Как Боль стала Благом
Ко времени смуты после эпохи Грозного начинается обширный процесс выпадения из языка уже не звуков. Большого числа слов, который длился ещё целое столетие
Причем слов, объединенных определёнными признаками
Самой интересной внешней их приметой является то, что после их утраты в нашей речи ещё долго сохранятся их... антонимы. Часто до нынешнего времени. Слова с отрицательной составляющей смысла есть - а с самим смыслом нет
А у других слов-родичей была не менее сложная и странная судьба. Настолько странная, что
сейчас уже их родство и не чувствуется. А оно есть - на звуковом/фонемном исконном уровне это родство было и остаётся
Два слова - "боль" и благо" совершенно не ощущаются родственными
Да и сама этимология их сейчас родственной не ощущается
Но она таковой была - в праславянском наречии, ещё не топтанном общеславянском (сиречь мёртвым церковным языком, языком не говорения - но служб и документов)
А оттуда, из наречия, общий корень восходит уже к древней индоарийской основе "bhel-eu", имеющей несколько значений:
- собственно
больной, раненый, уязвимый, мучительный -
погружаться, замыкаться, уходить в, скрываться в-
сильный, ощущаемый, сверх, оченьОтсюда, от смычек двух первых значений в древности произошло и наше "белый" - цвет нездоровья, боли; "погружаться, скрываться" - монохромность белого, который на самом деле и не цвет, а состояние БЕЗ цвета, без всего. Отсюда белые одежды навий, зима как навье время (кто забыл, Зимние святки ещё носили название Святок Белых, в отличие от летних Зелёных), белый наряд невесты - не праздничный, а цвет забвения, прошлой жизни, прошлого Рода, девичьего пути
А вот значение третье в старь породило "болото" - место особое, сильно, чрезмерное по своим свойствам, сверхместо
Это же значение - сильный, явный - каким-то чудом сохранилось и даже в современном просторечии.
Мы и сейчас говорим - "больно мне надо" (пусть это сочетание и имеет теперь узко насмешливый смысл) , чуть раньше говорили "больно ты боек" - имея в виду это самое значение "сверх и очень, сильно". Как правило, с неодобрительным значением, как сама боль и есть
Что всё равно имеет отсылку к "боли" - боль это всегда что-то сильное, а не щекотка, это сверх обычных ощущений
Так древнее слово "боль" в нескольких значениях жило себе достаточно долго, породив чуть новые смыслы и слова. Выделились из индоарийской общности племена и народы, расселились на других местностях, смешали свой исконный говор с языком и звучанием местности
И потом "боль" породило новое слово. Скорее, это был плод не любви языка и звучания местности и её ритмов, а изнасилования церковью старой языковой структуры
"Благо", а его полногласный славянский вариант "болого" - это тоже слово из то же индоарийской основы "bhel-eu", но образовалось оно уже из славянской "боли" и появилось позже, много позже
Сразу в своём прямом значении "благо" - оно стало употребляться в церковных книгах с XI века, а широко в фиксированной речи - уже с века XII-XIII. Как уж его туда протащили - нам остаётся только догадываться. И при всей условности датировки истории Отечества, когда целые эпохи кажутся неправомочно растянутыми, а история Церкви сапогами-скороходами отшагала ажно целое тысячелетие на Руси - эта дата говорит о многом. О том, например, что на это время приходится уже полный разгул официального православия
И, частный случай, о том, что "боль" приобрела официальный положительный, одобрительный смысл. "Благами" внезапно наполнились поучения и панегирики, слово стало таким массовым, что надолго вошло в язык с легкой подачи церкви еще на столетия и столетия
При этом... природная основа древнего корня все равно тонкой связочкой прилепилась к этому "благу"
Благо - это то, что дает Бог (напомню, первыми благами, выданными покусившимся на червивое яблочко Адаму и Еве, стало невозможность ему найти место для семьи, вечные скитания, и боль чадорождения Еве. Так себе блага, если честно - и... если не помнить исконное происхождение смысла этого слова)
Благосостояние - это опять же то, что послал Бог, а заодно... вечное беспокойство, волнение от его наличия, боль от его утраты, переживания, подчас болезненные, о нём же, родном благосостотоянии
Блаженный - вроде как и наделенный благами от Бога, и, признаемся честно... больной, имеющий особое психическое состояние, диагноз.
Язык очень долго пытается сохранять связь с фьюзисом, с пространством и его звучанием
Сначала - осознаваемо, явно и понятно для своих носителей.
Потом - скрыто, неявно, но... сохраняет
По тому, что происходит с языком, виден его вектор. А через язык - вектор и развития мировоззрения
Так что происходит с задачами созвучия языковых структур и мира, если в эту структуру всунута гиблая подмена?
Боль, с подачи Церкви ставшая Благом?