Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Если никогда не пойдешь в лес, с тобой никогда ничего не случится, и твоя жизнь так и не начнется.

Автор Тема: Легенды Гор  (Прочитано 3289 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Лариса

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2866/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 11 026
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 47408
  • - Вас поблагодарили: 36495
Re: Легенды Гор
« Ответ #15 : 18 Август 2015, 16:16:16 »

но так вот - не оставляют
Ты знаешь, слышала, что чукчи хоронили так - увозили далеко в тундру и оставляли там. В каких-то случаях сжигали.
И перед похоронами тоже своеобразный обряд - ходят вокруг, пинают слегка ногами, чтобы оттолкнуть из этого мира в мир иной и рычат на умершего медведем, чтобы дух испугался и ещё кого-нибудь с собой не забрал))
Записан

Omnia transeunt. Et haec quoque transibunt.

Лирими

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11301/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 18 712
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 51127
  • - Вас поблагодарили: 84846
  • Ведьма. Певчая
Re: Легенды Гор
« Ответ #16 : 18 Август 2015, 16:24:37 »

Да.. есть сходные верования, есть совсем-совсем отличные..
но часто очень интересные - хоть и считается тема табу

Встречала парня какого-то казахского племени - там принято громко смеяться на похоронах и дарить подарки умершему...
Чтобы ему, мертвому, скушно не было... Или передумал помирать, глянул как его все любят - и вернулся...
А если всё же не вернулся - значит, не угодили с подарочками-то....

Говорил парень - но как-то не одному мертвяку не угодили еще  *DONTKNOW*
))
Записан
Не бывает дороги обратно...

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #17 : 18 Август 2015, 17:45:54 »

Кубачинцы, это мастеровой народ, который живет тут в селении Кубачи

у них есть разные легенды о том, как возникло это село.
аул.

Но, то что там злаотокузнецы, и удивительные мастера по серебру и и по металлу это да..
ювелиры, художники, дивные работы, узоры орнамент, в каждом роду свой, причем такой чарующий порой,
что кажется они вплетают все узоры природы туда.


       Кубачинцы в "Дербент-наме" рассказывают о себе..легенда такая у них....: Наши предки, в числе около полутораста мастеров-френгов, были взяты из Рима Искандерем Зулькарнен (Александром Македонским) с собою в поход для выделки оружия.
    Сами же они отделились от войска или были оставлены почему-либо неизвестно, но, очутившись вблизи моря, они были водворены тогдашним властелином Дербентского побережья в местности Кемах

(вблизи Дербента, где они занимаются выделкой панцирей. Но климат Кемаха, а равно и дарша (деревня около Маджалиса), куда они были переселены через год, оказался для них пагубным. Поэтому они удалились в горы и избрали настоящее место нашего аула, где во все времена, как и теперь,

 все были мастерами и никто не занимался ни земледелием, ни скотоводством. Поселившись здесь, предки наши взяли жён из соседних обществ, утратили первоначальный язык свой и прославились как лучшие в Дагестане мастера, снабжавшие почти весь край сначала панцирями, кольчугами, луками и стрелами, а затем оружием и пистолетами.
Записан

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #18 : 18 Август 2015, 17:47:49 »

   Кубачи в переводе означает «кольчужники».
Кала-корейшцы тоже хотели получить это название, но не смогли превзойти соседей в выделке кольчуг.
Кубачи образовались из семи поселений; Даци, Мажи, Дешал, Мугли, Анчи-бачи, Шихбала, Бакай.
Вокруг современного Кубачи сохранились развалины этих поселений.

Сами себя кубачинцы называют угбук. В переводе угбук означает «оружейник».
Вокруг Кубачи было расположено пять оборонительных башен. Главная из них — Чабкана-ци. Остатки башен сохранились и поныне. Одна из них превращена в жилой дом. Легенды передают, что в старину в башнях жили сорок батырты (богатырей).

Батырты сменялись и после того, как юноша уходил в батырты,

Родители не имели права встречаться с ним, пока не пройдет его смена. Передают, что одна мать пожелала повидать своего сына до возвращения, подошла к крепостной башне и стала звать его по имени. Стражники услыхали это, отрубили руку ее сына и бросили матери с башни, крикнув: «Вот смотри на то, что можно видеть у твоего сына».
Записан

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #19 : 18 Август 2015, 17:51:18 »

По одной из легенд - 

В дореволюционном Дагестане по существу не существовало лечения больных и раненых. Больной ходил, пока не сваливался на время, какое будет угодно всевышнему Аллаху.
Старухи знали свои лекарства. Большей частью были разные травы, настойки, из них и притирания. Малярию лечили лекарством, составленным из мёда и уксуса. Если болели глаза на вены ставили пиявок. А если у человека болит бок, возьми чёрную кошку, свяжи ей лапы и прикладывай живот кошки к боку больного. Чем больше кошка кричит, тем лучше - значит болезнь от больного переходит в живот кошки.
Если человек теряет сознание, лучше всего приложить к его голове лягушку.



