Возможно сайтик выше вам показался сложным, посмотрите книгу
Мнемотехника для детей:
(Вся суть в картинках, словами сложно передать)
http://www.knigonosha.net/277-kak-zapominat-cifry.htmlhttp://freebooks.net.ua/43041-kak-zapominat-cifry.htmlСВЯЗЬ МНЕМОТЕХНИКИ СО СНОВИДЕНИЯМИ (или почему я рекламирую эйдетику = мнемотехнику = образное = сновиденное мышление)
Проиллюстрирую функцию обычного сновидения конкретным примером. Я мог бы привести сотню аналогичных примеров, но всегда привожу только один. Почему это так, вы поймете позже, когда узнаете, что не стоит рассказывать другим людям свои сновидения.
Итак, само сновидение.
Мне снится сон, что я - следователь. Рядом стоит человек. Я беру кисть его руки, смазываю большой палец краской и прислоняю палец к чистому листу бумаги. Снимаю отпечатки пальцев. Затем во сне я рассматриваю получившийся отпечаток. На отпечатке пальца вместо папиллярных узоров вижу изображение игральной карты. Карта разделена на две части. Сверху - изображение короля. Внизу - изображение льва.
Всё. Вот такой короткий сон. Как бы вы его истолковали? Чтобы правильно истолковать сон, нужно знать не только механизмы памяти, но и содержание дня, предшествующего этому сну.
А накануне я беседовал с девушкой. Она работала в библиотеке. В той же библиотеке я вел курсы машинописи. У преподавателя машинописи всегда много свободного времени в течение занятий: объяснил, как правильно печатать упражнения и можно погулять часок, пока стук машинок в классе не прекратится.
Это свободное время я заполнял беседами с библиотекаршей. Молодая девушка была не по годам умна и в то время увлекалась наукой евгеникой. Наука это малоизвестна, так как является продолжением теории социального дарвинизма английского священника Мальтуса. Теория эта, в свою очередь, положила начало такому неприятному философскому направлению, как фашизм. Социальный дарвинизм переносил закономерности естественного и искусственного отбора, а также многие общие законы биологии на человеческое общество (хищничество, конкуренцию, симбиоз, паразитизм и пр.) Короче, пахнет политикой, поэтому школьникам и студентам это знать не положено, и, скорее всего, не интересно.
Так как я никогда не интересовался подобными теориями, я попросил собеседницу объяснить мне в двух словах основной смысл науки евгеники. Она описала его так. Евгеника утверждает и доказывает, что существует взаимосвязь между наследственностью (гены) и способностями. Что, якобы, каждый человек рождается с определенными физическими и психофизиологическими задатками. И это определяет его дальнейшую судьбу, его положение в обществе. Так, человек, у которого генетически плохо развита мышечная система, никогда не станет профессиональным спортсменом. Если в голове не вырос центр музыки, то обладатель такой головы вряд ли станет музыкантом или композитором.
Как отразилась эта беседа на сне? В беседе четко прослеживались две линии. Первая - это наследственность. Мозг подобрал зрительный образ для символизации этого понятия. "Наследственность" мой мозг обозначил образом "отпечаток пальца". Действительно, отпечатки пальцев у всех людей индивидуальны. Вторая линия беседы - это "способности". Мозг во сне символизировал способности символами "Король" и "Лев". При этом мозг объединил эти два образа в один - игральную карту. Согласитесь, эти образы вполне подходят для обозначения способностей, ведущих к власти (король) и вседозволенности (лев). И всё это в виде игры, легко и просто (игральная карта).
Но в беседе была и третья линия. Евгеника указывает на связь между наследственностью и способностями. И что сделал мозг во сне? Мозг образовал эту связь. Мозг соединил отпечаток пальца с игральной картой (с изображением короля и льва).
Согласитесь, толкование сновидения достаточно логично. Особенно с точки зрения теории памяти, излагаемой в мнемотехнике.
