Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Если никогда не пойдешь в лес, с тобой никогда ничего не случится, и твоя жизнь так и не начнется.

Автор Тема: Народное творчество  (Прочитано 5382 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Лесник

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +33/-8
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 391
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 515
  • - Вас поблагодарили: 294
Re: Народное творчество
« Ответ #30 : 09 Май 2015, 19:49:21 »

Первый парень на деревне, а деревня в два дома  :)
Два сапога пара и оба левые  :)

митрий

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +315/-2
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1 643
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 4
  • - Вас поблагодарили: 3396
  • с кем ты мне изменяешь, память???
Re: Народное творчество
« Ответ #31 : 09 Май 2015, 22:35:06 »

Ты, работа, нас не бойся (мы тебя не тронем)                                                                                                                                                                                       Работа не... волк, сто лет простоит.                                                                                                                                                                                    Где бы ни работать - лишь бы не работать.       
Записан
вроде деградируешь, деградируешь... а один хрен - все вокруг тупее!

Закан

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2186/-7
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10 463
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 34589
  • - Вас поблагодарили: 34760
Re: Народное творчество
« Ответ #32 : 26 Октябрь 2015, 14:15:34 »

Шуруп, забитый молотком, держится крепче, чем гвоздь, закрученный отвёрткой.
Лучше с милой в шалаше, чем с лопатой в блиндаже.
Главное, ребята, перцем не стареть.
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #33 : 16 Декабрь 2015, 14:50:09 »

былина Соловей Будимирович



А из-за того ли острова Кадойлова,
А из-под того ли вяза из-под червлёного,
А из-под того ли камешка из-под белого,
Из-под того ли кустышка ракитового
А пала-выпадала мать Непра-река,
А устьем-то впадала в море Чёрное,
Во Чёрное море, во Турецкое;
А как по этой матери Непре по реке
Вылетал-выезжал млад купав молодец —
Молодой Соловей сын Будимирович;
Вылетал-выезжал Соловей свататься
А за славное он за синее море
Да ко славному он городу ко Киеву,
А ко ласкову князю ко Владимиру,
На его любимой да на племяннице —
На молодой Забаве на Путятичне;
Как снастил Соловей корабли свои:
Нос, корма — по-звериному,
А бока у корабля — все по-туриному,
А вместо бровей было посажено

Да по дорогой кунице по сибирской,
А вместо ушей было повешено
А по дорогому соболю заморскому,
А вместо очей было вставлено
Как по дорогому камню самоцветному,
Да не ради красы-басы, угожества,
А ради ноченьки как осенней:
Ночью светят те камни самоцветные!
Приезжал Соловей сын Будимирович!
А ко славному ко городу ко Киеву:
Как сходенки метал он — дорог рыбий зуб;

Выходил-выступал он на крут бережок
А со своей дружиной со хороброю;
Чашу насыпал он красна золота,
А другую насыпал он чиста серебра,
Третью насыпал он скатного жемчуга;
Брал он камочку хрусчатую:
А ничем эта камка была не дорога —
И не красным она да золотом,
И не чистым она да серебром,
А дорога камка была хрусчатая
А теми ли цветами заморскими!

Как приходил он во гридню во столовую:
Он крест-то кладёт по-писаному,
Он поклон-то ведёт по-учёному,
Он кланяется, поклоняется
Да на все на четыре стороны,
Он кланяется, сам чествует:

«Здравствуй, Владимир стольнокиевский
Да со многими князьями, со боярами!»
Подаёт он чашу красна золота
А солнышке Владимиру стольнокиевскому,
А другую подаёт он, чиста серебра,
Княгинюшке он душечке Апраксин,
А третью подаёт он, скатна жемчуга,
Молодой Забаве свет Путятичне,
Да ещё подавал ей камочку хрусчатую;
А эти даровья князю полюбилися:
Заводил князь Владимир стольнокиевский,
Заводил он тут да почестей пир
В честь многих князей, многих бояр,
В честь многих богатырей удалых,
В честь славного Соловья Будимировича!..