а может быть  на самом деле помогало :[
Записан

Лирими

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11301/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 18 712
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 51127
  • - Вас поблагодарили: 84846
  • Ведьма. Певчая
Re: Легенды Гор
« Ответ #20 : 18 Август 2015, 20:23:52 »

Лягушек жалко  :(
Записан
Не бывает дороги обратно...

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #21 : 18 Август 2015, 21:00:47 »

Лягушек жалко  :(

почему это?

а я уверенна..что живую и прикладывали ..и потом отпускали!!!!

это ты представь...

Женщины, которые лечили, дружили с лягушками.. и если вдруг кто то падал без сознания..а это наверное не так часто происходило..а может даже раз в год..я не знаю..ну так вот..Женщина шла к своей подруге Лягушонкеи говорила.. пошли со мной.. надо опять на голове посидеть.

как то вот так.

 :[

Записан

Лариса

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +2866/-1
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 11 026
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 47408
  • - Вас поблагодарили: 36495
Re: Легенды Гор
« Ответ #22 : 18 Август 2015, 22:02:30 »

Лягушек жалко
Мне тоже.
У нас в народе ангину лечили Жабой. Полагалось, что если подышать на неё, ангина пройдёт (не помню народного названия ангины). Жаба обычно после этого умирала от стресса. Но народ думал, что это от болезни, которая перешла на неё.
Записан

Omnia transeunt. Et haec quoque transibunt.

Лирими

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11301/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 18 712
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 51127
  • - Вас поблагодарили: 84846
  • Ведьма. Певчая
Re: Легенды Гор
« Ответ #23 : 19 Август 2015, 00:43:08 »

Неееее, у нас чёт не так было))

У нас в узелок ну вроде - завязывали болезнь и относили на один конец болота...
А "подарок бабке Жабке" - на другой...
И бабка Жабка должна была болезнь "потопити у болоти"
)))
безвредно получается для Жаб))
Записан
Не бывает дороги обратно...

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #24 : 21 Август 2015, 10:41:41 »

Дагестан-Северный Кавказ..страна гор,камней и маленьких народов,живущих на вершинах гор...
самые страстные из всех живущих на Кавказе..так говорят...

Притча о дагестанских народах.

в горах живет народ
Аварцы..
у них девиз

Драться всегда!
драться везде!
драться даже тогда..когда нет для этого никаких причин.
( именно представители этого народ самые именитые  кавказские  олимпийские чемпионы по волной борьбе, дзюдо,самбо.)

Но главное - это драться!!!!



Но им это не удается..
Потому что куда бы они не пошли..всюду сидит лакец..
и говорит..ну подожди.. давай чай попьем..
поговорим...песню  споем
И как запоет..как заиграет на зурне и на барабане..что ноги сами идут в пляс.
Аварцы .. очень отходчивый и искренний народ..как и все горцы...необыкновенно добрый..
И стоит сказать ласковое слово.. как тут  же тает...
А лакцы,мягкие и нежные..ласковые и лукавые..всегда и во всем пытаются найти веселое и радостное.
Аварцы шутят..разрежь арбуз и там сидит Лакец и улыбается
Может быть Горы родили такие разные народы, чтобы учить их жить друг с другом..
проявляя свою самость?

Ибо..как проявит свою суть один народ,если не будет другого?

И горцы как лепестки цветов...объедены и единым...и связанны друг с другом...
Записан

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #25 : 26 Август 2015, 10:11:45 »

Рождение Ашуга
того, кто воспевает Природу, Жизнь.
В искусстве ашугов соединены музыка, поэзия и элементы драматического искусства — жест, мимика.
Ашуги поют свои произведения, аккомпанируя себе на струнных инструментах (сазе, таре или кеманче).
Песни имеют куплетное строение.

Кто то может уйти .. высоко..
чтобы найти себя..или потерять себя..
но в том или в другом случае..
он вернется уже другим.
Ему откроется Мелодия Жизни..

-Куда ты уходишь ?
-я должен понять, кто я, иду искать себя, или потерять..
-но ты ведь вернешься?
-нет, я уже не вернусь,а тот кто вернется,я еще его не знаю
***
Записан

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #26 : 07 Ноябрь 2015, 09:44:38 »

ХАКАСИЯ.

...........

