Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ  ВЫ БУДЕТЕ  РЕГИСТРИРОВАТЬ  СВОЙ НИК  ЛАТИНИЦЕЙ, РЕГИСТРАЦИЯ БУДЕТ  УДАЛЕНА. В РЕГИСТРАЦИОННОМ  СОГЛАШЕНИИ НАПИСАНО "ПИШИТЕ НИК РУССКИМИ  БУКВАМИ"

Автор Тема: Теория и практика внимания.  (Прочитано 27871 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Мих Н

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +227/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 358
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 345
  • - Вас поблагодарили: 1045
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #30 : 29 Октября 2017, 14:12:42 »

Хотелось бы акцентироваться пока на следующем:

1. Необходима целевая адаптация материала, ибо значительная его часть предназначена для узкоспециальной задачи- освещения нюансов учебного процесса.
2. Желательно по возможности "выжать" воду из текста, попутно избавив его от излишней "академичности" и популяризировав для широкой аудитории.

Что-то наподобие(ИМХО!):

 ИЗНАЧАЛЬНО
 
Для изучения особенностей внимания в психологии используют ряд методов. При изучении, например, устойчивости внимания наиболее часто используют тест, предложенный французским психологом Б. Бурдоном (метод корректурной пробы). Тест корректурной пробы (см. с. 64) может применяться и при изучении других свойств внимания - распределения, переключения. В этих опытах испытуемому предлагают в течение некоторого времени (обычно от 3 до 10-15 минут) просматривать бланк с набором определенных знаков - букв, цифр и т. п. - и зачеркивать предложенным способом некоторые из них. Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, но обычно при анализе результатов выделяют следующие показатели: количество просмотренного в единицу времени материала (число строк, отдельных знаков), что рассматривают как показатель скорости, и количество допущенных в то же время ошибок (пропущенных знаков, неправильно зачеркнутых знаков) - это показатель точности. Затем дается обобщенная оценка работы.

ДОРАБОТАННЫЙ

Для изучения особенностей внимания используют ряд методов. Например, устойчивость внимания оценивается  методом корректурной пробы, но может применяться также при изучении  распределения и переключения внимания. Испытуемому предлагают в течение 3 -15 минут просматривать бланк с набором определенных знаков и зачеркивать некоторые из них. Обычно при анализе результатов выделяют следующие показатели: количество просмотренного в единицу времени материала, как показатель скорости, и количество допущенных в то же время ошибок- как показатель точности. Затем дается обобщенная оценка работы. 
Записан

Хогбен

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +438/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 992
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 45
  • - Вас поблагодарили: 5145
  • А плевать мы на них хотели...
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #31 : 29 Октября 2017, 14:13:29 »

Такое пространное цитирование в данном случае лишено смысла.
Тут надо как в диссертации выделять основные тезисы. Иначе мало найдётся
желающих вникать в длинные тексты.
Записан

Пчелка

  • ЖЖЖ...жжись!
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1159/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 069
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15011
  • - Вас поблагодарили: 14994
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #32 : 29 Октября 2017, 14:16:49 »

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относится соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности, т. е. потребностям. Значимость раздражителей является категорией причин, которая играет наряду с новизной первостепенную роль в пробуждении и поддержании непроизвольного внимания. Так, у животных вместе с новыми индифферентными раздражителями внимание возбуждают значимые раздражители, которые сигнализируют о биологически важных, связанных с основными жизненными влечениями (голод, жажда и т. д.) факторах. У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Соответствующие этим потребностям раздражители приобретают для личности наибольшую значимость.

Хорошая тема про раздражители.
Мне кажется, можно было бы развить. Потому что только через раздражители мы можем развернуть внимание на осознание происходящего в нашей жизни.
И понять задачу внимания как фактора, обеспечивающего вхождение в жизнь нового, и, тем самым, раскрывающего возможности развития.
Правда, сам термин "раздражители" несет несколько негативный смысл.)
Но тут никуда не денешься, по опыту мы знаем, что только через преодоление раздражения и раздражителей  можно воспринять то, что происходит.
 Всегда есть некий порог... то, что до него - мы обозначаем как "привычное". И вхождение нового - это всегда переход одного качественного состояния в другое. Чем сильнее раздражители, тем больше порог и тем обычно труднее и больнее переход. Хотя... иногда именно это помогает "перепрыгнуть" :)
Понимание причин-раздражителей приводят к пониманию потребностей личности. Вернее, к осознанию своих потребностей. И тогда рост и развитие становится осознанным.
 
