Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Ничто так не сближает людей, как общность интересов. Расходятся интересы - расходятся люди.

Автор Тема: Практика внимательности  (Прочитано 3607 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

СоняАвтор темы

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +17/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 344
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 57
  • - Вас поблагодарили: 168
    • Форум Аримойя
Практика внимательности
« : 12 Июнь 2018, 14:38:27 »

об этих выписках

Обнародование сделанных за несколько лет выписок из прочитанного имеет несколько целей
- позволить участникам форума быстро ознакомиться с возможно ранее неизвестными им авторами и книгами. Представив нечто более обширное, чем аннотация, но гораздо более краткое, чем полный текст книги - малую часть, всего лишь несколько его %%
Такое подобие службы интеллектуальных и духовных знакомств, где кто-то может встретить среди авторов свою "духовную половинку" или просто интересные и близкие сердцу тексты.
В таком случае можно обратиться к их оригиналу, на который всегда указываю.
И наоборот: быстро понять, какую литературу читать не стоит.
И то и другое в таких темах можно обсудить с другими участниками форума.
- расширить круг обсуждаемых тем и идей на форуме. Сделав представляемых авторов его условными участниками.
- благодаря большому количеству новых гуглимых имен и терминов в этих выписках привлечь к форуму больший интерес и новых участников и вообще повысить его рейтинг
- выбираемые куски (для дальнейшего перечитывания, работы и практики) самим фактом выбора отражают меня как личность и уже потому являются формой форумского общения
- в этих темах участники обсуждают не только книги, их авторов и сами выписки, но и делятся другими своими соображениями и опытом
- для многих эти выписки имеют самостоятельную ценность как наиболее практическая и стимулирующая к дальнейшей работе над собой часть книги

В дополнение к №№ темам позволю себе открыть пригоршню дополнительных,
 тесно (судя по списку подфорумов) связанных с тематикой и интересами ресурса.
Две уже открыты. Это ОСы и Кастанеда (О практиках сновидения) и (После Кастанеды).
Новые ветки связаны со здешними разделами Практики и Использованию направленного внимания

Чтобы успеть в обозримое время завершить эту затею, приходится считать, что значительное большинство ничего из этого вообще читать не будет, а прочие будут выбирать лишь то, что им интересно. Так смогу успокоить совесть и ответить на немой (пока) упрек, что столько читать никому невпроворот ;)

Практика внимательности
(Желающим ознакомиться со всем на нынешний день опубликованным, а не довольствоваться выдаваемыми порциями - стоит глянуть сюда:
http://forum.arimoya.info/threads/Практика-внимательности-Тарт.1848/ )

Содержание:
Практика внимательности - Тарт
 Чарльз Тарт – Пробуждение.
 Преодоление препятствий к реализации возможностей человека
 Эксперимент по осознанности. Медитация Сатипаттхана - Ирвин Шэтток
 Випассана Ответы на вопросы
 Практика шаматхи: Медитация с объектом - Калу Ринпоче
 Практика медитации. - Материалы учебных занятий Дзэн-Центра
 Указания по вхождению в джхану (другое)
 Джек Корнфилд Современные буддийские мастера
Тарт - Измененные состояния сознания
Сон"кайф": новое состояние сознания. - Чарльз Тарт
Психоделическое состояние, гипнотический транс и творческий акт.
Стенли Криппнер
Психоделический опыт, вызванный новейшей гипнотической техникой: взаимным гипнозом - Чарльз Тарт.
Уникальное путешествие с Олдосом Хаксли в измененные состояния сознания - Эриксон
Аутогенная тренировка: методы исследования и применения в медицине - Вольфганг Лугэ
Другие системы медитации в текущей традиции Тхеравады
Осознанность - Беляев
Секреты медитации: спокойствие и прозрение - Кхантипало Бхикку
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

СоняАвтор темы

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +17/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 344
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 57
  • - Вас поблагодарили: 168
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #1 : 12 Июнь 2018, 15:06:24 »

Чарльз Тарт «Практика внимательности в повседневной жизни»

Цитировать
Быть пробужденным! Почему этот так просто звучащий призыв составляет общую цель духовных традиций? В книге, основанной на стенограмме практического семинара, автор обучает применению практик Г.И.Гурджиева и буддийской медитации в повседневной жизни. Приводимые простые упражнения помогают развить в себе способность полного присутствия в настоящем моменте.





Полностью - тут:
http://psylib.org.ua/books/tartc02/index.htm

Чарльз Тарт Практика внимательности

ПРЕУСПЕВАЮЩИЙ И ВОСПРИИМЧИВЫЙ НЕДОВОЛЬНЫЙ
Предполагается, что вступление на Четвертый Путь должно происходить на той стадии бытия, которую я называю стадией "преуспевшего и восприимчивого, но недовольного человека".

Идеальный  способ  выработать внимательность предполагает,  что вы  все время делаете  небольшое усилие для того, чтобы быть более внимательным. Это именно то, что мы должны практиковать. 

     Итак,  когда  зазвонит  колокол,  остановитесь  на  несколько  секунд и придите  в себя. В  особенности постарайтесь  прочувствовать свое  тело.  оно  обладает   замечательным   качеством,  которое отсутствует у ума: оно живет только в здесь и теперь. Вы можете использовать свое тело как орудие для закрепления себя в настоящем моменте

     Проговорил наш "стохастический учитель". Быть более  внимательным прямо сейчас, когда колокол только что  прозвенел, прийти в настоящее означает для меня среди прочего то, что я в большей степени вхожу в свое тело.В ступнях и лодыжках, например, появляется иное качество чувствования,  чем в  остальной части  тела. Я почувствовал  пульс  в груди. Сейчас я, конечно,  говорю о  прошлом,  пытаясь  остановить  мгновение. Быть поистине внимательным на уровне тела -- значит отслеживать все ощущения тела от  мгновения к  мгновению,  как они приходят, остаются, трансформируются и уходят.