И говорит Соловей сын Будимирович:
«Ах ты солнышко Владимир стольнокиевский,
Благослови, государь, мне слово вымолвить!» —
«Говори, Соловей, что тебе надобно!» —
«А позволь мне-ка выстроить три терема,
А три терема да златоверхих,
Этой-то ноченькой тёмною,
Тёмною ноченькой — осеннею,
Как поставить-то мне три терема,

А три терема златоверхих,
Середи того полюшка чистого,
Середи того садочка Путятинова!» —
«Станови, Соловей, где тебе любо!»
А и тут Соловей сын Будимирович —
Выходил Соловей да на крылечко перёное,
Говорит Соловей сын Будимирович,
А своей говорит он дружинушке хороброй:
«Ай же вы дружинушка хоробрая,
Делайте вы дело повелённое!
Как снимайте платьица вы цветные,
Надевайте как вы платьица лосиные,
Обувайте-ка вы лапотки семи шелков,
А вы дубья да вязья повырубите,
Вон из зелена сада повымечите,
А постройте-ка мне три терема,

Как три терема златоверхие,
А четвёртый мне постройте гостиный двор
Этой всё ноченькой да тёмною,
Тёмной ноченькой — осеннею!»
А и тут-то дружинушке Соловьева —
Как снимали они платьица да цветные,
Надевали они платьица лосиновые,
Обували лапотки семи шелков,
Они дубья и вязья повырубили,
Вон из зелена сада повыметали,
Как построили они да три терема,

Три терема златоверхие,
А четвёртый построили гостиный двор
Той ли ноченькой тёмною,
А тёмной ноченькой — осеннею!
Поутру вставала дочь Путятинова,
Поглядела во косящето окошечко:
«А что это за чудо-то счудйлося?
А что это за диво-то сдивилося?
А вечор-то стоял да мой зелёный сад,
А стоял-то сад да он целым-целой,
А как теперь-то сад полонённым стал:

А построено в нём да три терема,
А три терема златоверхие,
Да четвёртым построен гостиный двор...
Ай вы нянюшки, ай вы мамушки,
Да пойдёмте-ка гулять да во зелёный сад!»
Как пришли они гулять во зелёный сад,
А в первом терему тишь-молчок —
То есть дружинушка Соловьева,
А в другом терему да всё шёпот слышен —
То есть матушка Соловьева,

Она Господа Бога умаливает
За своего за чада за милого,
А в третьем терему как гудки гудят,
Игры играют Царьграда —
То сам Соловей сидит, сын Будимирович;
А говорит тут Забава дочь Путятична:
«Ай же вы нянюшки, мамушки,
Да зайдёмте-ка в этот терем высокий!»
Заходила тут Забава дочь Путятична,
А и тут Соловей сын Будимирович —
А вставал Соловей да на резвы ноги,

Выставлял он тут ременчат стул:
«Да садись-ка ты, Забава Путятична,
А садись-ка, Забава, на ременчат стул!»
Как стали играть они во шахматы;
А и тут Соловей сын Будимирович,
Раз сыграл — у Забавы-то выиграл,
Другой сыграл — у Забавы опять выиграл,
Третий сыграл —опять выиграл;
А говорит тут Забава дочь Путятична:
«Ах молодец, Соловей сын Будимирович,
Кабы взял за себя, я бы шла за тебя!»

Говорит Соловей сын Будимирович:
«А совсем ты мне, Забава, в любовь пришла,
А одним ты мне, Забава, не люба:
Сама себя, Забава, ты просватываешь!»
А и тут ли у князя Владимира
Не надо пива варить да мёда сычить —
Веселым пирком да за свадебку!
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #34 : 17 Декабрь 2015, 19:02:05 »

   Мне стало интересно
а как рождались Былины..и вообще..как  слагались.
Вот  что нашла.


    Былины – древние сказания, которые повествуют о жизни и подвигах знаменитых русских богатырей.

Это особый жанр русского фольклора, который относится к народной эпической песенной поэзии.

У Каждой из былин есть собственный сюжет, связанный с определенным событием в Древней Руси или жизнью главного героя.
     Эти песни стали неотъемлемой частью русского фольклора. Во времена написания былин их назвали «старинами».



