Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

ЕСЛИ ВЫ ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ,  А ПИСЬМО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРОЛЯ НЕ ПРИШЛО - СООБЩИТЕ ПО АДРЕСУ   kedrofka@yandex.ru

Автор Тема: Древний календарь. Единый лад Природы и Человека  (Прочитано 93749 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 183
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60937
  • - Вас поблагодарили: 107438

В старом календаре - кологоде "язЫковом" - бывают странно сопряжённые друг с другом дни. И даже пары, и тройки дней...
Как почуяли это?
Не ведаю...
А может - и выдумали? Кто знает...

Только два дня последней декады августа, последней десятины Лета - перекликаются с таким же почти-окончанием Весны и майских дней...
Может, здесь что-то и есть, в этих неведомых странных совпадениях, может, можно бы ещё вытянуть да связать - да только подгрёб под себя дни старых праздников и вывернул древние смыслы Праздник Преображения Господня...

Один из двенадцати важнейших праздников, не очень-то и внятно толкующий библейское событие,  он установил запрет на народные гуляния (а гуляния всегда выводили человека из пространства дома, будь то изба, хата или даже и церковь. В Пространство Большого Мира)), на любую работу (а ведь обряд - это всегда действо. Всегда - работный труд человека...Всегда - что-то и для чего-то), на языческие разговоры и росказни - ведь это день святого богоявления, и совсем невместно и даже кощунно говорить о чём-то, кроме...
И уж редко-редко да поминали всё же старый праздник Преображения - Хорояром да Яблучником...

До Хороярова дня с особым сыском преследовали и шутейных бродяг да народных калик, которые, как калина-ягода, раскатились по миру - попробуй собери да к ответу церковному приставь...
О чём-то бы они рассказали нам про Хорояров день и следующий за ним Яблучник...

Как яблоко - именинник второго дня - было не просто плодом для пропитания и даром садовым, так и Лошадь была - не только тружеником, помощником и даже Другом...
Немного иные были издревне отношения к Лошади у предков, о большем и в другую сторону, чем нам привычно понимать...

Хорояр... Последняя сила летошняя входит в землю, последний яр-жар идёт по нашему миру... Важный жар, нужный жар - жар остатной силы земли-матери
После него миру вертаться до зимнего времени,  а яр пойдет за края земные, а куда - точно никому неведомо...
Уходит сила эта - меняет мир невозвратно, не только осенним цветом, холодом да дождём полнит мир наш - по-иному становится мир с Хорояра... Если не будет его - не станет и зимы в мире, не проложит жар дорогу холоду...
Как так? А вот так-то...

Хорояр - старый Лошадиный день... Только лошадью и зацепился в памяти людской, видно - слишком глубоки прошиты связи-скрепочки, не выжечь и многовековым стоянием веры...

Хорояр...
И если с яром-жаром всё более-менее понятно (но это не значит, что просто... В нём, яре-яриле - слито смыслов до неба и до подземного царства велесова...), то с Хором-Хоросом не прознать стару-правду...

Не осталось слов этого корня в русском языке - как не осталось и былых знаний... А в иных народах некогда одной родовой семьи - остались, "Horse" - например...

Да только слово есть, а смыслов нет. Так что может, у нас и честнее вышло...

Но этот-то древний корень "horo" мы найдём у прадеда-санскрита...
हार  - это солнце, лошадь, волос, борозда...

И остатки и огрызки Преображением хорояровых мифов так или иначе, но выводят внимание в эти три составляющие...

« Последнее редактирование: 20 Август 2018, 11:30:44 от Лирими »
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 183
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60937
  • - Вас поблагодарили: 107438

Лошадь...
Див-зверь - участник волшебной сказки, зачастую во сто крат мудрее и умелее человека-царевича.
Зверь, живущий уже века в мире человековом - но остающийся всегда в мире дивьем

У лошадей - свой язык, которому не каждый человек и обучится, а вот каждый конь человеческу речь разумеет.. Разумеет - не значит послушает...
Лошадь пришла к человеку из мира дикого, принеся с собою слова особые, вещие - уча им жеребят своих. Те слова слышат на Хорояр мальчишки-пастухи да табунщики, да потом, повзрослев, забывают.
А может - и вспомнят когда?

