Какой-то неглупый чел сказал- "Ненависть - это аффектация слабого к сильному". Согласитесь, есть что-то язвительно ироничное в таком, весьма удачном определении ненависти.
Давай попробуем немножко вникнуть в "ненависть". Что это такое и чем отличается от других "плохих чувств".
Есть в "ненависти" какая-то пассивность. Локализованность и окукленность. Сидит себе чел в уголке и тихо "ненавидит".
Ненависть - это не злоба, не агрессия, не ярость. Это что-то обиженное и огорченное)) Может именно поэтому "От любви до ненависти... "? Не до агрессии, злобы или ярости которые подразумевают активную компоненту, ибо там реально путь гораздо более длинный, а вот до "ненависти" - "один шаг" ))
Да, тоже есть такое ощущение. Ненависть - она в каком-то смысле бессильна и... бессмысленна
Да, ненавидеть можно, и в некоторых случаях, наверное, и оправдано. Можно ненавидеть захватчиков, правительство или вон приносили на форум афоризм про ненависть к интернет-собеседникам)
В любом случае, оправдано или неоправданно - но ненависть как негативный эмоциональный фон, человека иссушает. Вытягивает жизненные силы, потому что сама по себе эмоция тупиковая. Она не дает перспективы, не направляет человека во что-то хорошее, не придает ему ресурса что-то сделать
Хотя бы потому что уже в самом слове издавна был заложен оттенок "невидения" (мы и сейчас говорим про то, что "ненависть застилает глаза")
Так оно и есть - сидя в личном дзоте ненависти, человек уже не может адекватно, то есть в логике уместности и реальности эту саму реальность воспринимать
Ненависть поглощает внимание и "закрывает" глаза
Сама разбухая до вселенского смысла - эту вселенную от смотрящего закрывает
А вот его изначальное слово "навидеть", означающее, наоборот, восхищение, восторг перед чем-то в живом пространстве
- оно придавало силы, по закону разделяемой радости - удваивало/утраивало эту радостьС потерей возможности подобного подключения - утратилось и само слово...
Слово само ушло в диалекты и говоры, например, навиды - это навещение роженицы в первый раз. Навидеться - это встретиться с кем-то после долгой разлуки, в дальнем селе.
Навидки - первый смотр невестящихся девушек в селе
Здесь ещё сохраняется оттенок радости, долгожданности, особых эмоций. То, что хочется смотреть
А вот "ненависть" в языке сохранилась и не без помощи третьей стороны цвела буйным цветом.
Боюсь снова навлечь на себя гнев нашего Лье, но и тут, в "популяризации ненависти" есть огромный вклад Церкви.
"Если кто приходит ко Мне и
не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником"
Кому постигать любовь к миру, Богу и человеку, как не тому, кто ненавидит маму-папу (Род), жену (женское начало пары), детей (потомки Рода твоего) и даже жизнь?
или
"Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира,
потому ненавидит вас мир"
Это уже позиция "невиноватая я, он сам" - то есть все против меня, все нехорошие, весь мир нас не любят. Значит, они плохие, а мы хорошие
Ненависть разобщает, снимает настройки тела на что-то хорошее (как обратное слово "нѧвидЪтЪ" - подключало через эмоцию радости-восторга, выдавало ресурс - пропитку жизненной силой)
Если ты чего-то "не видишь", не обязательно глазами, (ненавидеть - видеть не мочь) - то настроиться на него уже невозможно
Здесь вернусь к предположению Миши-Закана -
Почему ненависть - плохое чувство? Возможно оно вначале обозначало не чувство, а действие по отношению к чему-то противоестественному, инфернальному, Чужому с большой буквы.
Какая первоначальная задача подразумевалась под словом "ненависть" древними? Навь - нежить, это не из той серии? Явь, правь, навь - это не из той логики?
Навь, нѧвѣ - действительно слово, в древнем семантическом и морфемном родстве с "нѧвидЪтЪ". Но не с "ненавистью". Иначе была бы не навь, а ненавь.
Но ничего чуждого, а тем более ненавистного для предков в нави не было. Хотя бы потому что это мир твоих усопших родичей, мир духов, и нашего, белого, и всех миров-тридесятых царств. Которые этот мир скрепляют, сшивают полосы, чтобы мироздание не развалилось, переворачивают землю с бока на бок, живут рядом по общим законам и логикам, помогают, радуются рождению потомков, помогают уйти умершим, упреждают или даже наказывают - то есть осуществляют особую роль в ПСС
Как можно ненавидеть своих щуров, мир, в котором рано или поздно окажешься и ты?
"Навь" же имеет тот самый смысл "навидеть", то есть виденое, но виденое особым образом.
А вот ненависть - ведет закономерно к невидению этого самого мира предков и духов. Потому что рушится настройка, смываются эмоциональные связи (всё высосано ненавистью), ненависть закрыла собой большую часть того, что возможно увидеть
Вспомним, как можно прервать ненужный контакт с навью - показать крест (как справку от венеролога - пардон, не имею возможности вступить с вами с интимную связь)
Вряд ли навки так уж боятся креста, скорее - теряют интерес к собеседнику
Выматерить сущь (все матерные слова - это слова сакрального древнего языка. Не случайно большинство дошедших до нас "матерщин" - это название половых органов. Потому раньше не матерились при детях и запрещали материться подросткам (малы еще на сакральном языке говорить), мужчины не матерились при женщинах (у женщин был свой сакральный язык, у мужчин свой)
И третий путь - накричать, испытать сильные отрицательные эмоции. Контакт с чущью прерывается и ты её... не видишь
Отсюда древние проповеди христианских святителей о ненависти к греху, грешнику, язычнику, кощунству, магии, потустороннему миру. К Телу и телесным проявлениям. Ненавидишь грех - теряешь силы от постоянного пережевывания негатива по его поводу. Теряешь эмоциональную настройку на работу над собой
Ненавидишь грешника, язычника, маму-папу - теряешь эмоциональную связь с ними, с собратом, не считаешь его за человека, потому что малейшей эмпатии ненависть не предполагает...
ненавидишь своё тело - ненавидишь сам себя, вычеркивая собственный образ из положительных смыслов картины мира