а зачем из глубокой древности существует порядок этих самых "тематических годовщин"?.
Вообще-то каждый, наверное, согласится, что чтобы подвести итоги, хоть промежуточные, оборотить взгляд, увидеть, что идёшь туда/не туда - особый повод не нужен
Как не нужен и для того, чтобы пожелать чего-то хорошего, подарить улыбку или тёплые слова, вспомнить о человеке...
Для этого не надо ждать годовщины и тем более крупной даты (и очень обидно слышать на каком-то чиновничьем собрании - эта дата Победы некруглая, в этом году пропустим то-то и то-то... Победа - она каждый день, каждый миг и вздох, потому что благодаря ей мы его делаем...)
Но - тем не менее...
У всего на белом, и не только белом, свете - были для наших предков Именины. День имени. День прихода в нашу Реальность. Начало, точка отсчёта жизни, ритма, дела, творения. События
И не случайно совсем день прихода в этот мир (даже если это не день, а пик времени года, или несколько дней - система, период), или просто само время года или состояние Природы - царь Иван, родившийся в Грозу) - неслучайно церковь изменила на простую дату, условное число условного календарного месяца, да ещё и перенесённое туда-обратно по святцам)
Наши предки чтили именины ягод и трав, дерев и ветров. Были именины у жителей мест и у самых мест...
Даже у Матери-земли и у её Праматери, что лежит под ней, а наша матерь покоится на её лоне - у них Обеих был особый день прихода в Реальность
Именины матушки-земли были два раза в году, весной и осенью, в Журавлей чествовали трижды в год, первые именины - когда детки из яиц вылупляются, первый раз в году рождается Род Журавлиный. Второе рождение - осенние помины, через время спустя после отлета журавлиных стай. Сколько стало на крыло, сколько долетело до второй Родины, сколько горемычных сгинуло в пути?
Третьи помины - день прилета Журавлей в местность, помины живых и недолетевших, но пытавшихся вернуться на родную сторону...
Да и не только именин... Был день первого выпаса и первого укоса. Первых гроз и впервые налдетевших на местность Листобоев. День, когда жеребята впервые шли в общем табуне и прилёты первых птиц, первого выпеченного хлеба в новой печи или каравая из первого обмолота... Как и последнего яблока из урожая, гарбуза прошлой осени - всё это имело своё сакральное значение и важность
Что несло это мировоззрение?
Скрепа, веха для остановки внимания, особый день, чтобы подметить связи, знаки, намерения Пространства. Точка опоры - с опорой на самое важное, что звучит в тебе в этот день, голос Древнего
Многие соглашаются, что в детстве это самый счастливый день, и не только из-за подарков, но и из-за того, что впереди щекочет что-то хорошее, доброе, радостное
А с возрастом примешивается грусть, или тревожность, или беспокойность. Почему? Не только ведь годы, пролетевшее время, воспоминания того, что уже не повторится
Что-то ещё. Важное. Может, это Древний звучит всё сильнее, всё зримей обозначает на полотне жизни то, что нужно успеть сделать?
А может, в детстве просто слышнее было ощущение твоей связи с большим миром?
Сами обряды этого дня, начала чего-то - уже возможность собрать внимание, накопить ресурс, что-то решить - именно тогда. когда слышнее и явнее звучит сила этих ритмов? Ведь все события связаны причинами и следствиями, сами причины и следствия и уже потому неслучайны
В этот день, наверное, и легче что-то совершить уровня того случившегося "дня рождения" - изменить, наладить, решиться на что-то особенное (как мы "начинаем заново" с понедельника, нового года, отпуска)
Правда, большинство в это время бухие и с больной головой и дырами в кармане (и жизненной силе))) Где уж тут что-то менять?
Снова затронув тему церкви - вспомним святцы. Если языческая традиция именин и дней начала чего-то обращала человека в большой Мир матери-природы, в её связи, ритмы и пики энергии - и здесь были скрытые, неявные закономерности и следствия, то установив на первый день выпаса казнь Николы-мученика, на день Ярого солнышка - начала весны и Пик женского начала - казнь двадцати тысяч мучеников, запломбировав святцы людьми, именами которых повелели нарекать младенцев, но которых жгли-убивали-истязали, что вложено было в судьбу рождённого человека или начатое дело?
Всесветный бабий день, день первых хлебов-уполошниц в виде женской матки, именины духов матушки-печи, день первого истопа, что начнёт особый период работы печей - на который установили мучениц-девочек Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, которым (по преданию) резали груди и жгли волосы, каким будет этот День, отягощённый ментальными ужасами и подробностями пыток?
(которых, скорее всего и не было, это одна их тем подмен - но которые тщательно нагнетались в сознание русского населения церковью?)
Именины-упоминки (не от слова "поминки", а в значении "помнить", "напоминать" - о чём-то важном, решающем, для тебя - важном) как дни особой работы внимания - слишком непростые были дни, трудно выскрести их от многовекового затаптывания
Но наверное, на вопрос "зачем они были" - я попробовала ответить