Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ДОРОГИЕ ГОСТИ!!! ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ-ПИШИТЕ  СВОЙ НИК РУССКИМИ  БУКВАМИ!!!

Автор Тема: Фольклор и генетическая память  (Прочитано 1774 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

AI

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +27/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 977
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 938
  • - Вас поблагодарили: 524
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #15 : 18 Декабрь 2018, 23:00:58 »

Вы меня не поняли, но решили что я не располагаю начальными сведениями, и продолжаете настаивать.
Думаю, что вам тоже не понравилось если бы я также настырно предлагала посмотреть не интересную  для вас информацию.

Я просто расширил информацию о чем ведется рассказ. Я не навязываю, а лишь поясняю тематику
и свое к ней отношение. С большой вероятностью я и сам бы не стал слушать, скажи мне о каком времени идет речь.
Но там перекидывается мостик к более поздним временам. И некоторым важным смыслам.
Записан

AI

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +27/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 977
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 938
  • - Вас поблагодарили: 524
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #16 : 18 Декабрь 2018, 23:35:08 »

Это действительно, лучше сладки яблочки искать.
Кислые, недозрелые набивают оскомину.
Я предлагаю сладкое, сам вначале думал, что скоро выключу.
Но действительно, надо располагать какими-то начальными сведениями.

Вы меня не поняли, но решили что я не располагаю начальными сведениями, и продолжаете настаивать.
Думаю, что вам тоже не понравилось если бы я также настырно предлагала посмотреть не интересную  для вас информацию.
В первый раз обратил бы внимание. Возможно, и во второй...
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10640/-24
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 29 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 49624
  • - Вас поблагодарили: 116508
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #17 : 21 Декабрь 2018, 10:06:50 »

Фольклор и генетическая память
Кто интересуется, очень интересно, но не равномерно. Вначале интерес иногда уходит.
Но дослушайте до конца.

 Не ожидал. Очень интересно.

   Хороший  ролик.  Есть  смысл  послушать.
Понравилась  линия  переплетений и трансформаций  мировоззрений/течений/направлений,  не  всегда  верно именуемых  "религиями".   А  ведь  самое интересное,  как раз и  заключается в этих  переплетениях.... 

  Кстати,  о  сказках.  Очень   неплохо  намечены  интересные  версии.  Например - о сути  инициации.  Как  сакральной, так и мирской.  Отношение к "центральным  смыслам  общественных  (родовых, общечеловеческих)  ценностей".  Очень понравилось  постоянное  подключение темы внешнего  Пространства,  как  важного  (если не  "важнейшего")   игрока  по  делам  Хода  Вещей и Событий.

  Одним словом -  много интересного  про слова,  имена, героев,  сказки и мифы.  Про отображение  и продолжение традиций  сакральных  и мировоззренческих в  фольклоре,  быту, играх и  даже  христианстве))))) 

   
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

AI

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +27/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 977
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 938
  • - Вас поблагодарили: 524
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #18 : 26 Декабрь 2018, 14:41:05 »

М.б будет интересно. Разговор, к сожалению, плавает из-за разнокалиберности участников -
один ведущий, второй исследователь.
Но есть интересные моменты. Даже весьма интересные.

Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10640/-24
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 29 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 49624
  • - Вас поблагодарили: 116508
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #19 : 26 Декабрь 2018, 16:25:20 »

М.б будет интересно. Разговор, к сожалению, плавает из-за разнокалиберности участников -
один ведущий, второй исследователь.
Но есть интересные моменты. Даже весьма интересные.



   Настоятельно  рекомендую  послушать. 
Кстати,  этот  ролик натолкнул  меня на  мысль создать  нашу тематическую    фильмотеку.
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

AI

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +27/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 977
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 938
  • - Вас поблагодарили: 524
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #20 : 26 Декабрь 2018, 16:33:05 »

Кстати,  этот  ролик натолкнул  меня на  мысль создать  нашу тематическую    фильмотеку.
Замечательно. Хочу поинтересоваться еще насчет библиотеки. Вот и Соня пишет, пишет...
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10640/-24
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 29 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 49624
  • - Вас поблагодарили: 116508
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #21 : 26 Декабрь 2018, 16:47:45 »

Хочу поинтересоваться еще насчет библиотеки. Вот и Соня пишет, пишет...

  Если  вопрос ко   мне, как к админу, то  я дал  ей полномочия на  ведение раздела  по  "Литературной эзотерике". Или...   "Литературе про эзотерику".   Ну,   тут большой  разницы нет.   
  Считаю  не  лишним,   когда  у нас будет представлен   этот литературный жанр   в таком  объеме.  Там,  не исключены и совершенно  здравые и стоящие  темы и мысли. 
А  основной массив ...   он  тоже неплохо  говорит сам за  себя.  :)
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

AI

  • Лесной чел
  • ***
  • Согласие +27/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 977
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 938
  • - Вас поблагодарили: 524
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #22 : 26 Декабрь 2018, 17:02:44 »

Хочу поинтересоваться еще насчет библиотеки. Вот и Соня пишет, пишет...