На Хорояров день по утрам пьют с конями "брагу лошадиную", не брезгуя мочить губы с конём да кобылою, в брага та не винная - на травах да меду разведённая ключевой водой. Это потом, после службы церковный пост разрешает на Хорояр до Преображения вина пить.
Но с утра по дедовому завету иное пить велено...

На хорояров день придёт к коню старому девочка - сплетёт с ним свои волосы. Не чтобы красивой быть - чтобы Конь правил тело и дал яру-силушку, Род в себе зачать да продолжить
А как и чем Конь тут поможет? Неведомо... Да и просто так мама доченьку посылать не будет - сама ходила девочкой, по себе чуяла...
Сплетёт волосы - расплетёт обратно,  Коню в ответ слово шепнёт - какое на ум придёт. Любое слово, пусть и глупое - зачем оно Лошади?
А вдруг надобно?
Уйдёт девочка - а под вечер, до ночных лошадиных гуляний, когда пустят вволю выпастись, придёт стара Женщина... Ничего не вымолвит - лишь по земли,как уж сможет, поклОнится... И слово своё вымолвит - унесёт его конь до пращуров, коль запомнить захочет
Не всякому, видать - такое выполнит...

Да что говорить, если уже в старину сказано - "у плохого человека добра коня не будет"...не кота и не пса, не коровы - Коня.


Волос. Символ и вместилище силы и роста, ипостась ветра в мифах индоевропейских народов. У лошадей гривы тонкие, длинные - может, поэтому Хорос такой корень имеет?
Может, и по этому...

Да только по поверьям, несутся по миру кони невидимы - ветра буйные, впрягаются в реки, чья вода уж студёной делается - влекут те реки по матери-земле, задают им бег, чтоб не кончалися... Не станет рек - иссушится лоно земное...
Влекут кони пути речные - а сверху ход их хорояров журавли правят... Потому мастерят тихонько на хорояров день фигурку журавлей по деревне и усаживают на выбранного коня...
Да так и водят вкруг деревни да до реки ведут... Напьётся Конь - оставят реке журавельку-куколку, а не напьётся, не вкусна покажется вода - задумаются старики...
А о чём - то нам, молодым, неведомо
Да ещё оставят к Хороярову дню волосу-велесу на бородку последний сноп - а что он расскажет, то и станется. Пусть не сейчас - но до мая-травеня точно сбудется...

А борозда... Что гадать тут - борозду кони по пашням кладут, с Хорояра оканчивают по сёлам уборку, росчистами да боронованием довершают живородный год...
Только - а может, и не только так.
И правда - борозды Конём проложены, да не только полевые - а волшебные тоже...
Не словом Божьим, а первой бороздою разделился наш мир от остальных, не словом Божьим, а бороздою-границею ушла твердь от волы, а Земля-матерь от Неба-батюшки...
Из первой борозды вышла на свет Ашура-Ящера, в ней же и скрылася...


Сущность-дух Хорояр - он не просто так сегодня в миру качается, реки тянет, вены тужит - он следующий день ведёт, а через Осень да Зиму будущу - иным дням путь готовит, к маю мир поворачивает... И наступный день - Спаса Преображения, он с Хорояровой ночи начинается, когда бредёт по миру слепой да сивый Конь, в поводырях у которого Добрый Пёс... Не потому слепой - что старый. Не нужно быть зрячему тому Коню - не глазами тот высматривать станет...
И сивый он - не потому, что старый, а с сумеречного мира тот Конь пришелец, тех миров и цветом будет
Не сражаться со Спасителем-Христом будут, давно проиграны те бои да сражения - свои сказки нести по миру станут, хорояром меченые...


Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 795
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67292
  • - Вас поблагодарили: 152230
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Див-зверь - участник волшебной сказки, зачастую во сто крат мудрее и умелее человека-царевича.

  Обращал внимание и не раз.  И этот момент меня  немало озадачивал...
Как думаешь,  что за этим  могло стоять?  Свой вариант версии  у меня есть, но хотелось бы сначала узнать что ты по этому поводу думаешь?

Те слова слышат на Хорояр мальчишки-пастухи да табунщики, да потом, повзрослев, забывают.

  Когда пас лошадей   в степи ко мне постоянно приходили мои сверстники.  Пацаны лет по 13-15.  Они просто ложились на землю пузом и смотрели  на лошадей.  Часами.  Зачем?   А вот кто повзрослее - те уже на такое не способны...


А может - и вспомнят когда?
Чтобы вспомнить "тайные слова" - нужно  попасть в ту ситуацию, где они нужны.  А там где они не нужны -  никто их не вспомнит.

   

Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 183
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60937
  • - Вас поблагодарили: 107438

Див-зверь - участник волшебной сказки, зачастую во сто крат мудрее и умелее человека-царевича.

  Обращал внимание и не раз.  И этот момент меня  немало озадачивал...
Как думаешь,  что за этим  могло стоять?  Свой вариант версии  у меня есть, но хотелось бы сначала узнать что ты по этому поводу думаешь?


Так нечестно - так я начну бояться, что отвечу ошибочно

А в сказках, если вы заметили - все участники-звери-птицы умнее и умелее царевича (который от дурака не сильно-то и отличается. Здесь, в этой безболезненной сказочной мене главного героя "дурак" и " царевич" - тоже ведь очень много скрыто)
Кроме совершенно особых персонажей, который стоят особняком - Баба-Яга, Старик-вековик, Солнце, Царь-Змея и прочие, сказочные помощники всегда приходят на помощь и всегда с верным советом, ослушавшись которого - смерть (правда, не взаправдашняя в сказке - очнётся ото сна живою водою...)
Всегда- сопровождают в пиковые моменты и тихонько отходят, когда уже не надобны...

Я пока решила для себя, что сказка отразила здесь кореляцию "молодой" и "древний". Молодой - Иван. Потому совершенно неважно, дурак он, царевич или крестьянский сын. Смыслы молодого одинаково нерешающи, когда дело касается веховых событий или путешествия в иные "царства" (полосы?)
А если действовать только по ним (решения, принимаемые логикой Дурака-Царевича) - то они не помогут, а то и навредят

А вот див-помощники - Конь, Серый Волк, Ворон - это отражение в сказке голоса Древнего... Именно он придёт на выручку  в пиковый момент, подскажет, поможет, проведёт и выведет... Наладит правильный контакт и лад с Девой... Необязательно свадьбой - свадьба это уже дело самого царевича. Но вот найдёт её царство и дорогу в него, выведет к Женской сути - Древний

И сказка даёт разные лики этих Древних - случайно ли? Или это нам намёк - что Древние бывают разными... И связаны с разными пластами мифологического наследия... Как-то и чем-то это в старину чуялось-ведалось

А вот у братьев Царевича таких помощников в сказке нету... Потому что Древний по наследству не передаётся и по потомкам не размножается...

А твоя версия - какая?



  Когда пас лошадей   в степи ко мне постоянно приходили мои сверстники.  Пацаны лет по 13-15.  Они просто ложились на землю пузом и смотрели  на лошадей.  Часами.  Зачем?   А вот кто повзрослее - те уже на такое не способны...
 

Это, мне кажется, другой разворот темы "Для чего?"... Иногда, если мы начинаем о-Смысливать то, что ёкнуло, дёрнуло, остановило или почуялось - мы полностью затаптываем ощущаемое волшебство...
Потому что смотрим и толкуем лишь через то, что есть... А волшебного в нашей картине мира - не очень-то и много...