     Если вы увидите розу и действительно остановите блуждающие мыслительные процессы,  вернетесь  в  настоящий  момент, реально  посмотрите  на цветок и почувствуете  ее запах, то произойдет нечто  такое,  что сможет питать  вас.
Если вы действительно обращаете  на что-то  внимание, то это впечатление питает вас. По мере  того как  вы  учитесь присутствовать  здесь  и  теперь,  быть более внимательными в повседневной жизни, вы получаете  все более  обильные порции этого питания. По моим представлениям, это очень тонкий, деликатный процесс,он  не  требует  какого-то  особого  возбуждения.  Он  вызывает  постепенное изменение, в результате которого вы  почувствуете  себя более  счастливыми и здоровыми.

    ПУТЕШЕСТВИЕ ВГЛУБЬ ТЕЛА.
     УПРАЖНЕНИЕ "МУЗЫКАЛЬНОЕ ТЕЛО"

Включите   какую-нибудь   мягкую,   текучую инструментальную музыку,  которая длится около получаса. Постарайтесь, чтобы вас не беспокоили. Лягте или сядьте удобно. Расслабьтесь в течение 1-2 минут и  начните слушать музыку в ступнях. То  есть сосредоточьте свое внимание на том, что чувствуют ваши ступни, и вообразите, что вы слышите там музыку. Это легче, чем кажется по описанию. Через минуту переключите внимание на лодыжки и  послушайте музыку в этой части тела. А далее, с интервалом приблизительно в минуту, переходите к коленям, бедрам, гениталиям, ягодицам, животу, груди, плечам, предплечьям, локтям,  ладоням, пальцам,  затем снова к плечам,  шее, лицу, затылку.
     Затем почувствуйте  музыку во всем  теле,  пока она  не кончится. После этого медленно встаньте, возвращая обычные свои ощущения.

     ПЕРВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
     ЧУВСТВОВАНИЕ ТЕЛА

     Ваше  домашнее  задание на обеденное время будет  состоять в том, чтобы использовать  импульс,   полученный   вами   в   музыкальном  упражнении,  и поддерживать контакт со  своим телом, когда вы идете обедать, во время обеда и когда возвращаетесь  обратно, независимо от того, ведете ли  вы машину или едете в качестве  пассажира.  Я  хочу, чтобы вы попробовали удерживать часть своего  внимания на  том,  что происходит  в вашем  теле. Я подчеркиваю: все происходит  естественно.  То  есть  не  должно  быть  никаких  специфических ощущений. Речь не  идет о том, удобно  вам или неудобно, тепло или  холодно, хорошо или  плохо, напряжено  ваше  тело  или  расслаблено. Я  предлагаю вам
уделить 10-15 процентов внимания вашим физическим ощущениям в каждый момент, одновременно с этим поддерживая внимание ко всему, что вы делаете.
     
     Может,  для поддержания  ощущения тела вам придется двигаться чуть-чуть медленнее, чем обычно. Просто старайтесь уделить некоторую часть своего внимания (10-15 процентов) тому,  что  происходит от  мгновения к  мгновению с  вашим телом. Не старайтесь зафиксировать эти ощущения, сделать их устойчивыми. Вам нужно лишь отмечать, каковы они в каждый отдельный момент.
     Если вам покажется трудным и утомительным следить за ощущениями во всем теле, то  вы  можете  сузить объем  задания. Следите,  например,  за  своими руками,  уделяя  остальное  внимание тому, что  вы  при  этом  делаете и что происходит  вокруг. Если и это покажется трудным,  можно ограничиться  всего одной ладонью.  Сохраните, по меньшей мере, сознавание того, что делает ваша рука,
     Будьте  восприимчивы  к тому,  что  чувствует ваше тело. Когда  ваш  ум начнет "вычислять"  все это, когда  он будет уводить вас от восприятия того, что происходит с телом, можно попробовать уговорить его, сказав: "Я знаю, ты лучший мыслитель в мире, ты прекрасно умеешь думать и анализировать, и позже я обращусь  к  тебе;  но  в настоящий  момент я собираюсь  замечать то,  что происходит реально, сейчас".

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И РЕЛАКСАЦИЯ

     Обычно  по  утрам, буквально через несколько минут  после  того, как мы встали, у нас возникают напряжения в теле то там, то здесь, а к концу дня -- повсюду.  Зачастую  мы  не  осознаем  этого,  однако  носим  весь  день  эти напряжения с собой. Они питаются одно за счет другого, усиливают друг друга, что невероятно утомительно для нас и изнашивает наше тело и психику.
     Практика внимательности  в чистом виде -- это сознавание того, что есть здесь  и в данный момент.  В формальной медитативной практике внимательности вроде  випассаны вы не  пытаетесь изменить  или улучшить  то,  что  есть, вы стараетесь удерживаться от суждений. Но если вы сознаете напряжение, которое сохраняется в  некотором смысле  произвольно,  то  в таких случаях возникает естественное желание расслабиться. Внимательность, как  правило  (хотя и  не всегда),  ведет  к  релаксации.  Трудно  продолжать  делать  что-то  глупое, например,  напрягаться  без необходимости,  когда вы, сознаете, что  делаете это. Бессмысленные напряжения имеют место до тех пор, пока вы не вспомните о них или не осознаете, что сами начали напрягаться.

