О магии и мистике
Для того чтобы рассмотреть некоторые моменты, мы создадим рабочую модель, модель пяти типов, пяти возможных состояний человека или пять аспектов того, чем человек живет, чем занимается в жизни.
Вся эта классификация до ужаса похожа на последовательность: мирянин -> послушник -> монах -> диакон -> епископ -> митрополит -> патриарх.
Я не слишком сведуща в церковной иерархии и могла здесь что-то напутать, но суть не в точности этого списка, а в том что это не аспекты человека, а лишь ступени его продвижения по какой-то определенной стезе. Можно привести и другую последовательность: школьник -> студент -> аспирант -> кандидат -> наук -> доктор наук -> профессор -> член-корреспондент -> академик.
Это будет уже другая стезя. Даже на этом форуме и то есть своя иерархия: турист -> охотник -> хранитель костра -> хранитель леса. Может быть здесь я тоже кого-то пропустила, но и это неважно. А важно то, что ступени восхождения существуют на любом направлении.
А отношение к смыслам тут такое, что кто-то видит смысл в том, чтобы всю жизнь трудиться, чтобы стать академиком, а кому-то это совершенно не нужно. Точно так же одних прельщает религиозная стезя, а у других к ней отвращение. И мистиками одни желают стать, а другие нет.
Отсюда мой вывод, что не ступени восхождения "к абсолюту" определяют эволюцию смыслов, а именно само направление, в котором человек продвигается по жизни. Может, конечно, и не продвигаться. Но если все-таки подвижка идет, то обычно в одном направлении, а не зигзагами. Короче, хотела бы сказать, что основной смысл задает именно направление развития, а не пройденные на этом пути этапы, хотя и на этих этапах смыслы, довлеющие над человеком, тоже способны изменяться.
А ошибкой было бы идеализировать какую-то одну стезю, измеряя жизнь всех людей этой линейкой. В идеале было бы замечательно, если бы каждый человек шел своим индивидуальным путем, а не все бы ломились гуртом в каком-то одном направлении. Вот скажите, нужен ли второй Будда или нет? Я думаю, что не нужен. А для леса хватит и одного Шелтопорога
. А разве есть какой-то смысл в том, чтобы сделать из меня лесного человека?
Кто, скажите, от этого выиграет? Ведь ясно, что лесной человек из меня получится некудышный. В лучшем случае посредственный, зато к своей стезе я подхожу лучше некуда.
Непонимание человека человеком встречается каждый раз, когда встречаются люди, идущие по разным путям. И, по-видимому, так и быть должно, чтобы они не понимали друг друга. Было бы более чем странно, если бы это было не так.
А вот могут ли люди "различной ориентации" дополнять друг друга, будучи друг другу полезными - это сложный вопрос. Честно говоря, я без оптимизма отношусь к возможности утвердительного ответа на него. Единственная форма, похожая на такое сотрудничество, это социум. Так называемое, разделение труда. Однако разделения труда, по большому счету, маловато. Ибо в этом случае имеет место не более, что потребительская кооперация. Но как только пути расходятся еще сильнее, то весьма сомнительно, чтобы на этом пути были нужны попутчики "другого профиля". Т.е. тенденция тут такова, что сотрудничество возможно лишь на ранних стадиях размежевания смыслов, но на более поздних стадиях люди либо становятся друг другу неинтересны, либо начинают мешать друг другу, вплоть до того, что становятся врагами
.