Мозг сжал информацию до компактных образов и запомнил эти образы путем образования связи между ними.
Как видите, "странность" сновидения объясняется достаточно просто, если рассматривать обычное сновидение как процесс архивации (сжатия) информации и образования связи между разрозненными ранее понятиями.
Интересно, что мнемоническое запоминание текстовой информации осуществляется точно по такому же методу. Отдельные абзацы текста "сжимаются" до одного информативного образа, и образы, обозначающие разные абзацы, последовательно связываются между собой.
Скорее всего, именно в тот момент, когда в мозге происходит соединение образов (синхронизация), ЭЭГ фиксирует так называемые "сонные веретёна". У меня нет необходимой аппаратуры, но мне кажется, что такие же "сонные веретёна", отражающие синхронизирующую деятельность мозга будут фиксироваться у человека, запоминающего информацию методами мнемотехники.
В процессе сновидения, когда мозг образует связи между ранее разрозненными понятиями, в мозге могут формироваться новые конструкты (теория Дж. Келли). Конструкт - это единица сознания, простейшая программа реагирования. В данном случае: "Если хорошая наследственность, то способный. Если плохая наследственность, то нет".
Здесь же можно проследить и то, как формируется область бессознательного. Бессознательное - это часть связей (программ) в мозге, которые не осознаются человеком, но, тем не менее, работают. Не осознаются эти связи потому, что в большинстве своем сновидения забываются. Проснувшись, человек забывает сон, не помнит тех связей, которые образовал и показал во сне мозг. Из этого следует, что практика запоминания и записывания сновидений, должна сужать область бессознательного у человека. И расширять область осознанного реагирования. Например, понимание того, почему я думаю, что способности определяются наследственностью, откуда и когда это убеждение появилось в моей голове.
Анализ этого короткого сновидения показывает, почему не стоит рассказывать своих снов другим людям. Потому что во сне мозг сам себя программирует, создает новые связи, новые конструкты, новые убеждения. Если вы рассказываете свой сон другому человеку, вы раскрываете свои убеждения, элементы своего сознания. По вашим снам легко сделать прогноз об изменениях в вашем сознании и о ваших будущих действиях.
Как отличить "обычное сновидение", в котором происходит запись новых связей в мозг, от "необычного"?
"Обычное сновидение" - которое я называю так лишь потому, что такие сны бывают чаще всего - странное, нелогичное, необычное, труднообъяснимое. Но это на первый взгляд. Если вы поняли принцип действия сновидения, попробуйте записать несколько снов и проанализируйте их на основе дневных событий, предшествующих сну. Вы увидите, что мозг во сне действительно занимается мнемотехникой, "используя" прием символизации и образования связи между образами.
В.Козаренко
http://mnemotexnika.narod.ru/arch/0053.htmСоветы
http://mnemotexnika.narod.ru/ar_1.htmВот здесь лежит учебник, показавшийся мне более удобным:
Учебник мнемотехники, 2002
http://mnemotexnika.narod.ru/uchebnik.htmДля успешного кодирования цифр в образы придется выучить цифро-буквенный код:
http://mnemotexnika.narod.ru/pk_01.htmМесяца два и больше стоит потратить на тренировки по часу в день, потом пойдет отдача в виде роста скорости и объема запоминаемой информации.
Вот конкретный пример запоминания паспортных данных
(я пробовал, иногда помогает, когда нет с собой паспорта, а надо заполнить какие-то бумаги):
http://mnemotexnika.narod.ru/arch/0078.htmЭто конечно не достижение, но принцип становится понятен.
Все равно Вы ВСЁ запоминаете на ассоциациях.
Нет другого способа - зубрежка скучна и менее эффективна.
Есть естесственная ассоциация, она приходит в голову сама.
Если естесственная ассоциация в голову не приходит, эйдетика пользуется искусственными ассоциациями,
создавая их в нужном количестве под конкретные потребности.
Удачи.