     СКУКА, СТРАДАНИЕ И ИЗБЕГАНИЕ

Беда в том, что подобный  уход в  мир  фантазии  становится автоматическим,  так  что, когда  мы  пытаемся находиться в реальности,  нам приходится бороться против годами накопленной привычки.
     Чтобы жить здесь  и теперь, нужно научиться оставаться с тем, что есть, даже  если это  не очень-то интересно по  стандартам вашего "я". Разумеется, если  вы на  самом деле начинаете глубоко чувствовать  то, что есть здесь  и теперь,  то  это редко  оказывается  неинтересным.  Весь  вопрос  в  глубине восприятия.
     Иногда это  вопрос  присутствия: "Я полностью  присутствую,  моему телу неудобно,  мне  скучно,  и  так оно  и  есть на  самом  деле".  Умение  быть присутствующим в настоящем моменте, быть внимательным к нему в этих условиях -- искусство, необходимое для более глубокого развития.

     ЭТО ПРЕКРАСНО, НО НИЧЕГО ОСОБЕННОГО

"Смотри, Боже, я делаю,  как Ты сказал, я медитирую! Почему же, оказывается, в  этом  нет  ничего фантастического?"  Я  жалуюсь,  что мои переживания  не соответствуют тому, что мне  представляется эталоном. Однако  с точки зрения реального роста, колокол  звонит, услышав  это мое суждение, можно спросить, почему  я так требователен.  Почему Вселенная должна быть для  меня какой-то особенной, причем такой, какой мне хочется в определенный момент? почти сразу  же  замечает,  что "ригпа" -- это нечто совсем  обычное. Как?! Часть моего ума, которая хочет чего-то особенного, спрашивает: "Что вы имеете в виду, говоря о  совсем обычном? Я здесь не для "обычного"! Где гром и молнии? Где психоделическая яркость, фантастические  озарения, мистические прозрения? Я хочу большего!"
     Однако когда  я  достаточно  претерпел от  моего ума с его бесконечной, привычной вовлеченностью  в иллюзии  и сумасшествие и обрел мгновение просто присутствия, что  это  было за облегчение!  Как естественно, как просто быть присутствующим и  не  создавать каждую минуту драматических  сценариев.  Как восхитительно обыкновенно!
Однако мы  нуждаемся  в развитии  искусства  присутствия,  когда  мы  движемся  в  мире,  где  нечто происходит,  когда невозможно действовать только на поверхности вещей  в том их виде,  как они являют  себя обыденному сознанию, а нужно каким-то образом пройти глубже. Многие ситуации в нашей жизни  требуют  большей  глубины, но,если  мы  не  развили  в  себе  способности  большего  присутствия,  большей внимательности, мы не заметим этих ситуаций.
    И  не забывайте: существует важное умение временами принимать и скуку.

     СТАБИЛИЗАЦИЯ

     Другим важным результатом  внимания к телу может быть  стабилизация, о которой я говорил сегодня  утром. Случайная мысль уже не  может увести вас  за  собой, поскольку тело становится якорем,
удерживающим вас в настоящем.
     Но  возможны   и  другие  типы  "якорей".  Например,  существует  метод постоянного повторения про себя мантры. При этом уму остается лишь некоторое количество внимания

полезно научиться  ясно ощущать свое тело  и свое присутствие в  течение, скажем, пяти секунд за  один раз, по нескольку раз в час 

цена свободы  --  постоянная  бдительность.

     ЧУВСТВОВАТЬ ТЕЛО, ЧТОБЫ ПРИЙТИ В НАСТОЯЩЕЕ

     Вообще вы  можете в  любой  момент  воспользоваться  телом для большего переживания "здесь  и  теперь".  Для этого  достаточно  просто почувствовать тело, но часто полезны и более специализированные методы,  способные создать вам соответствующую мотивацию, преодолеть ментальную инерцию, напомнить, что вы  нуждаетесь  в таких вещах;  полезна также  концентрация на специфических
телесных ощущениях.

     НАЧАЛО ДНЯ.
     УТРЕННЕЕ УПРАЖНЕНИЕ

     Я  хочу показать вам  одно  из  гурджиевских  упражнений. Формально его следует выполнять утром, как только вы проснулись. При разучивании оно может занять  10-15 минут,  но постепенно  можно  научиться выполнять  его  за 2-3 минуты,  хотя   лучше  его   делать  по   возможности  дольше.   Оно   может использоваться для снятия стресса, установления контакта с собственным телом и с ситуацией "здесь и теперь". Иногда достаточно на минутку закрыть глаза и быстро проделать  это упражнение. Оно освежает способность к концентрации, а также  напоминает о том, что у  вас в жизни  есть  более важное занятие, чем спешка. "Утреннее  упражнение",  как традиционно  его называют,  несложно по своей  технике,  но  о  нем,  как  и  о  большинстве  других  упражнений  на внимательность, не всегда удается помнить.

     Разумеется, это  упражнение можно  делать  не только  утром.  Его можно проделывать  в  любой  момент,  чтобы привести себя  в порядок, усилить свой контакт с окружающим.  Я часто  называю его  "запускающим  упражнением",  по аналогии  с запуском  насоса,  перед  тем как  он  начнет  работать. В  этом упражнении вы  "запускаете",  включаете  свою целенаправленность  и  чувство контакта.

     В  некотором отношении  это упражнение  похоже на  "Музыкальное  тело". Здесь  тоже нужно  систематически  прочувствовать свое тело,  но  сам  метод несколько  проще. Это  способ дать  себе почувствовать, во-первых, что у вас есть тело, во-вторых,  что ваше тело -- это не только сознание того, что оно у  вас  есть,  но  и  ощущение  его,  реальный  контакт  с  ним.  В-третьих, символическое  значение этого  состоит  в  том,  что  вы  считаете свое  "я" достаточно важным, для того чтобы потратить ради него десять спокойных минут в начале дня.