Например, мне не комфортно, если я долгое время не занимаюсь творчеством. То есть остановившись в одном состоянии комфорта, я все же испытываю действие каких-то факторов, толкающих меня действовать.
Или еще проще - мне холодно, но это ощущение заставляет меня двигаться, тем самым, развивая мою силу и выносливость. И внимание в это поможет развиться новым качествам и состояниям.
Привычное дело может через некоторое время начать раздражать. Тогда следует переключить внимание на новое... Толчок здесь - раздражитель, внутреннее "неудобство".
Что интересно, внимание будто включается само... в поиск новых возможностей в преодолении порога "раздражения".
Раздражитель сам по себе может стать "мотивом" как развития внимания, его новых направлений так и его устойчивости.

Наверное, мне в этом смысле непонятны действия Шамана, будто нарочито вводящего себя в новые условия и деятельность. Хотя, возможно, я не так это поняла. И он действует именно по ощущению.. Или, что скорее всего, у Шамана иные задачи.)

У меня толчок-раздражитель идет сам, изнутри, как маркер внимания к тому, что состояние или отношение к происходящему нужно менять.

...По сути, получается, что при помощи раздражителей внимание постепенно из непроизвольного переходит в "произвольное", то есть осознанное, и тем самым развивается сознание.( ничего нового не сказала, просто собственные размышления, если что.. *PARDON*)
Записан
Изначальное чисто и открыто! Каждый день... Всегда.

Пчелка

  • ЖЖЖ...жжись!
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1159/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 069
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15011
  • - Вас поблагодарили: 14994
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #33 : 29 Октября 2017, 14:20:38 »

Иначе мало найдётся
желающих вникать в длинные тексты.
Володя, а ты бери то, что тебе ближе... ближе лежит.) Чего напрягаться?
Ты же знаешь, нужное - всегда рядом)))
Записан
Изначальное чисто и открыто! Каждый день... Всегда.

Корнак7

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +620/-35
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 440
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 11488
  • - Вас поблагодарили: 16779
  • скоро повезет)
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #34 : 29 Октября 2017, 14:52:30 »

«Алертность - состояние готовности к действию. Собранность, подтянутость, бдительность, способность моментального перехода к активному действию. Быть алертным - это значит быть готовым к любому повороту событий, при этом ни о чём не беспокоясь и ничего не оценивая. Быть алертным - означает быть собранным душевно и физически. В алертном состоянии можно наиболее оптимально реагировать на вызовы внешней среды. Алертный человек не отвлекается на ошибки, не тратит время на ненужны переживания. Его взгляд - уверенный и внимательный, жесты точные и уместные, действия решительные и своевременные.
Изначально алертность людям была нужна чтобы убежать от тигра и поймать мамонта. В анатомии это понятие называется функциональным состоянием. Его испытывает человек, поставленный в условия близкие к выживанию. Если за вами гонится злая собака - вам некогда отвлекаться - вы бежите и думаете о том, как от нее убежать. В состояние алертности можно научиться входить и без бегущей сзади собаки.»
Записан

Корнак7

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +620/-35
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 440
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 11488
  • - Вас поблагодарили: 16779
  • скоро повезет)
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #35 : 29 Октября 2017, 14:55:13 »

Из   "Активной стороны"


"Я не понимал, о чем он говорит. Как же я мог воспринять это всерьез? Насколько я мог судить, это не слишком отличалось от всего того, из чего тогда состояла моя жизнь, - от болтовни.

- Твой друг сам рассказывал тебе, и довольно многословно, о том, что умирает, - сказал дон Хуан. - И ты сознавал то, что он говорил, так же, как сознаешь то, что я говорил тебе, но в обоих случаях ты предпочел не придавать этому значения.

Мне нечего было ответить. Я был раздавлен его словами. Мне хотелось вдавиться в ящик, на котором я сидел, исчезнуть, провалиться сквозь землю.

- Но не твоя вина, что ты не придал этому значения. Это все молодость, - продолжал он. - Тебе еще надлежит так много сделать, столько людей окружает тебя; Ты не алертен. Ты никогда не учился быть настороже."


