности - несут слепок фонетического звучания Места... Людей, которые жили и творили в этом месте
Как еда и питьё местности - "скушай моего яблочка наливного " - живая связочка с ней же, так и звуки, рождённые в этих местах, звучали когда-то и в родных диалектах... Хранили это родство через звук
Древний? Если он напрямую связан с землёй, народностью, эхо этих процессов - то ведь и в языке носителей он чем-то отзвучивает?
А если носители утратили свой язык - то рвутся связи и с Древним?
Как на Украине, переобувшейся в совершенно искусственный, нежизнеспособный язык польского суржика - может, они и поэтому всё меньше слышать родство с "небратьями"
От языка очень многое зависит. В нашей голове тоже - только знаем ли мы его реальную историю и назначение, чтобы сложить хоть какую-то мозаику?
Видишь, Ира Мут, у меня самой вопросов больше, чем стройных описаний. Я даже не знаю, как и с кем начать разговор об этом. Слишком много "огурцов в банке"
Вот неделю кручу - на каком языке говорят в сказке, оказавшись за тридевять земель да в тридевятом государстве? Толмачи и послы были известны на Руси с раннего средневековья
И на каких языках мы говорим в снах? Это язык сновидного тела? Или эти языки и звуки тоже имеют связь с физикой тамошних сновидных полос?