УКАЗАНИЯ К "УТРЕННЕМУ УПРАЖНЕНИЮ"

     Итак,  давайте  проделаем   его.  Устройтесь  удобно,  закройте  глаза, расслабьтесь. Я проведу с вами утреннее упражнение.      Сосредоточьте внимание на правой ступне.  Я  предлагаю вам открыть свое сознание  ко  всему, что вы  можете почувствовать  в своей правой  ступне  в данный момент... и в другие моменты.
     Нет никакого  особого  ощущения, которое  вам следовало  бы искать  или стараться вызвать. Просто нужно  сосредоточиться на том, что есть. Вы можете почувствовать  пустоту,  как  будто там  ничего нет,  либо  это  может  быть покалывание, тепло или холод. Это может  быть болезненным,  нейтральным  или приятным.  Что  бы  вы ни чувствовали в своей  правой  ступне  от  момента к моменту, это нормально. Откройте свое сознание к прочувствованию  того,  что там есть, так ясно, как только можете.
     Я  предлагаю вам, что называется,  смаковать ощущения  в правой ступне.
Как будто  это вино или что-то в  этом роде, которое любимый друг  предложил вам,  сказав:  "Прочувствуй   это,   это   нечто  особенное".   Вам  следует приостановить мышление,  открыть  чувства  и  "громкнуть" свои ощущения.
     Переместите  свои  ощущения  на  правую  лодыжку. При  этом  вы  можете по-прежнему быть  сосредоточены на  ступне. Но теперь  сосредоточьтесь и  на том,  что  происходит  в  лодыжке.  Если вы  мысленно унеслись  куда-то,  то вернитесь к тем ощущениям, которые в ней есть.
     (Когда вы будете  делать  упражнение  сами, то по  достижении  хорошего контакта  останавливайтесь на  каждой части тела по  нескольку секунд, чтобы прочувствовать, что там происходит, затем переходите к следующей части.)
     Теперь переместитесь к правому колену и бедру и  прочувствуйте,  что вы там  ощущаете.  После этого  перенесите свое  внимание  на правую  ладонь  и зафиксируйте свои ощущения.
     Теперь прочувствуйте правое предплечье, посмотрите, какие ощущения или, может  быть, конфигурации ощущений имеют  там место. Затем  просмакуйте, так сказать, ощущения  в  верхней части вашей  правой  руки.  Помните,  что  нет "правильных"  или  "неправильных"  ощущений;  надо  просто  чувствовать  все происходящее от мгновения к мгновению, не думая об этом.
     Теперь  переместите свое внимание через все тело к верхней части  левой руки и прочувствуйте то, что в ней происходит.
     Далее переходите ниже, к локтю и  предплечью левой руки.  Прочувствуйте левую  кисть и  ладонь.  Когда вы сосредоточиваетесь на той или  иной  части тела, не важно, что появляются ощущения в других частях. Не отдавайтесь им и не отвергайте их, не  теряйте  себя  в них.  Просто концентрируйтесь  на той части, которой вы в этот момент заняты.
     Левая кисть, ладонь  и  пальцы. Вслед за  этим перемещайте внимание  на левое бедро.  Отметьте здесь свои ощущения. Теперь вниз, на левую лодыжку, и еще ниже -- на левую  ступню. Далее я  предлагаю расширить фокус внимания и прочувствовать   одновременно   обе  ступни   и   лодыжки...  и   оба  бедра одновременно. Прочувствуйте обе ноги целиком.
     А теперь еще  больше расширьте свое  внимание и, продолжая  чувствовать ноги, прочувствуйте также и  руки. Итак, вы  ощущаете одновременно и руки, и ноги.
     Продолжая  чувствовать  и  то  и  другое,  добавьте  активное  слушание имеющихся в этом зале звуков.
     Слышание  превалирует  над   кинестетическими   ощущениями,   то   есть ощущениями,  связанными  с  телодвижениями,  так что  большая  часть  вашего внимания уделяется именно  слушанию. Я предлагаю вам одновременно слушать  и чувствовать и руки  и  ноги, слушать  в том смысле, что вы  открыты к  тому, чтобы  услышать те звуки, которые могут быть услышаны в данный момент. Вы не услышите  тут ничего особенного, и вам не  нужно слушать  каким-то особенным образом, просто слушайте и чувствуйте свои руки и ноги.
     Такое слушание и одновременное чувствование рук и  ног (или всего тела) может  быть уже само  по себе полезной формальной  медитацией, но мы сделаем это полуминутной частью утреннего упражнения.
     Через  некоторое  время я попрошу вас еще больше расширить объем своего внимания  и медленно  открыть  глаза,  продолжая одновременно с этим активно слушать звуки и чувствовать свои руки и ноги.
     Зрительное  восприятие мира --  наше доминирующее  чувство, так что оно займет  большую часть внимания, примерно 50 -- 60 процентов. Наверное, около 30 процентов займет слух и около 10 процентов -- ощущения в руках и ногах.
     Итак,  медленно  открывайте  глаза,  продолжая ощущать  руки и  ноги  и слушать звуки, которые здесь имеют место.      Теперь,  когда  вы  открыли  глаза, я предлагаю вам посмотреть  на  все активно. То есть не  просто таращиться на что-то, а активно,  с любопытством рассматривать какой-либо  предмет  в  течение нескольких  секунд  и затем на несколько секунд перевести глаза на что-нибудь другое.
     Я в шутку  называю это "техникой бегающих глаз",  что необходимо, когда вы  начинаете практику.  Если вы  долго смотрите на  что-нибудь, в вашем уме появляется нечто  вроде  тумана.  Смотрите осознанно, не  просто устремляйте взгляд  в определенную сторону. Смотрите сначала на одну вещь,  потом  через несколько секунд на другую.
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10229/-22
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 290
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 45004
  • - Вас поблагодарили: 108546
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Практика внимательности
« Ответ #2 : 12 Июнь 2018, 17:24:58 »

«Практика внимательности в повседневной жизни»

  К сожалению, ничего не читал у данного автора,  но  вот  с  названием  столь серьезного труда - явно не всё в порядке.   (Вполне допускаю, что  мог перевод подгулять.  Такое часто бывает. Тогда   переведенный  текст  вообще нет смысла читать). 

