Красота - это распознавание дружественной среды, которой ты благодарен. И даже в самых ужасных условиях ты способен ее отыскать поскольку еще жив.
Тяга к красоте - это тяга к возможности жить.
Что-то не откликается... А как же звездное небо? Полярные льды и горячая пустыня? Заснеженная тайга и осень? Безжизненные горные вершины и не очень ласковые стихии... шторма, снежные бураны, вулканы... да просто облака и просто небо?
Ты просто наслаждался красотой - дружественной средой. Но сама красота ничего не дает - она атрофирует и думаю ты не воспринимал бы так если бы жил в этой красивой среде постоянно.
А это уже центр... ключик. Вот тут мне кажется и надо искать.
Красота меркнет, если ее начать "обстригать".
То есть - оставить "исследование" на первом шаге. На шаге "первого взгляда". Посмотрел - отметил, потом только мельком, "узнавание из кэша". Тогда, внимание начинает свою обычную работу - "обстригает", упрощает, минимизирует,
сводит до знака/символа. И ты воспринимаешь уже не то, что увидел в первый раз, а символ, иероглиф... "знак", обозначающий предмет. Не более.
Ясное дело, живой мощи, энергии в знаке/иероглифе нет. Там только куцая копия. Из кэша. Набор/каталог основных признаков.
Приведу пример.
Ну, гриб и гриб. Да, симпатичный. Увидев его несколько раз, вся свежесть и сила его просто выветрятся... и он просто станет неинтересен. Это если смотреть "как всегда". Увидел, поместил в список, порадовался и успокоился.
Следующий раз, ты будешь смотреть уже не на гриб, а в свой список. А если второй раз посмотреть немножко иначе? Например - попытаться увидеть то, чего не увидел в первый раз? И потом еще? И еще? Спросишь - зачем? А не скажу.
Скажишь - это не рационально, и к выживанию (практической ценности) не имеет? С точки зрения социальных приоритетов, да, конечно же не имеет. Но ведь на социальных приоритетах... мы уже накатались? И куда приехали?
В общем, сюжет такой - красота, вряд ли имеет какое-то отношение к социальным доктринам. Скорее, это последнее, что осталось нам в восприятии "иррационального"... с древних времен.
Но ведь в Природе нет ни чего иррационального?