Хакасский сказ о старике и старухе

           Лечебный Ах тас тоже своеобразный храм под открытым небом. С его появлением в счастливой долине у хакасов связана легенда, которую можно начать пушкинскими строками “Жили были старик и старуха”. Однако эти старик (Апсах) и старуха (Иней) в силу возраста занимали особенное положение — родоначальников. В свое время привели они в долину Кюг свой народ. Остановились. Огляделись. Место понравилось. Решили жить здесь, но Иней выбрала для аала место направо от горы Аар таг, а ее мужу приглянулась левая сторона. Долго они спорили — подрались. Иней победила.

               В гневе она так толкнула старика, что он перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть — на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется — Апсах тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика. Иней очень переживала обиду мужа — отошла чуть в сторону, присела…. И тоже обратилась в камень.
             
            Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с минимальной долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.

           Каменная старуха — Иней тас — покровительствовала скотоводству. Вплоть до 50-х годов прошлого века это изваяние было цело — скала на самом деле напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу тон. К ней обращались за помощью, здесь совершались таг таиг — обряды жертвоприношения горному духу, покровителю рода. Это свидетельствует о том, что коренные народы Сибири не считали себя хозяевами на этой земле, они были всего лишь гостями. И ежегодные обряды жертвоприношения (производятся они и по сей день) можно воспринимать как элементы гостевого этикета людей по отношению к истинным хозяевам земли.

            У самого подножия Иней тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. А сама скала Иней тас в начале 60-х годов прошлого века была взорвана — в военное время культовое место приобрело особенную популярность у хакасов, и тогдашние идеологи не нашли ничего лучше, как уничтожить его.

          Удивительный памятник под открытым небом был разрушен. Говорят, что после этого скот в Хакасии настигла неизвестная болезнь, а то поголовье, что осталось, стало хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников взрывных работ не закончил свою жизнь благополучно.


       А Иней тас и после “смерти” пользуется особым почитанием. Теперь гора, на которой стоял камень Иней, называется Иней паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают “сек-сек” (“маленькое” жертвоприношение), на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла скала Иней, повязываются чалама.

Записан

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #27 : 07 Ноябрь 2015, 09:46:24 »

В хакасском эпосе богатырями могут быть женщины



             Почему-то считается, что хакасские женщины в давние времена были тихими и домашними. Куда уж им до того, чтобы стать отважными героинями сказаний? Например, богатыршами. Между тем, богатырши в хакасском эпосе - явление достаточно распространенное. Самый популярный сюжет, как и в "мужском" эпосе: женщины-воительницы спасают свой народ от напастей или борются с врагами-захватчиками за свою землю. Примерами героинь могут стать и Ай-Хуучин, и сестра Албынжи, Очы-Сарх, которая оборачивается серым волком.

              А кроме эпических сказаний есть еще множество хакасских легенд на тему: "Да, были женщины в давнее время!" Одну из них журналистам поведал Леонид Еремин, объясняя происхождение названия хребта Читы Хыс (буквально: "семь девушек") в Аскизском районе:

          - Давным-давно жило семь сестер, семь дев-богатырш. Шестеро из них были сильными и уверенными, а одна - робкой и не такой мощной, как они. Они были удачливыми охотницами и воительницами. И однажды загордились от своих успехов: на охоте стали убивать больше зверя, чем могли унести, демонстрируя свою ловкость. Перестали приносить жертву хозяину места. И горный дух решил их наказать.

Пришел страшный голод. Девушки тоже голодали вместе со своим народом и даже тайно договорились съесть младшую сестру. Она случайно узнала об их планах и убежала. Спасаясь от погони, кинулась она от отчаяния в воды реки, которая с тех пор стала называться Ас Хыс ("голодная дева").

              Девушка поведала о своих горестях духу вод. Он был возмущен коварностью ее сестер и решил их наказать. Наступило ужасное наводнение. Уровень воды почти сровнялся с горами, а она все прибывала. Народ готовился к смерти. В последний момент сестры осознали, что были неправы и что их поведение приведет к гибели людей. Они встали на пути у прибывающих вод, взявшись за руки. За время передышки люди построили медный плот, на котором спаслись.

           А когда вода ушла, плот оказался на вершине незнакомой горы. И люди увидели, что это не гора, а плечо одной из девушек. Преграждая путь волнам, сестры от напряжения окаменели, образовав горный хребет.
Записан

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #28 : 07 Ноябрь 2015, 09:55:27 »

     Оказываются, хакасы издавна придавали большое значение не только тому, где разместить чаломаа,

но и их цвету. Упоминания об этом сохранились в фольклоре.