    Поясню  что я имею  виду.   
    Есть смысл помнить и почаще применять к   делам  нашим разным  одну нашу тутошнюю присказку:  "Всё зависит от задачки".  Применение  этой  не хитрой   проверочки -  способно вскрыть очень и очень многое.   Например  -  в данном случае. С внимательностью в повседневке.   

   Во  первых....  всё зависит от задачки.  :)
   Какие у  нас задачки  в повседневке?  Если задачки тупые и бесполезные - там хоть лопни  и весь превратись  в самое могучее и суровое внимание - толку  будет ноль.  А вот проблема... (опять же, мы  тут многажды о ней  говорили) - где взять действительно стоящие задачки - остается с нами навсегда. 
И самое противное, обидное  и неприятное в том, что решать  сначала нужно ее. Проблему хороших и перспективных задачек.   Потом  уже всё остальное.   Внимательность, созерцательность,  преданность, любовь и верность. ))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +777/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 641
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 3341
  • - Вас поблагодарили: 7889
Re: Практика внимательности
« Ответ #3 : 12 Июнь 2018, 20:05:46 »

  К сожалению, ничего не читал у данного автора,  но  вот  с  названием  столь серьезного труда - явно не всё в порядке.
А мне кажется, название впорядке, дело не в нём.

Поясню  что я имею  виду.   
    Есть смысл помнить и почаще применять к   делам  нашим разным  одну нашу тутошнюю присказку:  "Всё зависит от задачки".  Применение  этой  не хитрой   проверочки -  способно вскрыть очень и очень многое.   Например  -  в данном случае. С внимательностью в повседневке.   
Какие у  нас задачки  в повседневке?  Если задачки тупые и бесполезные - там хоть лопни  и весь превратись  в самое могучее и суровое внимание - толку  будет ноль
Вот тут проблема и кроется. Всё начинается с малого, и если в повседневке задачки тупые и бесполезные, то что уж говорить об остальном. Так что сначала нужно повседневку в порядок привести, а потом и внимательность в повсетневке будет выглядеть естественно и к месту.

P. S. книгу тоже не читал. Но умение строить осмысленную повседневность считаю одной из важнейших задач человека, а там без внимательности никуда.

Закан

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2190/-7
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10 514
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 34695
  • - Вас поблагодарили: 34893
Re: Практика внимательности
« Ответ #4 : 12 Июнь 2018, 20:15:46 »

Просто все мы очень разные...
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10229/-22
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 290
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 45004
  • - Вас поблагодарили: 108546
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Практика внимательности
« Ответ #5 : 12 Июнь 2018, 20:22:32 »

умение строить осмысленную повседневность считаю одной из важнейших задач человека,

  Что ты  подразумеваешь под словом "осмысленную" ? 
  Я абсолютно уверен - повседневность у всех осмысленна.    В строгом соответствии с имеющимися смыслами.  А именно - каждый осмысляет свою повседневку  своими смыслами.
Или ты думаешь, что основная масса народа  свои смыслы не использует и в состоянии  внутренней тишины  функционирует? 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

СоняАвтор темы

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +17/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 344
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 57
  • - Вас поблагодарили: 168
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #6 : 13 Июнь 2018, 09:24:17 »

Во  первых....  всё зависит от задачки.  .. А вот проблема... (опять же, мы  тут многажды о ней  говорили) - где взять действительно стоящие задачки - остается с нами навсегда. 
И самое противное, обидное  и неприятное в том, что решать  сначала нужно ее. Проблему хороших и перспективных задачек.   Потом  уже всё остальное.   Внимательность, созерцательность,  преданность, любовь и верность. ))
А я бы сказала наоборот)). Основа поддержания жизни - что нужно есть. А уж во вторую очередь - что нужно есть. Осознанность - основа (или необходимая черта) всех духовных практик. (В православии она называется трезвение..)
И если христианство  говорит "Возлюби - и делай что хочешь" (бл. Августин), то с равной уверенностью можно сказать: "Сознавай - и делай что хочешь".
Задача найдет нас, а мы - свою задачу. Это просто часть кармического процесса.

Если буддизм говорит, что действующего нет, и все это безличный процесс,
то смыкающаяся тут с ним адвайта видит: через нас в любом случае действует Целое. А действующего так же нет.
Когда меня заедает рой всех моих "должна, обязана, надо", - называю это ЛЧА: ложное чувство авторства.

***
Не действуй. Действуешь не ты.
Косой дымок повис над крышей.
Пространства чистые листы
Лишь ждут, что луч на них напишет.

Леса дремотные стоят...
Кто быть простым стволом захочет,
Чтобы на нем писал закат
Пурпурный жар своих пророчеств?

/З.Миркина/



Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +777/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 641
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 3341
  • - Вас поблагодарили: 7889
Re: Практика внимательности
« Ответ #7 : 13 Июнь 2018, 11:35:01 »

Что ты  подразумеваешь под словом "осмысленную" ? 
Обыденная повседневность человека строит всю его жизнь, от того какова эта повседневность зависит вообще всё. По этому под "осмысленной" я понимаю такую повседневность, в которой каждое действие человека, каждый его выбор и движение полноценно, наполнено, и связано общей целью. Если он чистит зубы, то он сосредоточен на этом действии, а не на тысячи мыслей ни о чём. Если он ходит на работу, то на такую работу, которая отвечает его интересам и представляет важную и полноценную часть жизни для него, а не просто первый попавшийся способ зароботка. Если он любит, то любит по настоящему, принимая всю ответственность и испытывая истинное чувство, а не сходится с кем попало. Если он готовит пищу, то не думает о негативе, а осознаёт, что правильный настрой во время готовки несёт пользу для него, и всё, что его волнует во время готовки пищи, это процесс готовки. Если он испытывает эмоции, то не из-за таких, пустяков как незаслуженное отчитывание на работе, например, а по действительно стоящему поводу. Если он с кем-то общается, то вникает в разговор, и пытается понять собеседника. Если вводит в свою жизнь людей (близких, друзей, просто прохожих) то принимает ответственность за пересечение с ними. Не отнимает время у тех, кто ему не интерсен. Любое действие, даже повседневный пустячок, даже вынос мусора из дома несёт огромное значение в его жизни, и он осознаёт это.