Былина представляет собой фольклорно-эпическую песню,
написанную тоническим стихом.
Каждое произведение состоит из запева, зачина и концовки.
Первая часть былины редко связывалась с основным сюжетом,
в основном такое вступление писалось для привлечения внимания.
Зачин – это основное событие, которому посвящена былина.
Концовка – последняя часть былины, в которой, как правило,
описывался торжественный пир, посвященный победе над врагами.


оказывается
Существует несколько видов напевов былин – строгий, величавый, быстрый, веселый, спокойный и даже скоморошный.

    Сам термин «былина» стал употребляться только с 1830-х годов, ввел его ученый Иван Сахаров.
Настоящее название песен о богатырях – «старины»
.

Авторы былин

      Множество фактов, касающихся авторов былин, времени и территории их написания
остаются загадкой вплоть до наших дней. Большинство исследователей пришло к мнению,
что самые древние сказания были написаны не больше трехсот лет назад.


Былины не писались одним автором. Это сказания, которые составлял русский народ,
а тексты песен передавались из поколения в поколение.
 Исполнялись песни определенными людьми, которые назывались «сказителями».
Такой человек должен был обладать особенными качествами.

   Дело в том, что текст былин никогда не заучивался сказителями наизусть,
поэтому рассказчик должен был самостоятельно связывать сюжеты, подбирать сравнения,
запоминать важные факты и уметь пересказывать их, не искажая смысл.



Лирими ,возможно исправит,добавит.

Сказы  и Былины..что то общее есть в них
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #35 : 17 Декабрь 2015, 19:10:49 »

короткая былина про И.Муромца


     Собрался Илья Муромец в славный Киев-град к князю Владимиру.
Доехал он до города Чернигова, а дороги от Чернигова до Киева не знает.
Спрашивает он мужичков черниговских:— Где тут дорожка прямоезжая до Киева?
Отвечают ему мужички черниговские:— Дорога-то, добрый молодец,
до Киева прямая, да по ней нельзя проехать —
по пути у речки Смородины сидит на дубу Соловей Разбойник.
   
     Он кричит, злодей, по-звериному, а свищет по-соловьему.
От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются,
леса к земле приклоняются, люди замертво падают.
Поезжай ты в Киев лучше сторонкою. Хоть и дальше, да безопаснее.
Не испугался Илья рассказа страшного. Прямой дорогой поехал.
   
    Увидал его Соловей Разбойник с дуба издали.
Как закричит по-звериному, как засвищет по-соловьиному!
От того крика, от его посвиста конь под Ильёй спотыкаться стал.
Стегнул его богатырь плеточкой.— Ты чего, свисту, крику не слыхивал?И за лук свой взялся.
Натянул тетиву, наложил стрелу калёную —и пустил стрелу в Соловья.
Попала стрелка прямо в глаз разбойнику. Повалился Соловей с дуба на землю.
   
     Пристегнул его Илья Муромец к своему стремени булатному и дальше поехал.
Приехал он в славный Киев-град ко князю Владимиру.
Коня с Соловьём во дворе оставил, сам на крыльцо идёт.
Провели его к князю в столовую горницу. Поклонился богатырь на все стороны.
Стал его Владимир спрашивать:— Ты откуда, добрый молодец?
     Как зовут тебя по имени, величают по отечеству?
Отвечал богатырь:— Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович.
А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины.

     Удивился князь Владимир.
Говорит:— Ой, не лги, добрый молодец! Там никто не прохаживал,
 на коне не проезживал,серый волк не прорыскивал,
чёрный ворон не пролётывал: ведь там у речки у Смородины на дубу
Соловей Разбойник сидит!

    Отвечал Илья Муромец:— Соловей Разбойник, князь, на твоём дворе сейчас,
к моему стремени прикованный.Кинулся на двор князь,
слуги да гости за ним вослед.
Видят —вправду: Соловей Разбойник на коне висит прикованный.
Приказал ему Илья Муромец:— Засвисти вполсвиста соловьего, з
акричи вполкрика звериного.