Как в школе - не было такого? Прочитали Есенина и дрожит всё внутри... Или дрожат полупрозрачно берёзки Левитана... Начинаешь отвечать на вопросы и выуживать слова о том, как красиво поэт написал, а художник нарисовал... И уже не дрожит - невербальные эманации глубинного интереса ушли под напором магистральных смыслов

Так что пытаться понять себя можно и нужно - но только если уже есть чем... А не тем, что услужливо и ширпотребно подсунуто
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 795
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67292
  • - Вас поблагодарили: 152230
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

А в сказках, если вы заметили - все участники-звери-птицы умнее и умелее царевича (который от дурака не сильно-то и отличается.

  Кстати,  по моим ощущениям, и Дурак, и Царевич...  они не только похожи, но и ход мысли у них какой-то похожий.  А точнее  - как-то нарочито  ровно и плоско они оба мыслят. Как-то слишком по человечески.  И не на шаг в сторону, вверх или вглубь. А обитатели Пространства (лошади, деревья, река, поле- они уже фактор Пространства) - у тех другой ход "логики"  и исходники знаний.  Очень похоже  на  исходники Вяйнемяйнена и Йокухайнена. 





сказочные помощники всегда приходят на помощь и всегда с верным советом, ослушавшись которого - смерть (правда, не взаправдашняя в сказке - очнётся ото сна живою водою...)

  Это несколько напоминает  задачку "Перевести взгляд".  Оторвать от себя и своих смыслов, и обратить его на Пространство вокруг. 

Всегда- сопровождают в пиковые моменты и тихонько отходят, когда уже не надобны...

  А "пиковые моменты" - они  всегда, и сегодня  в том числе,  переполнены   непонятными участниками и непонятными  силами,  событиями, логиками и линиями событий...  "Конец этапа густ определяющими вехами".

Я пока решила для себя, что сказка отразила здесь кореляцию "молодой" и "древний". Молодой - Иван. Потому совершенно неважно, дурак он, царевич или крестьянский сын. Смыслы молодого одинаково нерешающи, когда дело касается веховых событий или путешествия в иные "царства" (полосы?)

  А оно  само просится именно в эту  "корреляцию". Потому как именно это и отображено в "состязании Вяйнемяйнена с Йокухайненом".   Знание-участие в Сути Вещей и Ходе событий  (Вяйнемяйнен, Пространство, Древний)    против  коллекционирования цепочек из слов/описаний  по какой-то линии-категории признаков (Йокухайнен,  Дурак-Царевич, Молодой). 

А вот у братьев Царевича таких помощников в сказке нету... Потому что Древний по наследству не передаётся и по потомкам не размножается...

 Это тоже крайне показательно. У них другие задачки.  И  нет того  контакта,  нет  "Пути  через  Живое и Сказочное". Их путь  весь через  человеческое и в человеческом, без  "выхода из колеи". 



 
А твоя версия - какая?

  Так  я своей версией на твою ответил)))
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 183
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60937
  • - Вас поблагодарили: 107438

С завершением дня сегодняшнего - завершается и цикл воздвиженских праздников осени. На них наставлено столько христианских дат и поминовений, святых дней и дней мученических - что исконного смысла и сути этих важных вех и не разглядеть...
Всё смешалось, подменилось, запуталось. Только и осталось в стародавней памяти - что сошлись два дня пограничных, дня кромешного времени - Печное уголье, завершающее Воздвижение Сварги Небесной, и Темные ночи Заревицы, древнего вспоминания времени, когда род человечий не знал Солнушка, а в сам день белый свет самым краешком земным касается Тёмного мира

Печное уголье - странный день,  позабытый день - день попутанный. Наутро в церкву идти - Святой Ираиде-мученке кланяться... А что кланяться - жила где-то на острове Ираида-женщина, а как плыл мимо корабль с мучениками, так и ей захотелось в мученики податься. Тем дело нехорошо как-то и кончилось. Была женщина - стала мученка...