"Быть алертным — не значит быть наблюдательным. Для магов проявлять алертность означает постоянно осознавать ткань обыденного мира, которая кажется непригодной для взаимодействия в настоящий момент. "
Записан

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11430/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 41 709
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 66676
  • - Вас поблагодарили: 151057
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #36 : 29 Октября 2017, 14:55:32 »

Такое пространное цитирование в данном случае лишено смысла.

  Почему же лишено? 
Лично я никогда не возьму на себя смелость редактировать основоположников.  Что они написали - то и должно быть прочитано.  Они  ведь,  наверное, не  "из угла в угол" писали,  а перепроверяли, перечитывали,  сто раз правили и редактировали...  так что я тут не при делах. 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Закaн

  • Знак зодиака - рыбка.
  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +3158/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 14 345
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4284
  • - Вас поблагодарили: 1363
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #37 : 29 Октября 2017, 14:55:52 »

Больше чем уверен,  что эта тема здесь особо не приживется.
Потому как смотрится инородне, как у собаки пятая нога.
Очевидно, что  ВП, не прав,  рекомендуя углубляться в научные работы прежде чем делится здесь своими впечатлениями.. Здесь не научная трибуна а популярный общественный ресурс.
Что-то я не заметил в его книгах глубоких проработк и формул по астронимии и физики.. хотя рассуждений на эти темы в них не мало. Однако все на уровне научно-популярных доктрин.
Вот как раз научно-популярный уровень - это другое дело. К примеру один момент учить физику по косноязычным учебникам - другое по известной всем детям книге Перельмана "Занимательная физика".
Согласитесь, по сути цикл о Шаманах это и есть переработанные и приготовленные в удобоваримый текст  философо-психологические научные концепции, годные для любого читателя.. от филолога до инженера канализа... строительных систем ;) :).
Другое дело я абсолютно согласен с ВП, что не нужно раздувать собственную важность и важность какого-то материала, вынося его за скобки мнений и обсуждений.
Ни кто, по большому счету, не знает, что важно, а что нет в этом мире.. То что сегодня боготворится - завтра оказывается смешным и убогим. То что невзрачно и  незаметно - завтра решает судьбы мира.
Записан

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11430/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 41 709
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 66676
  • - Вас поблагодарили: 151057
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #38 : 29 Октября 2017, 14:56:42 »

«Алертность - состояние готовности к действию. Собранность, подтянутость, бдительность, способность моментального перехода к активному действию.

  "состояние охотника" )))) 
У нас целый раздел посвящен этому.
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Пчелка

  • ЖЖЖ...жжись!
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1159/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 069
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15011
  • - Вас поблагодарили: 14994
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #39 : 29 Октября 2017, 14:57:30 »

Я тоже здесь не вижу смысла выкладывать "куски" научных работ.
На мой взгляд, алгоритм нужно выработать примерно такой -
Есть "Тема":
-- Выкладываем  ПО ТЕМЕ некие тезисы из разных научных работ, или одной, то есть отталкиваемся от них ( работы выбираем по своему усмотрению, либо утверждаем перечень, например, в разрезе того, что дал В.П., но думаю, что это будет все же ограничением.. а вдруг кто-то что еще интересное накопает?) Тезисы могут быть с личным мнением и комментариями. Кому будет интересно глубже-сами прочитают.
--- и обсуждаем в открытом режиме, то есть выкладываем свои мнения по этому вопросу.(сразу берем во внимание, что мнения могут быть разными, поэтому стараемся друг друга уважать, без наездов...)
--- в ходе обсуждения свою позицию аргументируем источником, с которым согласны, примерами из жизни. Или сразу даем знать, что это - личное мнение(опыт, ощущение, размышление), на которое хочется получить мнение в ответ. А не так - "я сказал.." "... я так щитаю и фсё", а остальные несогласные наклеивают на рот пластырь.  Или огульно и бездоказательно -"я так щитаю, потому что это - природное, а это - нет") В этом случае нужно пометить особо, что это - мое личное мнение.
 ...поскольку такое аргументом не является и более того, исключает иные мнения!

 А именно разные мнения хочется и видеть, и разными делиться. :) Это же и есть - Новое! 
Записан
Изначальное чисто и открыто! Каждый день... Всегда.