    Отвечает Соловей:— Ты сперва прикажи мне чару вина подать,
тогда и засвищу я по-соловьему, закричу по-звериному.
Единым духом выпил он чару в полтора ведра, да как засвищет!
Маковки на теремах покривились, рамы в окошках развалились,
а люди все вокруг замертво легли.

     Сам Владимир князь с головой шубой укрылся, с крыльца в горницу убежал.
Тут сел Илья Муромец на своего добра коня,
 отвёз он Соловья в чисто поле да и срубил ему там буйну голову.
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #36 : 12 Февраль 2016, 12:29:34 »

русская  народная  песня

ПРО ДОБРЫНЮ

Что не белая береза к земле клонится,
Не шелковая трава приклоняется, -
То сын перед матерью поклоняется.
Кланялся Добрынюшка родной матушке,
Просит он великого благословения:
«Ты благослови меня, родная матушка,
Ехать в дальние орды, во немирные!»
Говорила тут ему родная матушка:
«На кого покидаешь ты молоду жену,
Молоду жену, малых детушек?..»
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #37 : 20 Апрель 2016, 09:58:20 »

     Что же такое загадки?

Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким.

Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.

     Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

      Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого - нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

     Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:

 - внимательно слушать;

 - подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

 - не торопиться, а все продумывать, тщательно взвешивать свой ответ

      Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.  Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок. К. П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т. д. ; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».

     Исследователь загадок К. П. Герд пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово, необходимое для разговора». Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #38 : 20 Апрель 2016, 10:07:03 »

       Мне всегда было интересно,как зарождались загадки,корни их, откуда они появлялись на свет,стала искать,читать,и многоудивительноговдругузнала.Загадки - это своего  рода, тайный посыл,и закодированная информация и порой  носитель древнего языка, и той  жизни,которая была.     

  Загадки имели большое значение,они и учили, и открывали, и давали знания,развивали,и загадками,передавали важное.

    Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.
ОКАЗЫВАЕТСЯ -
    Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни.

    Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.
     Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.

Знаменитый путешественник XVIII в. С. П. Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и, как пишет С. П. Крашенинников, наказывал им: «смотреть за своей чуницею (группа охотников) накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною. Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый. Как свидетельствует С. П. Крашенинников, свинью сибиряки - охотники назвали низкоглядой, т. е. смотрящей вниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровы говорили «рыкуша», т. е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной в Полесье, говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – дзьве». В прочих вариантах корова названа так: рога, роговая, рогов, торбан, мыков и т. д. Важно, что эти слова точно совпадают с тем, что находится в загадке. В Орловском крае крестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашенное коромысло через реку повисло».

            Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #39 : 20 Апрель 2016, 10:19:40 »

           Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства — загадки распространены у всех народов,
задержавшихся в своем историческом развитии.
      Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду.
  В обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок — без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной.

      Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах).

      Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью — зашифрованным языком охотников,
    с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

        У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях
  (например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: не описывают судьбу человека,
       а под­меняют ее описанием предмета или действия).

           С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма.
    Она оказалась про­дуктивной.
     К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности,
    стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях.
          Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных.

Д. Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, — писал он, — отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних — вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смыс­ла и критики"

      Загадки содействовали активизации познания окружающего мира,
формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность.
     Они были средством развлечения и незамет­но воспитывали.

    На протяжении всей истории загадок сохраня­лась их обучающая функция.
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #40 : 20 Апрель 2016, 10:25:06 »

      Д. Н. Садовников в своем собрании разместил загадки по группам, среди которых "Жилище", "Тепло и свет", "Домашнее хозяйство", "Двор, огород и сад", "Домашние животные", "Земледельческие работы", "Лес", "Мир животных", "Люди и строение их тела", "Земля и небо", "Поня­тия о времени, жизни, смерти и пр.", "Грамота и книжная мудрость". Каждая группа наполняется конкретным, преимущественно предметным содержанием, полно и красочно раскрывая быт и труд русского человека.

