Именно этого я и ждал!!! Сплетни и глупости про Осину - исключительно христианские!!!! Чем, интересно, она им так насолила? Тем что способна с людьми своей ЖС делиться? Тем, что способна реально помогать?
Я не думаю - что только этим. Когда-то очень давно произошла смена осевой парадигмы мировоззрения, смена системы представлений. Эти вот чистые-нечистые, добрые-злые - совершенно нормальные термины в той же этнографии.
Внутри всё скукоживается, когда серьёзные, хорошие, знающие исследователи начинают совершенно нормально об этом говорить, писать, рассуждать.
Крестьяне почитали дуб за чистое дерево... Липа - дерево доброе... Дома не строили из злых деревьев, осины и ели... Пятница - злой день, в неё Христа же распяли... Ночью дьявол по земле ходит. Ракита- поганый куст.
(так-то оно и есть, если придать эпитету его старый, забытый уже смысл. Языческая (поганная) свадьба - повенчаться вкруг ракитова куста - беря в свидетели свершённого союза не человека, не сельского попа и даже не дедушку с бородой верхом на облаке - весь Мир, все его полосы, потому как ракита - родом ненашего навьего мира
И что интересно, такая участь постигла не только деревья, травы (бесовские травы, полынь - трава дьявола, луговая геранька - цветок сатаны), природные места (болота и овраги), день - ночь, солнце - луну... Но и даже дни недели - им тоже сменили парадигму
Для меня это щемяще-тревожащий вопрос - я могу говорить о каждой из этих подмен очень долго
Просто складывается ощущение, что часть природного мира извлекли из правильных пониманий и нарекли злыми, нечистыми, вражьими. А остальное - нет, чистым не осталось, а обрушилось следом... Но это к слову и не совсем про осину. Извините
Просто вдумайтесь. Человек прошлого по этим представлениям вынужден был жить в адовом царстве постоянно встречающихся ему злых деревьев, травы, дней недели, времени суток... То осина недобро сощурится, то ёлка зло замыслит... А день так вообще от заката до рассвета - целиком злодейский наступил. Ночью спать-засыпать, тело новить - а как спать и новить, коли ночка та ещё подлюка получается... Редкие мгновения передышки, когда встреченное дерево оказалось добрым, а трава - чистою, наверняка из общего жизненного мрака не вытаскивали)
Кстати, с древним смыслом и фонетическими корнями "чист"-"нечист" - ещё разбираться и разбираться. Там очень много интересного
Да, осину изгадили целиком и неслучайно. Только ли её или вместе с народными целителями - не очень понятно. Даже из приведённого отрывка понятно, что камень брошен и в сторону ведунов, колдунов, травников (вряд ли любой крестьянин лил мёртвой змее в пасть осиновый сок из пустого любопытства, оживёт или нет. А вот примерно так изготавливать снадобья - могли)
Вообще-то я с подачи Словиши хотела сделать тему про осмысление мифом соседей человека - травы, деревьев, животных. Не знаю, то ли эта тема уже создана тобой, то ли она ещё будет, но в ином варианте.
Но в любом случае - пытаться разобрать "осину" на звучание древних корней и смыслов - я пока не сумела. Но и надежду не теряю...
Здесь могу лишь предваряюще сказать, что название исконно славянское и глубже - восходит к трём корням индоевропейской основы... А они уже дают широчайший веер смыслов... Это и "сияющий-сверкающий" (вспомним листья осины и её кору, и общий фон осинника)
И "движение", "перемещение" - дрожание осинника листвою...
И "красный", "кровавый" - цвет коры...
А также - снадобье, лекарство, останавливающий, творящий, смотрящий, питающий, русло, путь движения...
Их, этих древних корневых основ - так много, и все так ясно говорят о нашей осине - что я никак не могу сложить их вместе и найти то общее. Получается слишком о многом...