  Если  вопрос ко   мне, как к админу, то  я дал  ей полномочия на  ведение раздела  по  "Литературной эзотерике". Или...   "Литературе про эзотерику".   Ну,   тут большой  разницы нет.   
  Считаю  не  лишним,   когда  у нас будет представлен   этот литературный жанр   в таком  объеме.  Там,  не исключены и совершенно  здравые и стоящие  темы и мысли. 
А  основной массив ...   он  тоже неплохо  говорит сам за  себя.  :)
Просто массив достаточно велик и ...(не знаю как лучше сказать)
Стеллажи, конечно, есть...
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10640/-24
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 29 110
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 49624
  • - Вас поблагодарили: 116508
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #23 : 26 Декабрь 2018, 17:07:17 »

Просто массив достаточно велик и ...(не знаю как лучше сказать)

  Всё правильно и понятно   сказал.  :)
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ЯреньгаАвтор темы

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +503/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1 939
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 5647
  • - Вас поблагодарили: 5860
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #24 : 17 Январь 2019, 23:11:48 »

Прочесываю списки народных песен в современном исполнении.
И наткнулась на такой вид народного творчества - охранный напев.
Например, такой - "Пока молод был"

"Пока молод был, горя не было,
Возрастать я стал, горе прибыло,
Куда ни пойду — в бяду попаду,
С кем держу совет — ни в ком правды нет,
Брошу здешний мир — уйду в монастырь,
Там я выстрою келью новаю,
Келью новаю, в три окошечка,
В первое погляжу, на Дунай-реку,
В другое погляжу, разыграюся,
В третее погляжу, разрыдаюся."

Вот, можно послушать две версии.





Возник вопрос, в чем выражается охранная функция?) Для чего были такие напевы, когда исполнялись. Вопрос прежде всего к Зое, думаю она может подсказать  :[
И такое ощущение, что монастырскую тему будто бы добавили позже...

Еще такой глупый вопрос, про Дунай. Почему столько народных песен, где упоминается Дунай? По сути же он может относится к фольклору Молдовы и Украины, через которые протекает. Его упоминали как легендарную реку ( все же вторая по протяженности в Европе) или как границы славянских земель?  :[
Записан
Чем дальше в лес, тем веселее леший.

ket

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +1258/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3 383
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 18882
  • - Вас поблагодарили: 15579
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #25 : 18 Январь 2019, 12:44:47 »

Попалась сейчас вот такая статья во вконтактике. Стало интересно что думает наш лесной народ на этот счет. Открываю ШЛ, думаю куда б написать, смотрю, а тут как раз тема подходящая в последних. Открываю, а последнее то сообщение от вчера оказывается как раз на ту же в принципе тему. Значит может действительно стоит обсудить?
Текст статьи.

Смертные колыбельные: Темная загадка русской души.

Русская народная культура оставила нам много прекрасного и загадочного, что столетия спустя нельзя осудить, а остается только принять. Среди такого культурного наследства плачи, заговоры и… колыбельные с пожеланием смерти. «Бай-бай да люли! Хоть сегодня умри», – начало колыбельной, которую еще полвека назад можно было услышать в русской деревне. Однако фольклористы предупреждают: как во всем известном «Волчке» нет ничего страшного, так и этих песен современному человеку бояться не стоит. Но и петь тоже не получится: смертные колыбельные – это своего рода заговор, корнями уходящий в язычество.

****
 
Бай-бай да люли!
Хоть сегодня умри.
Завтра мороз, снесут на погост.
Мы поплачем-повоем, в могилу зароем.
 
****
 
Баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Заутро мороз,
А тебя на погост.
 
***
 
Спи, дитя моё мило,
Будет к осени друго,
К именинам третьё,
Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.

***

Мать-царевна сына родила,
Под колокол схоронила,
просвиркой накадила…
 
***
 
Ты обманешь-проведешь –
В сыру землю спать уйдешь,
Баю-баюшки-баю.
Ты во желтые пески
Да под сини камешки,
Баю-баюшки-баю.
Во сыру земелюшку
Тебя схороним, девушку…
А я байкаю, качею,
Петру Павлу завечаю,
Петру да Павлу, преподобному Макарию.
 