А в обед снова в церковь иди - зачатие Иоанна Предтечи славити... Зачатие - то занятие хорошее, да только сама церковь им как раз три дня и не велит заниматься... Славить - славь богоугодное дело, но строго без личного участия  :[ :[
А что было - что ставили в эти дни в старину - уж и старики забывать начали...


От предпоследнего дня начальной октябрьской седмицы устояла лишь Печь, сберегла, степлила в себе чуток старой памяти... Древний символ Земли-матери и выпеченного в её золе люда-человека. Древняя память о дарёном Огне, без которого род человеческий не стоял бы в живых. Путь старощуровый, которым сходят в навий мир родичи твои, которым идти и тебе - в свои сроки...

По старым поверьям, до Земли-матери, когда та ещё и матерью не была - лежала окрест всего Праматерь её. Она же из устья тела своего родила и Землю - и на Уголье осеннее сходится та Матерь и эта разом.
Соединятся обе - будет в нашем мире огонь. Его бережёт Праматерь земная - а более нигде по мирам и нет огня, даже в царстве низовом-старовластовом - калён-огонь полыхает, негорючий, нежаровый... Давным-давно родила Праматерь и Солнце Красное - а вот солнце по мирам иным ходит, в Палатах солнечных сиживает -  про то сказка ведает

Идёт в наш мир огонь - и бережёт его человеку простая Печь домовая. Его выпускает, его и держит в себе, в угольях хоронит, чтоб беды великой не наделывал. А малую беду, беду огневую - человек сам творил, а печь не спрашивал

Помнит печка-матушка имена всех живших под крышей дома нынешнего, помнит и тех, кто в едином Роде в иных домах жил. Всех помнит - кого кормила и кого до неё кормили печи домОвые, всех по именам ведает. А на печное уголье всех по именам и скликает. Захочется внукам-правнукам - послушают...

Может, потому, а может - непоэтому, но верили, что по устью печному в дом сходит душа младенческая, кому рождаться времечко. Да и назад ей путь заповедан - через трубу же печеву идут до щуров-пращуров те, кто усоп для света белого. Кто умер тут - в ином миру окажется... Без Суда Страшного да Покаяния церковного, с грехами и безгрешные - все в Роду своём встретятся

Под самый вечер бабушки - им можно, они старые, коль поп на них рассердится - им можно... Они ж старые!
Спекут печи те бабушки гостинец незатейливый - сведут два круга хлебовых, как Мать-земля с Праматерью, прольют их мёдом, ягодой, толчёной репой, свёклою - не быть Земли безводною, сухою да несмоченной...  Усыпят щедро зеленью - какую дарит полюшко, да и надломят с краюшка. Себе возьмут да пращурам -  пошлют девчонку малую снести ломоть до кладбища... А всё, что не отломится - в печи так и оставится. Ей будет угощением...

Такой вот день у Осени - всем людом печке кланяться да Ираиду славити... А кто она - неведомо.
Но только если вдуматься... вдруг Ираида-мученка - то есть Иштар арийская, Мать всего  Мира старая?

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 579
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15708
  • - Вас поблагодарили: 4935

Лири. Спасибо. Дни Сварги и ее обряды, сколько бы их ни было, вернее, до нас дошло, а это большая разница, в славянском календаре, до удивительного схожи с древне-индусскими воззрениями на Свар-Локи, индийскую Сваргу. Все же, зря ты не стала делать тему, о дальнеродственном языческом наследии наших предков. Мир то ли божественных сущностей, то ли стихийного отображения природы в сознании человека, останется удивительной загадкой времени.
Но начать снова познавать эту сторону фьюзиса, не мешало бы.
Самой же осенней сварге, как и ее божественному носиелю, не повезло вдвойне. Среди пятибожия князя Владимира, отнюдь не случайно не было ни Рода, ни Сварога. И не было их там, не случайно, хотя этой не значительной загадкой, мало кто задавался. 
Во что же трансформировали эти описания в дальнейшем, очень сильно можно понять, чем и для чего они были изначально.
Записан

