В соседней теме как-то получилось выйти на тему детства, но, как мне кажется, она и шире и глубже, чем принято считать.
Почему-то тема "дедушек/бабушек и внуков" увиделась в новом свете. А именно, в некоем созвучии
восприятия и реагирования. Когда "дети еще не уверены", а "дедушки/бабушки уже не уверены" в безусловности и безупречности своих представлений о мире. Или немного по другому. У детей есть чутье на то, "что за магистралями" что-то есть, а у стариков есть ощущение о том, что "за магистралями лежит что-то гораздо более серьезное, чем наши магистрали".
Да, недаром (наверное) наши предки соединяли в особую общность - "что старый, что малый"
А вообще интересное дело - обряды. Ведь именно в них старики чаще всего участвовали вместе с детьми. С одной стороны - закономерно из-за реалий быта. Взрослые на работе, кому с детьми тетёшкаться?
С другой стороны - это кажется и неслучайным. Важным и неумолимо связанным с самим выживанием (ведь всё ненужное что в природе, что в обряде - либо не приживается, либо отмирает...)
Старость с её ценнейшим опытом, мудростью, умением подметить незримые связи в окружающем, наблюдать массу примеров, которые не укладываются в обычные магистральные знания
Помню записки какого-то дореволюционного этнографа, который привёл пример, как никто в деревне не верил старому человеку - тот клялся, как видел красную луну. Но обыденного опыта его односельчан, на своём веку наблюдавших только светлую, не хватало, чтобы понять - тот видел лунное затмение...
И детство - с его "чистым листом магистралей" и практически бесконечным генератором внимания...
Идеальные же условия, созданные природой - но для чего? Не только же для того, чтобы перенимать сухой опыт теории предыдущего поколения...
И именно у кроманьонца, в отличие от остальных "человеков" - были эти самые бабушки и дедушки, притом в значительном для популяции количестве. Случайно ли? Или опять - "для чего-то"?
Кстати, в ранние весенние дни праздновался Весновей, Весновой, впоследствии прозванный Весновеем-Тимофеем в честь святого, который сдержал обет никогда не смотреть на женщину и сотворивший прочие чудеса (а я настаиваю, что не смотреть на женщину - это подвиг! И чудо

правда, не слишком умное))
Так вот - "Весновой - стар с печи долой" - старики выходили из жилищ и грелись на весеннем солнышке, гадая по приметам о будущем урожае, сроках сева разных культур, говорили прибаутки, былички, докучные сказки и прочий остальной фольклор.
Тут же с ними были и дети, взрослые же к этому сборищу не допускались. Почему и для чего? Что от стариков в эти мартовские дни перескакивало через взрослое поколение в умы детей?
Ну и опять же - именно в сказке гуси-лебеди уносят младшего ребёнка к Бабе-Яге (как вздохнула однажды девочка в нашей этно-студии - "А старшей сестре пришлось самой добираться... А ведь тоже хотелось бы на лебедях полетать". Удивительно, как точно уловила
Именно младший сын видит сивку-бурку, ловит жару-птицу и говорит с Серым Волком - и так во всем мировом сказочном эпосе...
Кстати, даже если детство случится в самых идеальных природных условиях - это абсолютно ничего не гарантирует. Более того, может развиться отвращение и неприятие всего природного.
Знаю уже несколько людей, которые очень стесняются того, что родились или живут в селе или посёлке.
Одна женщина средних лет прямо так и сказала (попросила, чтобы в адрес посылки указать мой городской адрес квартиры):
- Да как-то неловко село писать. Уж лучше хоть маленький, но город!