Тезис 4. Не существует «объективной реальности, независимой от нашего сознания».
Человек «творит» реальность своей деятельностью
Этот тезис вызвал больше всего вопросов. С одной стороны я с этим согласен, с другой не совсем. По этому, даже если покажется, что мои утверждения окончательны и бесповоротны, и я в них уверен на столько, что ни при каких условиях не изменю своего мнения, то это не так. На самом деле мне интересно разобраться в этом и понять, что я упускаю.
Итак: Что именно меня сбивает с толку. Так это формулировка:
Не существует «объективной реальности, независимой от нашего сознания».По моим наблюдениям, я могу разделить реальность на субъективную, которая целиком зависит от нашего сознания. И объективную. Она одновременно и зависит и не зависит от нашего сознания. Т. к. объективная реальность в моём понимании является постоянным процессом подконтрольным совокупностью(множеству) всех сознаний мира. Т. е. эту реальность выстраивает совместная деятельность всех сознаний. И одно конкретное сознание не способно повлиять на эту реальность.
Поэтому тут два аспекта ответа: 1) чем выше уровень Вашей активности, тем более именно Вы влияете на "реальность". Чем ниже - тем более влияют другие
Это можно отнести к субъективной реальности, и взаимодействию этих реальностей. Более активный человек влияет на реальность более пассивного. Таким образом мы несём ответственность за влияние на реальность тех людей, которые входят в нашу жизнь. Но
2) деятельность современного человека всегда совместна - чтобы произвести, например, автомобиль нужны геологи (найти руду), специалисты горной промышленности, сталевары-прокатчики, токаря-электрики-слесаря, инженеры-конструкторы, комплектовщики-сборщики-технологи, организаторы производства и пр. В "новой реальности" существует ("сотворен") автомобиль, которого не было раньше ...
Как тут замечено, деятельность человека всегда совместна. И если некоторые события в нашей жизни мы можем контролировать, то некоторые происходят независимо от нас. Например, потеря близкого человека. Как бы мы не старались, чтобы не делали, наши близкие уходят от нас(например родители умирают). Наша реальность меняется с их уходом. Мы можем выбрать качество изменения в зависимости от реакции на потерю, но не можем эту потерю отменить. Это как бы, фиксированное изменение реальности, независящее от нас. В тоже время его можно назвать ключевым, т. к. оно серьёзно влияет на качества нашей личности, и дальнейший путь её развития.
Ещё один пример, революция на Украине. Я никак не мог на неё повлиять, и я живу в РФ. Но не смотря на это, моя реальность изменилась после этой революции.(от появления новых знакомых, до изменения курса рубля). Или падение метеорита в Челябенске. Жизненный цикл метеорита дольше жизненного цикла людей. Ему потребовалось много времени, чтобы добраться до планеты. И мне кажется, одного сознания не достаточно, чтобы притянуть метеорит из космоса. В то время как влияние на субъективные реальности людей после падения было огромным. С другой стороны, некоторые проишествия не оставляют в нашей реальности заметного следа. например жизнь какого-нибудь африканского племени, или исчезновение звезды в какой-нибудь далёкой галактике. Всё это происходит, но мы можем об этом даже не знать. А влияние некоторых процессов заметно становится только в течение длительного времени. Например смена климата, движение тектонических плит... Можно ли отнести перечисленные мною примеры отнести к объективной(точнее условно объективной т. к. наше сознание частично ответственно и здесь, но существенного влияние невозможно) реальности?
И если да, то
в "Хохоте" я писал, что ненаправленная активность разумных ОПАСНА.
Прежде всего опасна для субъективной реальности самого деятеля, и некоторых субъективных реальностей окружения. Но объективная реальность при этом пострадает не сильно, т. к. Совокупность сознаний(я включаю сюда не только сознания людей) не позволит отдельному сознанию взять над собой верх, и жестоко пресечёт подобную деятельность. (например даже если человечество вымрет, планета выживет, и будет развиваться дальше.)