Даров

  • Хранитель Костра
  • ****
  • Согласие +418/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 579
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 15708
  • - Вас поблагодарили: 4935

Вероятно даже, интереснее посмотреть, кого и с какой задачей Владимир, не поставил в киевских идолах. Или даже принять его задачу не как: "Поставить пять высших богов", а как следующую: "Поставить только пять высших богов".
Возьмем того же Сварга-Сварога, прообраза осенней обрядовой сварги, так не угодного кн. Владимиру. Сущность неба, чего мы, к сожалению, ни как не коснемся в форумских тематических раскладах, уже не была нужна во  владимирском пантеоне-новоделе. Почему? Вероятно, уже было намечено последующее реформирование, скорее даже, стерилизация описаний свойств пространства под единого Бога-Отца. Небо уже было предумышленно занято византийским иудеем. Но поставить его, было возможно лишь с переходным периодом и уничтожением части славянских верховных духов-свойств. Лица же остальных  не отображенных во владимирском пантеоне, наукой традиционно относятся к незначительным, аграрным, либо вообще низшим богам славян. Однако, соотнеся их с древнеиндийскими прообразами и высветив роль и значение через славянский древний обряд, можно найти не мало важного и поразительного.
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 183
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60937
  • - Вас поблагодарили: 107438

Сошлись два дня пограничных, дня кромешного времени - Печное уголье, завершающее Воздвижение Сварги Небесной, и Темные ночи Заревицы, древнего вспоминания времени, когда род человечий не знал Солнушка, а в сам день белый свет самым краешком земным касается Тёмного мира


Заревица, Ночи тёмные, Темна Зарёва - день, венчающий первую седмицу октября. Осень случилась и  поворот живого кологода новым ладом  необратим - влекут небесное колесо Роды Великие, воротят следом землю. Настаёт и Зарёва
Один из самых странных дней старого календаря - настолько непонятны, ветхи и смутны его обряды, что самим народом прозвана  "Зарёва-слепой день". Может - потому что отсюда уже и не разглядишь истинный смысл свершаемого... Может - потому что уводит нас Зарёва в отголоски старой памяти о мирах без солнца...

Четыре раза подступала церковь к Зарёве, стремясь поставить на этот день свои даты и вехи... Из всех попыток прижилась только мученица Фёкла, может, потому что рифмовалась со свёклой, а её с этого дня следовало убирать на полях в южных русских землях. "Фёкла, убирай свёклу" - говорили прокличкой в народе... Что ж - не самое худшее занятие для покончившей с собой Христа ради

А народ в Зарёву Тёмную не шёл в церковь... И в избы да хаты не шёл... Впрочем, на игрища поганые или идолоклонения тоже не шёл... Шёл в мир, в лес, в луга... Искал "последний боровик-царь", доигрывал игры летние, собирал ягоду да шиповник
Убывает лень до Зарёвы ногами воробьиными, а с Зарёвы - лошадиными... Может, потому и гулял-доигрывал люд человеческий?
А может - не поэтому

На Зарёву - народ просто помнил. И берёг в себе ветхую память - неведомо для кого. Такую ветхую, тленную - не в руках, на устах уже рассыпается... Кто поймёт, кто объяснит странные смыслы Зарёвы Тёмной?