Вот что рассказал Леонид Еремин на примере увиденных журналистами в музее-заповеднике Казановка чаломаа, оставленных нашими современниками:

- Здесь мы видим чаломаа на траве и на кустарниках. Но для тех людей, которые знакомы с этнопедагогикой, в том числе хакасской, совершенно очевидно, что трава и кустарник воспринимались хакасами как проникшие в наш мир корневища деревьев нижнего, подземного мира, управляемого Эрлик-ханом. Кстати, поэтому у хакасов не очень активно развивалась фитотерапия. Поэтому, если вы не хотите чествовать Эрлик-хана, лучше их так не повязывать.

    Что касается символики цвета, то нет универсальных знаний, которые действуют повсеместно. В Аскизском районе было отмечено определенное соотношение цвета чаломаа и статуса людей, их повязывающих: белые могли повязывать только мужчины, красные - только женщины, синие - и мужчины, и женщины, достигшие преклонного возраста и утратившие способность к деторождению. Я не настаиваю, что это работало где-то за пределами этой территории.

Но иных цветов хакасы не использовали. Если вы увидите где-то чаломаа желтого цвета либо его оттенков, значит здесь прошел бурят, монгол либо алтаец. Скорее всего, тувинец. Но не хакас.

       А представитель народов, которые оказались под влиянием северной ветви буддизма - ламаизма.

       Для них это цвет золотого лотоса, плодородия, мудрости, святости. У хакасов желтый и золотой цвета четко ассоциируется с болезнью и смертью.

    Поэтому я всегда с большим интересом присматриваюсь к национальным костюмам на праздниках.

     Что за калмык их проектировал там? Бурых и зеленых цветов хакасы не жертвовали, черные чаломаа тоже не повязывали. После проведения у нас Чыл Пазы, во время которого сжигались черные ленточки, я перелопатил гору литературы, пытаясь отыскать источник подобного рода обрядов. Но не нашел. Одно лишь упоминание о черных чаломаа удалось откопать у Николая Федоровича Катанова. Он пишет в своем полевом дневнике, что прибыл к дальнему родственнику, и отец того был при смерти. У приглашенного шамана не хватало магической силы, чтобы его вернуть. И он попросил родственников больного пойти на кладбище, развести огонь, сжечь коровьи мослы (дым от них - самое большое угощение для предков) и на кустарник повязать черные ленточки чаломаа. Умилостивить предков, чтобы они помогли вернуть душу умирающего.
Записан

ШаняАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +10222/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 31 273
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 94764
  • - Вас поблагодарили: 141529
Re: Легенды Гор
« Ответ #29 : 15 Ноябрь 2015, 09:35:28 »

              В Хакасии курганы, менгиры, писаницы и прочие археологические памятники встречаются чуть ли не на каждом шагу, и большинство из них окутано тайной. В предания можно верить, можно не верить.
              Но артефакты вот они – возвышаются в степи - осязаемые, шершаво прохладные под ладонями, открытые солнцу и ветрам тысячи лет. Об их возникновении сложены легенды, но легенды эти весьма материальны, ведь появиться сами по себе изваяния вряд ли могли.
         
          Они сотканы не из воздуха – из камня, к которому когда-то прикоснулся резец мастера. И опять же, как все единодушно верят – не просто человека, а того, кто владел особым даром, посланным свыше. И, в самом деле, не поклонялись же наши предки любой скале без разбора. Нет, только тем, что таят в себе силу.

            Сегодня наука нашла тому подтверждение – особо почитаемые у народа изваяния излучают энергию, природу которой еще предстоит открыть, но приборы ее фиксируют. Причем как со знаком плюс, так и со знаком минус. А народу приборы были ни к чему, он просто чувствовал эту силу и шел к каменным божествам за помощью в самых разных делах. И от прикосновений в камне со временем появлялись углубления, как, например, на мужском камне Больших Салбыкских ворот - аккурат на уровне плеч. Сколько же тысяч прикосновений нужно, чтобы подался даже камень?

Каменное изваяние Улуг Хуртуях-Тас – одно из самых почитаемых. Название с хакасского переводится по-разному – дословно «Большая каменная старуха», ближе к сути – «Мать всех матерей», или «Великая Каменная Матерь».

Первое письменное упоминание об Улуг Хуртуях-Тас принадлежит российскому исследователю Даниилу Готлибу Мессершмидту, который в начале 17 века по заданию Петра Великого прибыл в наши земли для изучения древней истории Сибири. В 1721 году он описал менгир и обряд поклонения:

«Хуртуях высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно видеть подвешенные толстые, сплетённые из волос косы… Татары язычники оказывали ей большой почёт, трижды объезжали вокруг неё, после церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать, что это Куртуякское изваяние было когда-то знаменитой матроной, и сам всемогущий бог превратил её в камень…»
Записан
 

Страница сгенерирована за 1.052 секунд. Запросов: 58.