Культ "гуру" - вещь ветвистая и многогранная. Я могу расписать разницу между Учителем и "главой секты". Мне это не сложно, но не очень интересно. А вот подтолкнуть других к размышлениям на эту тему - считаю делом весьма полезным. Поэтому, очень бы просил всех наших уважаемых - кто как видит, как понимает, написать как и в чем они видят разницу.
Хотя, в принципе, я на этот вопрос уже ответил в этом сообщении))
То есть - отвечать уже не надо, что ли?
А если я отвечу по-другому, чем ты?
Нашим учителем, подлинным, истинным, настоящим - всегда будет наш Древний. Только он сумеет стать ниточкой, проводником в Живое Пространство, на наше место в нём
Без него, этой основы картины мира - мы никогда никуда не пойдём. Будь хоть триста раз живое близко к нам - мы познаём реальность только через картину мира
Да - войти можно в живое через тишину, соприкоснуться, со-при-ЧАСТиться живому. Но именно этот путь - лежит через невербального нашего Древнего
Древний - это и есть наука стать собой, найти себя, раскрутить ниточку интересов-задатков в себя такого, каким ты был рождён
Учиться у него тяжело - потому что вокруг много наносного, лишнего, чуждого. Всё равно как ты учишься танцам - а тебя заставляют одновременно решать логарифмы. Притом что последние тебе не нужны да и неинтересны - да вот кто-то "сверху" решил, что обязательно нужны и тебе, и всем вокруг
Чему научишься в итоге? Ни тому, ни даже другому...
Поэтому даже наш самый лучший учитель-Древний без тишины - ничто
Древний - это ещё и особая тропинка в мир вокруг нас, особый ключик, который откроет лишь тебе заветную дверцу. Все мы разные - но и и мир вокруг нас разный. И каждая из его сторон, систем, частей - ждёт своего гостя и друга...
И если не услышать к чему в нём, в живом пространстве, тебя сильнее всего тянет, где ты "на месте и у себя дома" - то что смыслу учиться "всему вокруг"?
Ведь массив времени - он не бесконечный, и всему, даже самому замечательному в природе - научиться невозможно...
И твои задатки - они только твои... Потому научиться ты можешь только тому... чему способен научиться. Не выше головы - но и если по-настоящему довериться и раскрыться своему учителю, то раскроешь потенциал до донышка...
А без доверия и открытости - Учителя не бывает
А Гуру-сектанту - доверие не нужно. На самом деле всегда и обязательно там одно условие - СТРАХ
Не обязательно наказания - хотя религиозные гуру, да и многие из прочих, настаивают на наказании за провинность
(а Учителю - зачем наказание? Как не нужны и виновные, грешные - самым большим "наказанием" будет то, что ты не пошёл по своей дороженьке, не нашёл себя, не услышал вкуса полноценной жизни - а полноценность всегда в сопричастности...)
А кроме наказания за провинность, ослушание - у последователей гуру глубоко внутри сидит страх
Страх остаться без направляющей силы, без чужого осмысления - страх остаться наедине с собой.
Потому что слишком много пустоты оно покажет...
Страх думать своей головой - и жить своей жизнью...
Отличие "гуру" от учителя - и в их ЗАДАЧАХ.
Сектант всегда стремиться вылепить из тебя то, что хочет (либо подобие себя, либо удобную марионетку) - потому что иной ты ему не нужен
Учитель будет стараться раскрыть тебя таким, какой ты есть, дать тебе возможность "принять изначально задуманную форму", стать таким, каким должен
Не зря ведь говорят - что учитель любуется своим учеником... Разве есть смысл любоваться самим собой в другом обличье?)
В традиции дзен/чань (как и других восточных традиций и не только восточных) - слова учителя принимаются КАК ЧАСТЬ, кирпичик, крупица новой картины мира. Как деталь, создающая ИНСТРУМЕНТ контакта с Реальностью .
А ещё в восточной традиции человек искал себе учителя. Долго - иногда всю жизнь. Не потому что учителя плохие - просто не каждый подойдёт именно тебе. И зазорным это не было
Иногда и сам учитель отпускал ученика на поиски- если чуял, что либо не может дать по полной состояться ему, либо уже выдал всё, что мог, а ученик ещё способен возрастать
И было только правильно - что снова возвращает нас к мысли о Древнем
Что-то знали о нём наши предки - любой традиции...