В прошлый день по поверьям - земная праматерь сомкнулась с матерью-землёй нашею. С прошлого дня "гудом неслышимым" идёт сила великая в мир, "низает его от верху донизу", сшивает "изнан мира" с миром белого света - но сшивает ненакрепко, не сошьются они - да и незачем. На едину - Зарёвную - ночку. Более - не удержатся миры вместе, расходятся

К этому дню засыпают земные нечистые - водяные да лешие, провели их, именинников, на зимний сон. Спать-зимовать ушли русалки с мавками... В этот день не шумит и не видится человеку мир домовых суседушек - не играет домовой да банный духи, а овинник лишь назавтра проснётся и попразднует. В мир невидимый белого света входят совсем иные сущи - им и названий память не оставила... А может - и нет им названия

На Зарёв-день бросают свои стаи и стар-Лебедь, и стар-Гусь, и стар-Селезень, довёдшие своих живых собратьев до тёплого края земли. Оставляют и стары Волки - вожаки прошлых веков, свои волчьи стаи, передав науку и заповеды о времени лютом - зимнем времени

Оставляют и уходят в тёмные миры - до самых будущих вёсен. А когда и не вертаются снова, там остаются - много былых вожаков рождала и губила земля-матерь, есть кому на старую смену стать

Это время - время див-птицы Журавеля, помнящего времена единого языка-народа с человековым. Время Коня да Лошади - которые ещё неволи не ведали. Время вещей  Совы-бабушки, которая одна-едина помнит мир, каким он был до Солнышка...

Помнит это род человеческий - пустой памятью... Потому и обрядам редким Зарёвы Тёмной нет объяснений, и не было.
В ночь Зарёвы Тёмной не жгут лучин и свечей не ставят - во тьме до полуночи сиживают, сказкой друг друга балуя...

А с полуночи... обмолот зерна начинают. Зачем, почему - пошто не с утречка? А вот так. С полуночи.
А уж печь домовую - в прошлый день именинницу - и вовсе тушат разом, в миг единый, всем селением

Добывают деды старые - "огонь дикий". Не от печного уголёчка, не кресалом да кремнием - трутом сухим да трением
Вот  таким огнём и овин затапливают в ночь Зарёвы. И обмолот начать торопятся...

Пойдут другие дни - начнут "молОт" по-людскому, с рассветом и по солнушку работа вся заспорится... А вот начнётся - ноченькой

В ночь на Зарёву Тёмную сидит  пряха с прялкою - начнёт спрядать кудель свою. И до Заревы  прясть садилися - да и потом,  всю зимушку. И днём при свете-солнышке и при лучине вечером - а на Зарёву сядут впотьмах за прялки бабкины

Прядут Заревой Тёмною на прялках нити-ниточки... Оно во тьме не видно же - а может, чьи-то судебки - прядет сама Заревушка...
А может - просто женщина. Прядет, прядет той ноченькой
Зачем?

Затем, зачем и девушки -  пойдут гадать о суженом... Но не приметой девичьей, не заговором-шёпотом... А выйдут в ночь на улицу - глядеть во тьме любимого...
Покажет им Зарёвушка лицом или хоть обликом - и суженого сведают...
а вдруг и имя скажется...
Послышится...
Прознается...

Пойду и я к Зарёвушке...) Послушаю - что скажет мне...

Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

Шелтопорог

  • Путешественник
  • *****
  • Согласие +11394/-32
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 42 795
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 67292
  • - Вас поблагодарили: 152230
  • Живые ритмы Пространства...
    • Проза ру

Темна Зарёва - день, венчающий первую седмицу октября
 
  А  почему  "Зарёва"? Как  думаешь,  что это значит?

Может - потому что уводит нас Зарёва в отголоски старой памяти о мирах без солнца...

