Вообще-то, тема Ящера как жителя "мира Нагов" (пресмыкающихся) - очень хорошо разработана у индусов. Там мир нагов - четко очерченный "другой мир". Это "другой мир" определен в Земле (в горЕ). И мир нашего Ящера - там же. В земле, в горЕ.
Предлагаю вспомнить ЯЩЕРицу из "Хозяйки Медной горы" П.Бажова. Всё то же и так же как и в "мире нагов". Тут это ящерица. Переползает на соседнюю полосу - становится кем-то другим "Хозяйкой того, что в горЕ" ))
Уральские сказки Бажова и река Ящера в Ленинградской области. И песня из Беларуси :
Сяде Ящер под пирялущем На ореховом кусте,
Где ореховая лусна...
(Жанитися хочу)
Возьми себе девку, Котораю хочешь...
О чем всё это? Опять ящер и опять девки))))
А вот из Московской области:
Сиде-седе Яшша
У ракитовом кусте,
Грызе-грызе Яшша
Орешки коленые, милою дареные.
Цок-цок, леденец,
Вставай (сигай) Яшша, молодец.
Иде твоя невеста,
У чем она одета,
Как ее зовут
И откеда привезут...
Кстати, русское слово "Яшша" - ни чего общего не имеет с иудейским именем Иаков. (Брат Исава сын Авраама).
А вот что пишет Рыбаков Б.А.
"славянский Ящер, женившийся на утопленной девушке, соответствует Аиду, богу подземного мира, супругу Персефоны. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно—подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону".
Тут мне кажется ценным вот чего. Четкая и жесткая привязка к "миру подземному" как в древней Греции, так и в древней Индии ( тысячеголовый бог Шеша). То есть - ДРУГОЙ МИР. Подземный/подводный. Со своими свойствами, особенностями и жителями. Мир без солнца))))