Лирими

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11310/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 18 729
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 51156
  • - Вас поблагодарили: 84911
  • Ведьма. Певчая
Re: Практика внимательности
« Ответ #8 : 13 Июнь 2018, 13:57:51 »

Что ты  подразумеваешь под словом "осмысленную" ? 
Обыденная повседневность человека строит всю его жизнь, от того какова эта повседневность зависит вообще всё. По этому под "осмысленной" я понимаю такую повседневность, в которой каждое действие человека, каждый его выбор и движение полноценно, наполнено, и связано общей целью. Если он чистит зубы, то он сосредоточен на этом действии, а не на тысячи мыслей ни о чём. Если он ходит на работу, то на такую работу, которая отвечает его интересам и представляет важную и полноценную часть жизни для него, а не просто первый попавшийся способ зароботка. Если он любит, то любит по настоящему, принимая всю ответственность и испытывая истинное чувство, а не сходится с кем попало. Если он готовит пищу, то не думает о негативе, а осознаёт, что правильный настрой во время готовки несёт пользу для него, и всё, что его волнует во время готовки пищи, это процесс готовки. Если он испытывает эмоции, то не из-за таких, пустяков как незаслуженное отчитывание на работе, например, а по действительно стоящему поводу. Если он с кем-то общается, то вникает в разговор, и пытается понять собеседника. Если вводит в свою жизнь людей (близких, друзей, просто прохожих) то принимает ответственность за пересечение с ними. Не отнимает время у тех, кто ему не интерсен. Любое действие, даже повседневный пустячок, даже вынос мусора из дома несёт огромное значение в его жизни, и он осознаёт это.
Если не совсем, то со многим точно можно согласиться. Но во-первых, схема всё же не учитывает,что пустяки и непустяки - это всё свойство, наделяющее ярлычком события из картины мира. И то, что для кого-то фиговина и некий пустяк - для другого беда и сигнал обратить внимание
Да и даже для одного и того же человека. Пример с  недовольством начальства - если это просто так,текучка дела - то может быть и пустяк. А если от этого недовольства захлопнулась возможность отпуска, долгожданного похода или ещё чего-то стратегически важного - то это уже не пустяк.

Ну и второе. Если действительно осознавать всё-всё-всё, включая чистку зубов - то никакого внимания у среднестатистического человека просто не хватит.
Для того (разумной экономии внимания там, где это возможно) и есть магистрали внимания.
Например, при тех же делах сновидных. Если максимально разгрузить смыслами и точками приложения внимания вечернюю часть (не читать увлекательную книгу, не смотреть ментальную жвачку передач, не заводить серьезных разговоров, не затевать серьёзных дел под вечер) - то запас ЖС сэкономится для более важных задач.

Ну и иерархию смыслов тоже никто не отменял. Ничто не может быть равнозначно осмысленным.
Записан
Не бывает дороги обратно...

Дима

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +777/-4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 641
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 3341
  • - Вас поблагодарили: 7889
Re: Практика внимательности
« Ответ #9 : 13 Июнь 2018, 18:16:07 »

Пример с  недовольством начальства - если это просто так,текучка дела - то может быть и пустяк. А если от этого недовольства захлопнулась возможность отпуска, долгожданного похода или ещё чего-то стратегически важного - то это уже не пустяк.
Лично для меня, второй вариант начальства является балластом, от которого надо избавляться, потому как такое начальство я не могу называть адекватным. Своему первому работодателю я доходчиво объяснил, где начинается и заканчивается моя работа на него. С моим вторым работодателем у меня договорённость, если эта договорённость будет нарушена я уволюсь незамедлительно. А увольняться я умею втечение суток, на законных основаниях, т. е. мне даже не придётся две недели отрабатывать. Зарплата меня на работе не держит, я этим занимаюсь, потому что мне это интересно, работодатель об этом вкурсе. :)





Ну и второе. Если действительно осознавать всё-всё-всё, включая чистку зубов - то никакого внимания у среднестатистического человека просто не хватит.
Так я и не предлагаю равняться на среднестатистического. ;)

Лирими

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11310/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 18 729
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 51156
  • - Вас поблагодарили: 84911
  • Ведьма. Певчая
Re: Практика внимательности
« Ответ #10 : 13 Июнь 2018, 21:05:08 »


Ну и второе. Если действительно осознавать всё-всё-всё, включая чистку зубов - то никакого внимания у среднестатистического человека просто не хватит.
Так я и не предлагаю равняться на среднестатистического. ;)

Да что равняться-не равняться... Ресурс-то у большинства не резиновый, во всяком случае - у меня точно.  И на все дела, включая мелкие - не хватает. Так что я тут магистралями пользуюсь) Сегодня половину планёрки на них проехалась - вот ещё, внимание на всякую чепуху тратить...

Видимо, я как-то иначе устроена, мне внимание учиться копить и собирать, тратить с умом - очень важная задача.
Записан
Не бывает дороги обратно...

Закан

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2190/-7
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10 514
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 34695
  • - Вас поблагодарили: 34893
Re: Практика внимательности
« Ответ #11 : 13 Июнь 2018, 21:29:48 »

а что равняться-не равняться... Ресурс-то у большинства не резиновый, во всяком случае - у меня точно.  И на все дела, включая мелкие - не хватает. Так что я тут магистралями пользуюсь) Сегодня половину планёрки на них проехалась - вот ещё, внимание на всякую чепуху тратить...