В науке нет единого мнения о природе и назначении смертных колыбельных. Существует несколько версий, и для каждой можно найти аргументы как за, так и против. Безнравственность русского крестьянства? Отличное от нашего отношение к смерти? Такие колыбельные как пожелания избавиться от мук пели только больным младенцам? Что, кстати, совсем не выходит по тексту.
 
Есть версия, что в ребенке жил «чужой». Это он, чужой, плакал, капризничал, не хотел спать, и мать убаюкивала на смерть не малыша, а злого духа в нем. Самой правдоподобной и гуманной кажется версия о том, что колыбельные – это обманки.
Мать или няня заговаривали несчастью зубы, чтобы оно шло мимо, а ребенок жил счастлив и здоров.

Сон, равноценный смерти

Ситуация, в которой младенцу могли бы петь смертную колыбельную, описана в рассказе Чехова «Спать хочется». Нянька Варька, девочка лет тринадцати, загружена работой по дому днем, а ночи напролет качает беспокойного хозяйского ребенка. Если Варька, чего доброго, уснет сама, хозяева прибьют ее. А спать хочется. Вполне можно представить, что замученная работой и озлобленная нянька, сама еще ребенок, пела младенцу: «Бай да люли, / Хошь сегодня помри… / Матери опроска / И тебе упокой».
 
Быт русских крестьян был настолько тяжел, а человеческая жизнь ценилась так мало, что, наверное, смертные колыбельные – явление закономерное.

В них и прямое отражение непростых бытовых и социально-экономических условий жизни традиционной семьи, для которой каждый родившийся ребенок – лишний рот, и эмоциональный выплеск материнского стресса, вызванного беспокойным поведением младенца и усиленного усталостью, недосыпом, как в случае с героиней Чехова.
 
– Непосредственно связанные с областью заговоров, колыбельные решают прикладную задачу: угомонить неспящего ребенка сильнодействующими средствами народной магии, – обобщает выводы исследователей Сергей Алпатов.
 
Всем известный «Волчок», к слову, тоже об отношениях человека с потусторонним миром. Только если в случае со смертными колыбельными поющий выступает за контакт с ним, то в песнях с упоминаниями волчка, кота, Буки он предупреждает об опасности такого взаимодействия.

– Сон в народной культуре равноценен смерти. Это переходное состояние, в которое и желает баюкающий погрузить младенца, – продолжает Надежа Рычкова. – У славян существовало представление, что младенец до определенного времени – в разных традициях по-разному, чаще всего до крещения – связан с иным миром и уязвим для потусторонних сил. Поэтому тексты смертных колыбельных не являлись «жуткими» для людей, имеющих подобные представления. Смысл их был в том, чтобы ребенок преодолел переходный статус и проснулся настоящим членом общества. Чередование смерти-сна и пробуждения постепенно приведет к преодолению переходного статуса, то есть к взрослению. Эта одна из функций таких текстов. Надо заметить, что колыбельные полифункциональны, и еще одна наиболее вероятная функция, которую реализовали смертные колыбельные, – это функция охранительная. То есть пожелание смерти – это обман смерти.
 
Эта функция кажется наиболее правдоподобной, потому что в традиционной культуре существуют и другие случаи обмана смерти и болезни. Например, охранительные имена. На Руси называли Злобой, Кручиной, Некрасой, чтобы ребенок вырос добрым, веселым или красивым, а у осетин, народа, проживающего на Северном Кавказе, до сих пор встречается имя Саукудз (в переводе с осетинского «черная собака»). Так называли мальчика, если он родился после того, как в семье умерли несколько детей.

Источник http://www.pravmir.ru/smertnyie-kolyibelnyie-zagadk.../
Записан
У каждого человека свои звезды

ket

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +1258/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3 383
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 18882
  • - Вас поблагодарили: 15579
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #26 : 18 Январь 2019, 12:49:24 »

Мне кажется верно все же и то что сон и смерть воспринималась как идентичные состояния, и то что проговаривая-пропевая плохой вариант будущего, его как-бы стирали.
Записан
У каждого человека свои звезды

ЯреньгаАвтор темы

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +503/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1 939
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 5647
  • - Вас поблагодарили: 5860
Re: Фольклор и генетическая память
« Ответ #27 : 18 Январь 2019, 15:05:36 »

и то что проговаривая-пропевая плохой вариант будущего, его как-бы стирали.

Такая штука осталась в охотничьем фольклоре, а потом перешла в студенческий.
Пожелание "Ни пуха, ни пера" и просьба друзьям поругать студента в то время, когда он сдает экзамен.
И тут, конечно, интересно следующее - почему таким образом стирается плохой вариант? Стирается ли таким же образом хороший, если его пропеть и т.д.?
Записан
Чем дальше в лес, тем веселее леший.
 

Страница сгенерирована за 1.021 секунд. Запросов: 51.