Небезынтересная подборка о том, как спали в прошлом в Европе.
Безмятежный сон по 8-10 часов – недостижимая мечта для человека Средних веков. Трудно представить, но люди прошлого не высыпались в привычном нам понимании. Причин было много: и нехватка личного пространства, и скученность жизни, и традиции.
В замке знатного господина хватало помещений, но спален могло оказаться меньше, чем домочадцев. Дело в том, что большие крепости строились с оборонительной целью, а вот про комфорт стали думать много позже. Зимой в каменных стенах мёрзли даже богатые, а потому часто бывало, что укладывались на ночлег всем семейством. Если в одной комнате располагались родители и дети, плюс няни и горничные (такое бывало весьма часто), о покое говорить не приходилось. Кто-то мог захрапеть, младенцы – заплакать, а у кого-то не было желания спать, и он тихонько переговаривался с «соседом». Идеальная тишина наступала ближе к середине ночи.
Люди рангом попроще тоже нередко жили все вместе. Лавочники держали на первом этаже своё «предприятие», а на верхних – жилые комнаты. Семья часто состояла не только из родителей и детей, но и незамужних родственниц, осиротевших младших братьев, или подмастерьев, которых отдали из деревни в город обучаться ремеслу. От этой разношёрстной компании тоже было трудно добиться соблюдения полного молчания с условных десяти вечера до самого утра.
А еще ведь были школяры, сущее наказание для европейских городов! Вот уж кто не задумывался о покое ближнего своего. Наоборот, они были не прочь прогуляться по тёмным улицам с громкими песнями: авось кто-то сбросит из окошка монету, чтобы они перестали? (я писала об этом в статье «Экю за тишину»).
А в книге 1561 года «Остерегайтесь, кошка» есть занятный момент. Едва оказавшись в опочивальне, один человек затевает ссору с двумя другими. При этом дается уточнение: остальные были погружены в «первый сон». Дело в том, что в Англии шестнадцатого века совершенно обычным явлением было делить сон на два отрезка.
С осени по середину весны большая часть дня была тёмной. Просыпались с рассветом (а то и раньше), занимались делами, а когда вечерело отправлялись на покой. Но это не означало, что англичане спали по 12-14 часов. Они пробуждались около полуночи, какое-то время бодрствовали, и затем снова засыпали.
Об английской традиции разделять время сна историк Роджер Экерч написал целую книгу. Это он проанализировал письма и литературные произведения времён Средневековья и Ренессанса, чтобы сделать такой вывод. Например, заметки французского врача XVI века, Лорана Луи Жубера, которые дают указание супругам, когда им лучше приступать к продолжению рода: непременно после первого сна. То есть, в середине ночи, предварительно отдохнув.
Просыпались около полуночи и по вполне естественным причинам, для которых требовался ночной горшок. Женщины поднимались, чтобы замочить бельё. Прислуга проверяла, не погас ли камин у хозяев. На кухне замешивали тесто, чтобы к утру оно «поднялось». Если в 2-3 часа ночи половина дома была на ногах, это никого не удивляло. Завершив всё, что хотели, домочадцы снова укладывались. Теперь уже до окончательного пробуждения.
Среди ночи вставали по разным причинам, в том числе, и для трапезы
Даже в семнадцатом веке мемуарист Сэмюэл Пипс отмечал, что ему приходится частенько просыпаться. Будил стук дождя, возня прислуги, а еще разнообразные звуки за окнами:
«Многие ещё не легли спать, а молочники, водоносы и рыбные торговки уже встали».
Скрип колёс, стук лошадиных копыт, неожиданно возникшая ссора на улице - всё это составляло обычный городской шум, который не способствовал глубокому сну.
Те же, кто спозоранку поднимался на работу, и не успевали отдохнуть ночью, спокойно добирали в дневные часы. В 1563 году в Англии был принят особый закон о ремесленниках. Он устанавливал, что с середины мая по середину августа, каждый работник имеет право прикорнуть на полчаса днём. В теплое время года солнце вставало раньше, будило всех и режим «двух снов» прекращался до осени. Чтобы люди не слишком уставали, о них решили позаботиться таким вот образом.
Знатные люди тоже были не прочь перехватить час-другой сна среди дня. Генрих VII, а потом и его сын, время от времени удалялись в дальние покои дворца Хэмптон-Корт, чтобы побыть в одиночестве. Еще раньше вздремнуть днём любил король Эдуард IV.
Обычай рано ложиться, вставать среди ночи и потом снова засыпать начал сходить на нет в семнадцатом веке. Постепенно улицы европейских городов стали освещаться, свечи стали доступнее, и уже не было необходимости рано ложиться. Можно было спокойно выполнить все, что запланировано на день, и затем отправиться к себе. Ирландский писатель и журналист сэр Ричард Стил (1672-1729) относился к этому неодобрительно. Он считал, что утренние часы, чем раньше, тем лучше, отлично подходят для работы. И считал людей, поздно ложившихся и поздно встающих не очень трудолюбивыми.
В книге 1739 года «Женские заботы» Мэри Кольер тоже сообщает: «Мы часто среди ночи встаем».
Так что в Средние века и в эпоху Ренессанса люди спaли по 2-3 раза за день.