Пчелка

  • ЖЖЖ...жжись!
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1159/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 069
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15011
  • - Вас поблагодарили: 14994
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #40 : 29 Октября 2017, 15:08:46 »

Очевидно, что  ВП, не прав,  рекомендуя углубляться в научные работы прежде чем делится здесь своими впечатлениями.. Здесь не научная трибуна а популярный общественный ресурс.
Миша, а В. П. ничего подобного и не предлагал... это тут, как всегда, передернули)
Владимир Павлович лишь ответил на вопрос о том, какие  толковые работы по Вниманию можно посмотреть) Тем, кому интересно, могут поискать сами в интернете, а не загружать ресурс)
Записан
Изначальное чисто и открыто! Каждый день... Всегда.

Пчелка

  • ЖЖЖ...жжись!
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1159/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 069
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15011
  • - Вас поблагодарили: 14994
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #41 : 29 Октября 2017, 15:40:17 »

  гадить...  
Валера,у меня даже мысли такой не было, и тем более, такой задачи. Скажи, что я не так сказала?
Слово "передернули"? Да, это мое мнение, но ничего криминального и, тем более, гадкого тут не было. Наоборот, хочется доброго, уважительного и справедливого отношения к людям. И к В. П. в том числе... Но его не видно.
Вот ты наставил эти портянки... к чему это, объясни?
В этой теме по теме будет.
 
 Может, ты гадкое ищешь не там?
 

Записан
Изначальное чисто и открыто! Каждый день... Всегда.

Хогбен

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +438/-12
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 992
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 45
  • - Вас поблагодарили: 5145
  • А плевать мы на них хотели...
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #42 : 29 Октября 2017, 16:00:37 »

Лично я никогда не возьму на себя смелость редактировать основоположников. 

Редактировать это совсем другое, это возможность просто извратить мысль или приписать
то, чего они и не имели в виду. А вот выделить тезисы которые компактно излагают мысль,
это надо ещё суметь. И это покажет насколько точно поняты "основоположники".
Если речь идёт об учебном материале, то это особенно важно, там много того, что поясняет мысль,
но в "сухом остатке" должна остаться сама мысль.
Записан

ШелтопорогАвтор темы

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11430/-33
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 41 709
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 66676
  • - Вас поблагодарили: 151057
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #43 : 29 Октября 2017, 16:36:36 »

Вот ты наставил эти портянки... к чему это,

  Это не портянки.  Это раздел из учебника для ВУЗа.   С которым нужно ознакомиться,  согласно рекомендации ВП.  Не хочется знакомиться? Так ведь никто и не заставляет.  Или заставляют? 

Лично я никогда не возьму на себя смелость редактировать основоположников.

Редактировать это совсем другое, это возможность просто извратить мысль или приписать
то, чего они и не имели в виду. А вот выделить тезисы которые компактно излагают мысль,
это надо ещё суметь. И это покажет насколько точно поняты "основоположники".
Если речь идёт об учебном материале, то это особенно важно, там много того, что поясняет мысль,
но в "сухом остатке" должна остаться сама мысль.

  Для тех, кто в танке.

 Такие статьи пишутся не за один вечер. Как минимум, на такую работу уходит несколько месяцев.
И автор,  выверял каждое слово, каждый абзац и знак препинания.  Не хочешь читать?  Не читай.  Никто не заставляет.   

  Короче. Возмущений и недовольства - вагон.  А прочесть, похоже, никто  не удосужился.  Жаль.
Было бы интереснее соотнести  внимание описанное в  статье и внимание как энергия.  Ну да.  честно говоря,  я особо и не надеялся.  ))))))) 

  Хотя,  знаю. Это соотнесение/обсуждение  состоится и  будет оно вполне интересным и состоятельным. 
Но без майдана и протестующих)))))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Пчелка

  • ЖЖЖ...жжись!
  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1159/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 069
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15011
  • - Вас поблагодарили: 14994
Re: Теория и практика внимания.
« Ответ #44 : 29 Октября 2017, 16:41:42 »

Не хочется знакомиться? Так ведь никто и не заставляет.
Я уже написала свое мнение по этому поводу. Я ознакомилась с интересом.  К содержанию никаких особых замечаний, учебник как учебник. Ничего плохого не заметила)
Но форма подачи для форума оставляет желать лучшего.
Записан
Изначальное чисто и открыто! Каждый день... Всегда.