Пипа:
...термин "описание", как и термин "картина мира", сильно нагружен паразитными смыслами, вытекающими из-за близкого родства с рисованием. Т.е. создает превратное представление о том, что реальность можно нарисовать, сфотографировать, отразить в зеркале, изваять с нее скульптуру и т.п., чтобы потом, разглядывая и ощупывая все это, понять какова она есть (тот же недостаток виден и в ленинском определении материи). А вот слово "нотация" таких ассоциаций не вызывает, т.к. она не описывает ни доску, ни внешний вид фигур. Т.е. никак не претендует ни на зарисовку, ни на фотографию шахматной доски, поскольку она не картина с натуры/реальности, а лишь некая кодировка, сопровождающая ИЗМЕНЕНИЯ, происходящие на той доске.
А самым важным обстоятельством здесь является то, что мы эту кодировку НЕ декодируем и никак не расшифровываем, а работаем с нею напрямую!!! Т.е. самым важным обстоятельством, которое мало кто осознает, является возможность играть без декодирования и дешифровки, оставаясь в рамках все той же нотации! Поскольку сам победный результат, являющийся целью игры, так же имеет в этой же нотации свое обозначение!
Образно говоря, оператору радиолокационного пульта управления ракетами нет насущной необходимости знать о том, как реально выглядит самолет противника и как выглядят управляемые им ракеты, идущие тому самолету на перехват. В его глазах реальность отображается двумя разноцветными точками на экране монитора, где он, манипулируя рукоятками, добивается, чтобы они столкнулись. В момент столкновения обе точки пропадают с экрана, а задача оператора считается выполненной. Т.е. здесь оператор постоянно работает с отображением реальности, но способен принимать верные решения благодаря тому, что результат, который он стремится достичь, также имеет отображение в этой же системе.
Вот и все мы - такие же операторы, которым вместо реальности (нагуаля) доступна только нотация происходящего (поведение объектов тоналя). Но поскольку наши целевые установки (пожрать, посрать, спариться и др.
) тоже имеют свое отображение на острове Тональ, то мы достигаем их точно так же, как и оператор РЛС сбивает самолет, или шахматист, играющий вслепую, ставит мат. При этом событие, происшедшее на острове Тональ, даже будучи в некоторой мере виртуальным, полностью соответствует некоему событию в реальности. Тому самому, ради которого вся эта котовасия зачиналась.
А вот то, как выглядит реальность "на самом деле", мы никогда не узнаем, поскольку наше восприятие способно давать лишь ОТОБРАЖЕНИЕ реальности, но не ее картину или описание. А то, что мы называем описанием или картиной мира, есть на самом деле картина, рисуемая уже с отображения, а не с оригинала. И тут уже ничто рисовать нам не мешает, т.к. в этом месте разрыва нет.
Ложного описания по сути дела не бывает
, а есть лишь постепенная замена одних представлений на другие, более эффективные. Не надо забывать, что самое плохое описание - это отсутствие описания совсем! Именно тогда мы беззащитны, как слепые котята. Тогда как наличие любого рода описания уже означает, что что-то из реальности мы восприняли. Но если быть более точными в формулировках, то стоило бы этот процесс рассматривать не как процесс замены ложных картин на правдивые, а как совершенствования мастерства игры, руководствуясь лишь той скудной информацией, которая нам достается.
Т.е. было бы абсурдно ожидать, что, запоминая потоки нотации можно стать шахматным мастером. Не в твердости памяти на нотацию состоит мастерство. А состоит оно в том, чтобы за всей этой нотацией видеть позицию и относиться к ней стратегически. При этом такое видение и стратегия вполне могут вписываться в понятия, основанные на самой нотации, не требуя иных подсказок со стороны реальности.
Поэтому мастерство здесь выглядит не как особая прозорливость, позволяющая воспринять/отобразить из реальности больше, чем другие люди, а умение делать правильные выводы на основе того же самого материала. Точно так же мастер преферанса это не тот, кому постоянно везет в прикупе, а то, кто способен лучше соперников играть теми картами, которые ему выпали."