Сто процентов уверен - в исходниках значение было иное. Как и у слова "идол".
Идол...
Тут тоже имеется вполне официальная отсылка через церковно-славянский в греческий («изображение, изобретение»)
Спорить не стану, но на этом ли заканчивается "идол" или его тоже можно поискать по дальним не-церковным родственникам? Я просто дам похожие по звучанию индо-европейские корни –
इडा – IdA –
- Отдых, подкрепление, освежение, обновление
- Земля, почва, грунт
- Жертва, жертвоприношение, подношение, дар
- Речь, говор, обращение
- Оживление, одушевление, течение
Мне кажется, эти значения дают больше пищи для размышлений, чем какое-то изображение-изобретение… Потому что их смыслы - полностью вкладываются в нерелигиозное понимание этого слова. Неисковерканное и неперевёрнутое под свои задачи
Тут же, не настаивая, приведу очень похожее современное русское слово. Доля.
Наша "доля", родственная однокоренному "делить" - а исходит от древнеиндийского (dalam) - «кусок, часть, половина», (dálati) «отрывать, трескается, разрывается». Из индоевропейского пошло и латинское (dolа) - «обтесывать, обрабатывать»...
Может, из-за того, что в русских говорах была более употребима Доля (ставшая даже отдельной сущностью) - идол у нас остался лишь в негативном поминании церковью?
Хотя совсем чуточку, но Идол сохранился и в речи - это известное Идолоще поганое из цикла былин об Илье Муромце.
Итак - не идол, а идолище.
Почему?
Суффикс -ще- в русском языке имеет три значения. Первое - часть общего (топор-топорище)
Второе и нам более интересное - величина, сила, мощь. Кулачище, силища, умище... Идолище?
Ну и третье значение, менее подходящее, но может быть - связь просто не так явна?
Что-либо, уже отошедшее в прошлое, утраченное. Костёр - костровище, пепел - пепелище, пожар - пожарище, город - городище (вопреки распространённому употреблению, городище для археологов - не древнерусский населённый пункт, а место, некогда бывшее городом)
Может, и Идолище - это нечто, бывшее когда-то для предков Идолом-Долею?..
Тоже интересно – в сказках Идолище всегда поганое. А ведь поганые, поганки – это не те, которые плохие, вредные и ядовитые, а в древних смыслах – язычники. Несъедобные. Несожранные?)
(идёт наше привычное слово вообще от латинского - "земледелец". Тот, который будучи на особой связи от земли-матери, дольше всего за её юбку и держался... Когда остальные уже давно побежали верить в Бога-Царя)
Поганки – так называют пасхальные куличи (фаллический символ жизни, роста, плодородия), но ещё не украшенные. Слово совершенно нейтральное, просто этап женской кулинарии.
Поганихи - духи-сущности болота. Не потому что там вода поганая (вернее - она там "поганая" и есть. Её не пить - не варить, но для особых она дел гожа...). Поганихи заняты непонятными своими делами, потому и тревожить их не след - не прогневаются, не накажут просто... не надо им мешать. Свои заботы у болота. Но и перед первой страдой прибегут молодицы да девушки к сёстрам-поганихам, воды особой испросить. Поставишь ногу на землю приболотную, в ту ямку поганиха за ночь и натечёт тебе водицы - водицы особой, водицы целебной. Придёт девушка на следующее утро, зачерпнёт ту водицу и будет ножки смачивать, чтобы не покололись-не поранились полевой стернёю...
Поганые – ещё некие нехорошие татаро-монголы, которые напали и разорили христианскую Святую Русь. Правда, никто это нашествие из современников-НЕлетописцев-НЕмонахов не описывает, а Русь ещё до «нашествия» разорила раздорица верующих братьев во Христе – христианских князей. Но поганые, конечно же, не они...
С Идолищем Поганым сражается по былинам Илья Мурпомец, первый БОГАтырь на русской земле. Он - и более никто из богатырей, хотя с Чудо-Юдом, Змеем-Горынычем встречаются в разных вариантах сказок и былин почти все они... А с Идолищем - только Илья...
Первый защитник и подвижник Владимира-Крестителя.
Идолище Поганое совершило страшное преступление - отменило звоны колокольные над Киевом, что уже вот-вот приводит к концу града-Киева...
Идолище поганое в битве вбивает Илью в землю русскую - этот древнейший мотив многих легенд и сказаний обычно связан с приданием силушки вошедшему в неё герою... Но побеждает Илья Идолоще не ею, земной силою, силою материнской - может, не смог напитаться, как иные дохристианские богатыри?
А побеждает "шапкою греческой"...
Что интересно, былина оставляет Илью и войско Идолища наедине. Других защитников земли Русской сюжет былины убирает из этой битвы. Не захотели сражаться с Идолищем, помня о том – что идолы раньше были дедовы? И здесь, в своей земле поруганные и порубленные - но остались стоять во Степи языческой?