Как-то и зачем-то связало народное мировоззрение странных животных и меловые древние горы - и туров, и мамонтов, и Журавлей, которые не живут на мелу
Почему-то "помнили" и то, что "ушла большая старая вода и встал от неё Мел"
Скажи, откуда это у тебя, откуда такие сведения?
Дело в том, что я, сколько не искала материалы подобные твоим, не нашла. В интернете нет этого. Это из фондов или непосредственно из твоих бесед с твоим дедом, бабушкой, другими людьми?
Спасибо, Сиринга - за интерес. Это дорогого стоит - для меня
Ответ мой будет, наверное, длинноват. Коротко и понятно я не выпишу
Инна - а как искала? Я вот даже не знаю, как и вычленить ключевое слово для поиска. Осколки мировоззрения, местные мифы о природе? Былички, сказания? - так интернет просто пестрит и дореволюционными собраниями страшек и быличек про чертей-домовых, и всякими новоделами про славянских богов
Дореволюционные собирались под одну задачку (ахнули чтобы все читатели от обилия чертей в тёмном народе), новые под другую...
Да - многое я помню от бабушки-дедушки. Я сейчас вспоминаю это с намного большим интересом и жадностью - чем слушала девочкой...
Они жили в разных местностях - разные фрагменты доносились до моего детского умишка. Жалко - что многие вопросы появились потом и появляются сейчас, когда уже и не спросишь...
Их рассказы вытащили во мне глубинный интерес - это главное
Дима как-то в одной из моих тем сказанул замечательную фразу - да таких баек у каждой второй старушки в деревне найдёшь.
Только старушки имеют свойство кончаться... Жили в нашем крае Старики - а уже один и остался...
Что-то искалось и находилось уже когда я работала в музее. Первые годы - они ещё хранили тихую мудрость советских музейных традиций. Когда нужно было ходить, искать, записывать и хранить... Когда у предмета-артефакта ещё записывалась "легенда" - что это, откуда и что может рассказать даритель о нём... Когда велись этнографические записи
Сейчас нет - только рейтинг, а в нём не предусмотрены колонки о том, что нашёл и с кем беседовал человек. И насколько дорого то, что крупицею удалось записать...
Да и опрашивать уже мало кого возможно. Если не брать "особые практики". Ненаучные )
В самых разных музеях хранятся записи хранителей прошлых лет. И нет - это не фонды. Замкнутый круг - берём в фонды только то, что можно оцифровать (и выставить в виртуале в Госкаталоге), но оцифровать и выставить нужно только приличное, и оцифровать нужно сто процентов основного фонда
Какой выход? Не брать в коллекции вообще и выводить из основного фонда то, что хранить сложно, что уже в нелучшей сохранности, что не представишь красочно в Госкаталоге. Так у нас вывели из фондов странные реликвии - конские подковы с полустёртыми фигурами рыб и надписями из чёрточек. Что это такое - я не знаю. И свет они не увидят
Сохран плохой
А хранилища небезразмерные. И потому и научно-вспомогательный фонд, куда ещё можно приткнуть что-то интересное - сокращают как только возможно
И всё же... важно не это. Это - условия и среда общества. Главное - задачи. Всегда
Нет у общества такой задачи - изучать, интересоваться подобными сказами
Я вот приводила в теме Сказов два обрывка - про вещун-травы и про одолень-траву. Шелт спросил - о чём это?
А я не знаю. Не знаю - о чём это
На таких условиях никто не займётся их изучением и представлением социуму.
Их не с чем и незачем связать - их не уложишь в магистральные смыслы общества
У меня было всего три доклада на разных конференциях, где я краешком коснулась и представила частично наши мифы. У кого-то из коллег откликнулось - у очень немногих. Остальным подавай сказки 19-го века про леших или про истовую православную веру русского народа (я помню, после моего выступления взял слово молоденький батюшка и менторски сказал, что всё было не так, народ был благочестив, молился с утра и до ночи и в храм ходил без пропусков, а все нужные знания есть в библии))) Было смешно и безнадёжно
У общества - это ВНЕ ЕГО ИНТЕРЕСОВ И СМЫСЛОВ. Как и вся остальная Природа. Даже у научного общества...
Один сборник сказов мы издали. И лучше бы не делали - их адаптировали.
Пропустили через мясорубку современных смыслов, уровней пониманий и вообще тупизны представлений о Природе
Адаптировал по принципу - "это всё равно не поймут, давайте заменим на СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ"
Мне горько об этом вспоминать
(хотела написать вместо мясорубки - пищевод. С тем, что на выходе - в итоге и получилось в сборнике. Так было бы точнее)
Хотя что-то как-то найти можно. Не в интернете - довольно много в 2000-е годы публиковал таких этнографических зарисовок журнал "Родина".
Что-то где-то в интернете можно найти из работ
Алевтины Цветковой. Но она охватывает крупно (больше Урал, но тем интереснее переклички с моим местным материалом) - подаёт вообще весь фольклорный срез, а там уж выбрать трудновато (но ведь и я точно также на форуме - подаю только то, что к месту и к теме, а не всё что знаю, слышала, собирала)
Нужно больше - их есть у
Дороховой в её почти сорока томах русского фольклора. Выбрать тяжело - а читать интересно (в интернете видела - некоторые тома точно выложены)
Много о связях, сути и древнем наполнении с выходом в мировые глубины - у
Светланы Жарниковой. Вот у неё много работ в интернете. Я кидала ссылку в своём разделе - и лично была знакома с этим удивительным человеком...
И вот ещё один интересный человек - я с ним встречалась на одной из этнографических реконструкций - Липкин Лёша.
На прозе есть его рассказы по собственным изысканиям о древности - где-то у родноверов он пишет под псевдонимом более смелые ощущения и предположения
Ссылку на прозу всё же дам, вдруг интересно...
https://www.proza.ru/2011/09/06/1263
На мелу у меня есть сокровище - кусок бирюзы дикой, необработанной, который торчит из одного боку меловой сопки Старая ЦАпель
Название странное, правда. Кажется, какое отношение Цапля имеет к мелу? Там же сухо, болота нет?
Какие ещё названия у меловых сопок?
Береги его! Хорошо, что не обнаружили люди. Обнаружат - могут всю сопку разворотить, а то и все горы сравнять с землёй.
Запросто. Прошёл у нас поданный департаментом сельского туризма слух, что на мелу у одного скифского памятника хоронили статуэтки золотых коней. Раскопали, изрубири, изнасиловали мел за три года в полностью убитое урочище...
А хоронили скифы не статуэтки - а верных друзей-коней. Золотых - то есть огненной, рыжей масти - на вершине меловой горы, поближе к солнышку
Тёмной масти - в низинах, у чёрного лона земли-матери...
Кости коней, кстати, находили. Но что в легенде были кони, а не золотые статуэтки - никого не убедило
А Старая Цапель... Болото давным-давно было за меловой горой - может, оттуда? И сама сопка вытянутая, со сколотым верхом и подрубленная у подножия, на плотном, но узковатом остове стоит... Как на одной ноге цапля - может, и отсюда...
А может... Кто знает - как и откуда наши предки брали названия своих мест, рельефа земного, жителей по живому пространству... Может, не всегда из того, что глазами видится