     Возьмем, к примеру, загадки о жилище. К ним в качестве эпиграфаСадовников предпослал пословицу: Не бравшись за топор, избы не срубишь. Развивая эту мысль, он поместил вначале загадки об орудиях труда, с помощью которых строится изба. Это топор, клин, долото, пила, коловорот, алмаз.
      Далее идут загадки об избе, а затем об ее самых         разнообразных частях и деталях, вплоть до мельчайших: пол и потолок, матица, окна, оконные рамы, волоковое окно, подъемное окно, оконное стекло, ставни, дверь, скоба, дверные косяки, пята у двери, замок, угол, бревна, мох, щель в бревне, сучок, крыша, труба на крыше... Все вместе эти загадки говорят об устройстве избы, в которой все разумно, целесо­образно и гармонично.

     Изменялись условия жизни, строение жилища, орудия труда и т. д. — изменялись и загадки. Из памяти уходили произведе­ния, в которых требовалось отгадать предметы редко встречаю­щиеся или совсем забытые.

Например: Белое ест, а черное роня­ет (лучина);

И зимой и летом на одном полозу ездит (волоковое окно);

Серое сукно тянется в окно (дым курной избы).



     Жители городов, которые не знают земледельческого труда, не могут отгадать да и не загадывают большинства загадок, опубликованных Д. Н. Садовниковым в разделе "Земледельчес­кие работы" (о сохе, бороне, косе, вилах, цепах и проч., о про­цессах крестьянского труда — таких, как пахота, боронование, жатва, молотьба, трепанье льна).

      С появлением новой техники возникали и новые загадки.

На­пример, из записей 1930-х гг.: Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолет);

До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит (па­ровоз);

Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка).

     А вот загадки, возникшие в годы Великой Отечественной войны:

Ползет черепаха — стальная рубаха, враг в овраг, черепа­ха — куда враг (танк);


Не птица, а летит, без головы, а трещит. Если капнет — на земле ахнет (бомбардировщик);

На пушку не похожа, а палит — дай Боже (гвардейский миномет "катюша").

 :)
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #41 : 20 Апрель 2016, 10:31:51 »

Загадка — это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
....
— Это черная?

— Нет, красная.

— А почему белая?

— Потому, что зеленая (красная смородина).

.....

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).
....

Кабы я встала —

До неба достала,

Кабы руки да ноги —

Я бы вора связала.

Кабы рот да глаза —

Я бы все рассказала (дорога).


....

Некоторые загадки построены путем изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

Стоит пендра.

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

"Не лазай на пендру.

Там не одна кандра —

И ундра есть" (печь, дед, кот, каша и утка).


Из приведенных примеров видно, что загадки часто рифмо­ваны. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться. В мно­гострочных рифмовка разнообразна. Смежная рифма:

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены;

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (рожь).


Иногда первая строка рифмой не связана, другие зарифмо­ваны:

Маленький, горбатенький.

Все поле обежал,

Домой прибежал —

Целый год пролежал (серп).


...

Мне  очень нравится  произносить и слушать эти загадки. Слышать звуки произносимых слов  и то как отзываются  внутри.

Может потому  что рождались загадки  не здесь? А чтобы услышать их, надо было пройти в Живую Сказку?

Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #42 : 20 Апрель 2016, 10:34:13 »

      Собиратели отметили использование загадок в народном сва­дебном обряде. В обряде, записанном братьями Б. М. и Ю. М. Соколовыми в 1908 г. в Белозерском крае Новгородской губ., жених с дружками выкупает места, занятые девушками. Выкуп произойдет только тогда, когда сваребьяны (сваръба — свадьба) отгадают загадки. При этом загадки загадывает особый загад­чик, который сидит за столом с девицами рядом с невестой. За каждую неотгаданную загадку платили деньги. Особенность зага­док, записанных Соколовыми, состоит в том, что отгадывающий иногда не называет отгадку словом, а подает (выставляет) ее.


Вот несколько примеров:

«"Подайте монаха в белой рубахе".

Дружка подает вина в бутылке. <...> "Подай мне золотой костыль, штобы нашей невесте, молодой княгыне, было на што уперетсы".

Тогда дружка выс­тавляет жениха: "Вот костыль золотой". <...> "Подайте мне старово, горбатово, на рожу страшново, во хмелю дурново".