А вот в народных обычаях Осина однозначна. Вещее, лечебное, особое - особ-дерево
Если отбросить ярлычки на добрых и злых, то наши предки мир всё же граничили - на тех, кто с белого света пришёл и тут творит связи и взаимодействия, и тех, кто родом с навьим миром. Обще навьим - как ракита, осина, или миром щуровым - как калина и полынь. Описать мне это пока сложно
Да - наши предки прекрасно знали свойства мира вокруг нас. Это не просто "из породы птиц синица" - это глубочайшие и тончайшие системы и связи. Из осины действительно дом не строили, не потому что злая - а её свойства не для этого. И из калины не строили - не плели для мазанок стенки, даже перила не делали - калинов мост совершенно особенное сооружение
А вот в ставни окон, выходящих на людскую улицу - вставляли осинову щепу... И при ожидании недобрых гостей - могли положить осиново поленце у крылечка
Вряд ли от "сглаза" - скорее, осина, делясь своей энергетикой, могла восполнить то, что нарушали пришлые люди своим недоброжелательством
Осина - дерево по преданиям "шепотное", разговорчивое, его услышать проще, чем молчаливую калину. Потому осинушки и стоят особняком да частнем в осиннике - чтобы и к ним прийти сподручнее, и им вместе говорить яснее выходило. Что одна осинка не скажет - сестрица доскажет
В тот осинник любят залётывать и ворон, и мышь мала хаживать, а уж нечистые соседушки там и хороводы водят, и именины справляют - все их тайны осины слушают, да потом друг другу перешёптывают
К берёзам кумиться ходили по юной поре девушки, а к осинам придёт одинокая старушка, которая кумушку уже проводила в мир иной, ей подругою осина теперь будет. А не станет - так подберёт вместо себя духовицу лесную или мавушку
Осина первый снег на себя закликает, к ней, белолистой - и летит первый снег из велесова царства,да кровь горячая и тепло осиново - тот снег и топят, осень воротят обратно.
А кровь горячая у осины да красная, не древесная - это от того, что слышала осинка, как Журавель с Человеком прощался да обещались друг другу встретиться на былой их родине, одной дорогою туда идти. Слышала осинка те слова стародавние, да сохранила в себе - потому кровью стала им - человеку да птице - сестрицею...
А как полетят журавли над белым светом - дрожат осиновы листья, шепчут ту клятву древнюю, что однажды расслышали, как пролетят те стаи - опадёт и листвою осинка... Отдаст в землю-матушку, а та возвернёт обратно по весне то словушко - задрожит от силы клятвы давней Осинка новыми листами - листами вещими...
Лечили осиной и людские хвори и хвори животных (а умеют ли те концентрировать внимание на крестах, тараканах или осиновых таблетках? Вот не знаю...)
Мамы клали осинку в зыбки с младенцами - чтоб утех не было "смурных" снов. Отцы клали в постели малолетним дочерям осинку - чтобы у взрослеющей телом девочки не было боли и чтобы тело "нужным ладом правилось"
К осиновому кресту знахари привязывали не Христа, но буйного, обезумевшего, страдающего психическими расстройствами - чтобы "попокоить снутрей"
Осина считалась способной наполнить своей живью пустую оболочку русалки, мавки, мруна, тех, что из людей вышел, а не из навьих духов - им носили в подарок веточку или кусочек осинового полена.
А к озиме и первому ледку, когда русалки уходят в глыбь болотную - их провожали селом и дарили "игрАшечки" из этого дерева. Чтобы было тепло тем, кто вечно тоскует по жизни и не смог упокоиться, уйти в навий мир
Привязывали к осиновому стволу отцы и дочерей, которые покончили с собой - "венчали с осинкою в гроб". Это - не просто прощальный дар и некая пара незамужней девушке в иномирье... Душа неприкаянная войдёт в осину и так сможет обрести покой, а тело без души заполнится "душою осиновою" и тоже, как и положено, начнёт обращаться в прах земной, материнский...
Пособирать по поверьям можно много ещё - да как соединить их, не знаю я...