Видимо, я как-то иначе устроена, мне внимание учиться копить и собирать, тратить с умом - очень важная задача.

Я не первый раз сталкиваюсь с таким мнением как у Лирими.
Для меня всевозможные "стандарты", "правила",  "алгоритмы" и "штампы", жесть...
Хотя компьютерной "рыбой", для бланков УЗИ, пользуюсь.. но очень обобщенной рыбой..)))
И еще.. по привычной дороге, я тоже еду на автомате))
А вот моя супруга,  наоборот говорит, что проверенные схемы ответов на стандартные жизненные ситуации,   помогает ей сэкономить кучу времени, сил, и нервов..
Так что у каждого свой подход.
А может быть это уже женский подход... Они умеют понять свою выгоду)))
Записан

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10229/-22
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 290
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 45004
  • - Вас поблагодарили: 108546
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Практика внимательности
« Ответ #12 : 13 Июнь 2018, 21:35:05 »

А вот моя супруга,  наоборот говорит, что проверенные схемы ответов на стандартные жизненные ситуации,   помогает ей сэкономить кучу времени, сил, и нервов..

  Это она своими словами назвала замечательный  природный  механизм   экономии ресурса внимания  на привычном. 

  И это не гендерное.  Это  общебиологическое.  ))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

СоняАвтор темы

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +17/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 344
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 57
  • - Вас поблагодарили: 168
    • Форум Аримойя
Re: Практика внимательности
« Ответ #13 : 14 Июнь 2018, 21:57:33 »

ПРИСУТСТВОВАТЬ -- ЗНАЧИТ ЧУВСТВОВАТЬ, СМОТРЕТЬ И СЛУШАТЬ

 Сейчас вы находитесь в теле, вы чувствуете конфигурацию ощущений в руках и ногах. Вы также слушаете, активно слушаете звуки, которые возникают от мгновения к мгновению, в том числе и мой голос. Вы активно смотрите на различные предметы, вбираете их в себя, как любопытные дети, воспринимаете все умом начинающего, как будто видите эти вещи впервые в жизни.
 Вы выполняете спокойное, но очень мощное упражнение на внимательность -- чувствование-видение-слышание. Это то, что Гурджиев называл самовоспоминанием. Это способ сознательно присутствовать в данном моменте,
1) используя кинестетические ощущения; 2) действительно прислушиваясь; 3) глядя на вещи, а также 4) прилагая одновременно небольшое усилие воли, необходимое для того, чтобы произвольно разделить внимание. Четвертый пункт очень важен. Вы не должны давать своему вниманию полностью погрузиться в слушание или созерцание; вы поддерживаете его разделенным на части, в какой-то мере  соприкасающимся с телесными ощущениями, с руками и ногами, а в какой-то -- с активным смотрением и активным слушанием.
Чувствовать-видеть-слышать -- значит присутствовать.
 Если вы вдруг обнаружите, что задумались над чем-то и поглощены этими мыслями, то, как и в формальной медитации, просто вернитесь К упражнению.
Затем, ни в чем не виня себя, прямо переходите к смотрению, слушанию и ощущению рук и ног.
 Вы проделали утреннее, или запускающее, упражнение. Сейчас мы занимаемся основной практикой гурджиевской работы -- чувствованием-видением-слышанием. Вы активно, хотя и без напряжения, присутствуете в окружающем вас мире. Детали этого мира, разумеется, меняются от мгновения к мгновению. Иногда подобное занятие может показаться просто скучным сидением. Но это до тех пор, пока вы не присмотритесь пристальнее и не станете более внимательными.

 ВЛАСТЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ

 Это хорошая возможность показать вам еще одно упражнение. Обычно я не даю их одновременно, так что это будет небольшой эксперимент.  Продолжайте чувствовать-видеть-слышать в течение этого упражнения.
Сядьте или встаньте так, чтобы вам было видно этот стаканчик.  (Ставит на пол бумажный стаканчик для кофе.)  Отождествление -- один из важнейших психологических процессов. Это процесс отдачи чему-то нашей сущности, нашей энергии, силы. Чтобы показать, как быстро все происходит, я попрошу вас отождествиться с этим стаканчиком. Посмотрите на него и почувствуйте его частью себя. Просто уберите барьеры между стаканчиком и собой, дайте вашей энергии перетечь в него, дайте своему уму втечь в него.
 (Внезапно наступает на стаканчик, сминая его.) Почувствовал ли кто-нибудь какую-нибудь боль? (Многие поднимают руки.) Хорошо: вы кое-чему научились ценой небольшой боли на мгновение.
 Нам невероятно легко отдать свою психологическую энергию. Бывало, что люди громко вскрикивали и вскакивали, когда я давал это упражнение.
Представляете себе!
 Это всего лишь смешное маленькое упражнение. Стаканчик не представляет собой ничего особенного, вроде, например, подарка от любимой на день рождения. Мы не осуществляли длительной гипнотической индукции или какой-то медитации. Я всего лишь около тридцати секунд предлагал вам отождествиться со стаканчиком, и все же многие из вас почувствовали боль, когда я внезапно раздавил его. Вы страдали. Вы отождествились.
 Процесс психологического отождествления может начинаться и заканчиваться почти мгновенно. Он дает значительную власть тому, с чем вы отождествляетесь. Отождествиться можно с чем угодно.
Отождествление может исчезнуть, так же как и возникнуть, почти мгновенно, когда ситуация меняется, но, когда оно присутствует, оно высасывает вашу энергию, делает  вас психологически уязвимым, в некотором роде сумасшедшим. Вы страдаете по поводу совершенно символических действий.
 (Читатель, продолжаете ли вы, читая эту книгу, чувствовать, смотреть и слушать? Для большинства из нас это трудно, но попытайтесь сохранять хоть немного произвольного сознавания хотя бы некоторых частей тела.)


 ФОРМАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ КАК РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

 Формальную медитацию с психологической точки зрения можно понимать как практику разотождествления. В випассане вам предлагают следить за всем -- и ощущениями, и мыслями, и эмоциями -- совершенно спокойно, не следуя им, не анализируя их, не стремясь к одним и не отвергая других. Это практика разотождествления.
 Если, например, во время медитации вы чувствуете жажду и если вы уже достаточно продвинулись в випассане, то в жажде вы видите то, чем она является: определенным набором ощущений, по отношению к которому обозначение жажда является вторичным. Наши ощущения приходят и уходят, такова реальность. Может прийти ощущение жажды, и мы принимаем его за то, что оно есть, за мысль, и оно уходит. Может прийти слово "я", оно также рассматривается как оно есть -- как мысль, как понятие, -- и оно тоже уходит.
 Когда наш ум пребывает в обычном состоянии, наши мысли перебирают множество тем, и то, с чем мы автоматически привыкли отождествляться, захватывает большую часть внимания и энергии, так что мы живем преимущественно в ментально-рациональном мире. С тем, с чем мы отождествляемся, часто связаны сильные эмоции, так что мы нередко страдаем из-за вещей, которые в действительности не являются болезненными, не возбуждают нервных окончаний, с которыми связана боль, а являются искусственными, как раздавленный бумажный стаканчик.
 Практика самовоспоминания посредством чувствования-смотрения-слушания -- это также упражнение в разотождествлении. Ситуации уже не так легко овладеть нами, если вы решили уделять часть внимания своему телу, а другую -- внимательному созерцанию вещей, внимательному вслушиванию в возникающие
звуки.
 Студент: Когда я выполнял упражнение, я почувствовал себя маленьким ребенком, чего уже давно не было со мной. Как бы более невинным, полным восторга, с каким ребенок смотрит на вещи, воспринимая их такими, каковы они есть, не рассуждая и не анализируя. Это ощущается как большая свобода.

 Я не хотел бы преувеличивать трудности вырабатывания в себе внимательности. Несмотря на то что мы много лет жили иллюзиями и грезами и нам теперь трудно стремиться к внимательности, надо отметить, что внимательность тоже имеет свои положительные стороны. Умение жить в настоящем порождает тонкое, но очень значимое удовольствие. Это один из аспектов того, что Шинзен Янг называет необусловленным счастьем.

 НЕ БЫТЬ СЛИШКОМ СТРОГИМ К СЕБЕ
Давайте не забывать о том, что мы -- люди, и если бы мы умели делать что-нибудь в совершенстве, то, наверное, не сидели бы здесь. Вы собираетесь выполнять упражнение и, скорее всего, будете выполнять его плохо. Начав выполнять его заново, вы снова сделаете плохо.
 Я хочу еще раз подчеркнуть, что мы всего лишь люди, и если бы мы могли быть совершенными, то не учились бы здесь внимательности. Так что вам предстоит практиковаться, и вы будете делать это не лучшим образом. Вы будете выполнять это еще и еще раз, и опять плохо, но при этом вы постепенно
будете чему-то учиться.

 ИЗБЕГАЙТЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА "СУПЕР-ЭГО"

Наблюдайте, не напрягаясь, как оно проклинает вас. Относитесь к нему как одному из наблюдаемых вами явлений. Так что вы можете сказать: "Привет, "супер-эго", я тебя слышу.

Возьмем для примера гнев; вы можете заметить, что сердитесь, но это звучит как-то неопределенно. Становясь более внимательными, вы можете сказать: "У меня жгучее чувство в животе, я сжимаю мышцы, я думаю о том-то и о том-то".

 "Работайте, как будто все зависит от усилия.
Молитесь, как будто все зависит от молитвы".

 Берегите это любопытство! Питайте его, это одна из лучших вещей, которые вы можете сделать для себя.

 Я не могу оценить, насколько я понимаю дзогчен. Но я уверен, что сущность буддийской традиции дзогчен состоит во все большей внимательности к тому, что есть в данный момент, в умении отличать это от того, что, как мы считаем, должно было бы быть в соответствии с нашим обусловливанием.

Одно из интереснейших наблюдений, как моих, так и других людей, практиковавших внимательность, состоит в том, что в большинстве случаев не так уж трудно быть внимательным. Требуется лишь небольшое усилие, незначительный сдвиг внимания.
Трудно помнить о необходимости делать это усилие!
Записан
Не важно, что написано. Важно - как понято.

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +10229/-22
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 290
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 45004
  • - Вас поблагодарили: 108546
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру
Re: Практика внимательности
« Ответ #14 : 16 Июнь 2018, 08:29:06 »

Ну и второе. Если действительно осознавать всё-всё-всё, включая чистку зубов - то никакого внимания у среднестатистического человека просто не хватит.

   Вообще-то, это  не второе, а первое. ))
Ибо  отличать главное от второстепенного, важное от  не важного - и  есть первый признак осмысленности действий.  Без разделения на эти две категории со всеми промежуточными и промежностями - это будет сложно назвать  "осмысленной деятельностью".  Скорее, это будет бессмысленная деятельность, ибо  она не имеет  организационной идеи,  под которую и происходит разделение на важное и не важное.

Для того (разумной экономии внимания там, где это возможно) и есть магистрали внимания.

  Именно так.  И факт существования  магистралей - это уже   защитный  механизм от  безнадежного идиотизма    "уделять  всему одинаковое количество внимания".  Магистрали - это уже результат  намеченного алгоритма отбора важного и не важного.  Природа позаботилась  об этом  еще  на уровне  тела.  Задолго до внимания/осознания/понимания...

   



 
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))
 

Страница сгенерирована за 1.298 секунд. Запросов: 59.