Рассмотрим ситуацию c нашим телом более подробно, тем более что на этот пункт очень многое оказалось завязанным. И, несмотря на то, что мои слова вряд ли явятся для кого-то откровением, высказать определенные истины вслух бывает крайне полезно. И особенно в отношении, казалось бы, обыденных и тривиальных вещей, поскольку взгляд на такие вещи обычно бывает замыленным.
И так. Свое тело каждый из нас получает в момент рождения и не может как-либо повлиять на то, каким окажется этот подарок. Однако только этим сюрприз не исчерпывается. Оказывается, что тело это не только форма с сопутствующими ей врожденными функциями, но в придачу к нему мы получаем (в неявном виде) нечто вроде инструкции по его использованию, которая жестко завязана на структуру и функции тела. Короче говоря, наше тело заболеет или преждевременно выйдет из строя, если его использовать
не по назначению. А вот это "назначение", не слишком сложно установить экспериментальным путем. Впрочем, результаты такого исследования давным-давно известны.
Выяснилось, что наше тело прямоходящего гоминоида заточено под то, чтобы целый день бегать по лесу в поисках съедобных пауков, а потом их пожирать
. Про съедобных пауков я сказала ради красного словца, но суть вопроса не изменится, если вместо паука подставить какой-то иной вид пищи. Я же для выпуклости изложения оставлю вариант с пауками, поскольку он более эмоционально насыщен
. Таким образом, получается, что назначение нашего тела полностью животное, а всё остальное, на что наше тело можно еще приспособить, является в той или иной мере "извращением", поскольку, вступая в противоречие с животным назначением тела, такое использование тела чревато нанесением ему ущерба. Как, впрочем, использование не по назначению большинства вещей.
И вот тут-то и возникает основное противоречие - наш гоминоид разумен! А раз так, то жизнь, состоящая из погони и пожиранием пауков, разумному существу тягостна. Сегодня бегаешь и жрешь пауков, завтра тоже самое, после завтра... Ну, нет здесь простора разуму, даже если тип пауков в этом занятии варьировать, а маршрут беготни изменять. Задача "схватил и отправил в рот" малоинтересна для разума вследствие своей предельной примитивности. Чему является подтверждением то обстоятельство, что животные с минимальными зачатками разума, а то и вовсе без оных, неплохо с этой задачей справляются.
Конечно, разум, в крайнем случае, мог бы найти себе занятие и в лесу - скворечни строить или птичек фотографировать
, только по большому счету всё это - баловство, которое по своей сложности едва ли превосходит поиск съедобных пауков.
Обнаруживается, что интересы разума простираются несоизмеримо шире места, где водятся съедобные пауки. А занятие этими вещами вступает в противоречие с животным назначением тела. Последнему приходится функционировать в непривычном режиме, когда основная работа совершается руками, причем, преимущественно не силой, а точностью манипуляций пальцами. В то время как тело в такого рода занятиях обычно неподвижно сидит на стуле
, а не бегает по лесу. Понятно, что точную работу на бегу не выполнишь, да и бегать куда-то становится незачем.
Компенсации "выплачиваемые" телу в виде посещения тренажерных залов или бега трусцой - проблемы не решают, т.к. по сути, сводятся к тому, чтобы ради здоровья тела заметное время вести животный образ жизни или приближенный к нему суррогатный. Тогда как для разума занудные механические повторения упражнений, типа встал-лег-отжался, представляют довольно суровое испытание, т.к. с его точки зрения представляют собой напрасную трату времени и энергетических ресурсов, которые вследствие врожденных недостатков тела требуют своей обязательной траты на непроизводительные цели.
Фактически, даже уже сейчас человечество вступило в противоречие с большинством "назначений" человеческого тела, которые в стандартном исполнении нам не нужны или сильно мешают. Например, проблема ожирения, на самом деле, возникает не потому, что люди мало двигаются, а потому что в животные времена своей эволюции человек не мог питаться регулярно - сегодня много пауков, а потом их неделю не сыщешь. Вот и использовался активно механизм "буферизации", состоящий в накоплении и расщеплении жира в жировых депо. Жир накапливался, когда пауков в пище бывало много, и расходовался в периоды вынужденного голода. Уже сейчас этот механизм во всей его полноте нам не нужен, поскольку мы не голодаем, а регулярно питаемся. Или, скажем, бег в наше время уже не является необходимым для добычи пищи и убегать нам тоже не от кого, тогда как на обеспечение функции эффективного бега в нашем скелете (да и не только в нем) очень многое завязано. Кстати, такие трудные роды, какие бывают у человека, тоже прямое следствие этой причины. Вертикальное положение тела - тоже создает массу проблем (верхние органы давят на нижние), которые находят в человеческой форме лишь частичное решение. А вот печенка могла бы быть и побольше, т.к. углеводов в нашей пище очень много. Слишком длинный у нас кишечник для той легкоусвояемой пищи, которой мы питаемся - это тоже очень существенный перебор, который портит наше пищеварение. Когти в их нынешнем виде, пожалуй, нам тоже не нужны. Строение ногтя таково, что мешает пальцам наших рук стать тоньше, чем есть сейчас, а это снижает точность использования пальцев в качестве манипуляторов, делая их слишком толстыми. Или растительность на лице и прочих интимных местах
- нафиг нам она, если ее приходится регулярно брить?
Я перечислила лишь малую толику тех несуразностей, свойственных телу, "спроектированному" скорее для древесной обезьяны, чем для разумного существа. А если еще чуточку додумать мой тезис, то станет понятным, что истинно разумное существо не должно быть похоже по своим формам на животное. И прежде всего потому, что строение тела отражает его функции, а функции разумного существа и животного имеют между собой мало общего уже лишь потому, что сфера их интересов и деятельности принципиально разная.
В настоящее время разум человека находится лишь на этапе своего первичного развития, да и в этом виде появился сравнительно недавно. И хотя виду Homo Sapience не так уж и мало лет, однако большую часть своей истории он прожил, как животное. Т.е., несмотря на явные признаки разумности, вел свою жизнь в погоне за пауками на животный манер. И лишь в самые последние века (что по меркам эволюции сущий пустяк) обнаружил, что в мире, помимо съедобных пауков, есть множество интереснейших занятий и областей исследования. А проблема с добыванием пауков не такая уж и великая, чтобы уделять ей столько внимания, а уж тем более формировать свое тело под эту залачу. Можно сказать, что человечество в буквальном смысле прозрело, обнаружив, что мир несоизмеримо шире леса и что не в одних пауках счастье
.