Дружка дает бутылку водки. "Давайте нашей княгыне, состройте цетырефугольнюю горницу с серебряной крышой".

 Дружка подает рубль бумажкой и кладет на блю­до, & наверх кладет серебряную монету.
<...> Если таким образом все загадки будут отгаданы, загадчик с девками выходит из-за стола и усту­пает место жениху с сваребьянами. Невеста же остается сидеть. С ней рядом садится жених»1.
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #43 : 20 Апрель 2016, 10:36:49 »

В собрании А. Н. Афанасьева "Народные русские сказки" напечата­ны три сказки, которые составитель озаглавил "Солдатская загадка" (СУС 1544А*). Две из них почти целиком состоят из загадок. В тексте под

№ 392 к старушке зашли на отдых солдаты. Хозяйка потчует их хлебом и квасом, хотя в печи был вареный петух — в горшке, под сковородой. Солдаты это дело смекнули... Когда старушка вышла на двор, солдаты вытащили из горшка петуха, а на его место положили ошметок — изно­шенный старый лапоть. Вернувшись в избу, старуха загадывает солдатам загадку. Происходит своеобразный диалог: "...скажите-ка мне: ныне в 'Пенском, Черепенском, под Сковородным, здравствует ли Курухан Куруханович?" — "Нет, бабушка!" — "А кто же, детоньки, вместо его?" — "Да Липан Липанович". — "А где же Курухан Курухано­вич?" — "Да в Сумин город переведен, бабушка". В загадках старухи и солдат названия предметов изменены так, что измененное слово начина­ется звуком или звуками отгадываемого предмета: в Пенском — в печи; Черепенском — горшке (черепок); под Сковородным — под сковород­кой; Курухан — петух (кур); Липан.— лапоть из липового лыка; Сумин город — сумка. Аналогичным образом построены загадки старухи и сол­дат в тексте № 393. Здесь в загадке старухи фигурируют: Курлинский-Мурлинский (журавль), Небесинск (небо), Печинск (печь), село Гор-шенское (горшок). В загадке солдат перечислены почти все эти названия и добавлены город Суминск (сумка) и село Заплечинское (плечо)3.

     Загадки иногда переходят в пословицы, становясь и тем и другим. Например, выражение Ничего не болит, а все стонет

может быть и загадкой о свинье, и пословицей о ханже, попро­шайке. Пословицы также могут переходить в загадки: В городе рубят, к нам щепки летят (письма, вести); В одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи (нищий).
Записан

Шаня

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141528
Re: Народное творчество
« Ответ #44 : 20 Апрель 2016, 16:45:21 »

Волк, коза и капуста

Старинная задача. встречается в сочинениях VIII века. Она имеет сказочное содержание.



Некий человек должен был перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке мог поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту, а в присутствии человека «никто никого не ел». Человек все-таки перевез свой груз через реку.
Как он это сделал?


 :)

1.
Сперва козу, затем капусту, а козу обратно. Потом волка и снова козу.

2.
Вначале крестьянин опять-таки перевозит козу. Но вторым он не обязательно должен забирать волка! Можно взять капусту, отвезти ее на другой берег, оставить там и вернуть на первый берег козу. Затем перевезти на другой берег волка, вернуться за козой и снова отвести ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (7) точно такое же, как и в опубликованном выше варианте.

В фондах Российской Исторической библиотеки сохранилась книга “Гадательная арифметика для забавы и удовольствия” (СПб., 1789). На титульном листе значится: “На ижд. изд. И. Краснопольского”, что означает “на иждивении издателя И. Краснопольского”. В раритете на 62 страницах сорок одна занимательная задача. На с. 42–43 читаем: “Некоторый мужик везши с собою волка, козу и капусту приехал к реке, у берегу коей нашел столь малую лодку, что она кроме его и одного чего-нибудь из везомых им, поднимать не могла. И так спрашивается, каким образом переправить оных через реку так, чтобы волк не съел козы, а коза капусты?”

 :)
Записан
 

Страница сгенерирована за 1.089 секунд. Запросов: 58.