  Было  такое ощущение.  Зачем   молотить  ночью?  Может  это  выход  из ритма  суток,   который  Солнышком  уже организован?  А  добыча  огня другим способом - по любому указывает на  связь  темы с огнем. (И  солнышком,  светом).  Да и сама  "Зарёва  темная". 
  Может  перешли на полосу  Белого  Света, а потом  ревмя ревели? )))

На Зарёв-день бросают свои стаи и стар-Лебедь, и стар-Гусь, и стар-Селезень, довёдшие своих живых собратьев до тёплого края земли. Оставляют и стары Волки - вожаки прошлых веков, свои волчьи стаи, передав науку и заповеды о времени лютом - зимнем времени

  А  тут  так  вообще,  "формирование  виноградин  Древнего в мире животных"  на просторах  "Всех  полос Большого  Мира".

Это время - время див-птицы Журавеля, помнящего времена единого языка-народа с человековым. Время Коня да Лошади - которые ещё неволи не ведали. Время вещей  Совы-бабушки, которая одна-едина помнит мир, каким он был до Солнышка.

  Кстати о  языке.  М.В. Величко   анализируя  социальную   инфраструктуру необходимую   для постройки-создания   "Змиевых  валов"  пришел  к выводу,  что  для  таких  дел  нужен  уровень  социальных  коммуникаций  не  ниже  19  века.  Это одна  сторона.  Другая в том,  что  многие тысячи людей задействованные на создании этих  мегасооружений должны были  быть  откуда-то  взяты.  Где-то изъяты из  экономического   процесса.  А  это в свою очередь намекает на  непонимание нами инфраструктуры и социальных коммуникаций  времен  давних  и древних.  И...  если  считать,  что  наш   (русский-славянский)  язык   был зафиксирован только  в 19  веке -  то  как же это он смог дожить -сохраниться до  19 века?  И  как вообще,   во времена давние, люди понимали друг  друга?  А ведь пониали..  вплоть до того, что корни слов практически не поменялись в очень многих  языках  славянской языковой семьи,  да и других  близлежащих. 
  Забавно,   но тут  любой ответ будет  против "официальной истории".  Если был  институт/орган/
  метод/необходимость  беречь  язык,  то  почему о нем ничего не известно?  А  если не было,  то как он  сохранился?
Записан
Если Вы услышали знакомые слова, то это вовсе не значит, что Вы  УЖЕ поняли о чем речь ))

ket

  • Модератор своих тем
  • *****
  • Согласие +1426/-3
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3 925
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 21025
  • - Вас поблагодарили: 18301

Лири, очень люблю читать твой календарь, он накой настоящий, правильный, погружающий в истоки... Ты умничка, огромную работу делаешь (хотя работой это назвать не правильно, это как-то по другому называется)).
Но у меня вот возник вопрос и к тебе и к Шелту. Заглянула сначала сюда, потом в календарь на ШЛ и пришла мысль, а нельзя ли в календаре ШЛ сделать ссылки на соответствующие дням сообщения в этой теме, как есть ссылки на профили тех, чьи ДР? Просто так чтоб прочитать что именно это за день, надо порой перелистать всю тему, а были б ссылки, было бы очень удобно.
Записан
У каждого человека свои звезды

Гудимир

  • Друг леса
  • **
  • Согласие +67/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 282
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 2047
  • - Вас поблагодарили: 593
  • Чти Род свой

Чтобы вспомнить "тайные слова" - нужно  попасть в ту ситуацию, где они нужны.  А там где они не нужны -  никто их не вспомнит.
Эти Слова, всегда есть в твоем Роде. Ты можешь помнить их, если они там были и были важны для Предков. А нужда в таких словах, есть всегда. Раз не вспомнили, значит вышли из рода своего, и те Слова стали не их. Пока человек остается в Роде, его сила будет питать его самого. А сам он проводит Род во время и эпоху, в которую живет человек.
Записан

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 183
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60937
  • - Вас поблагодарили: 107438


  А  почему  "Зарёва"? Как  думаешь,  что это значит?

  Может  перешли на полосу  Белого  Света, а потом  ревмя ревели? )))


Не знаю. Мне почему-то не кажется - что ревмя.  Если пришли - то зачем-то. А раз шли - то, наверное, в радость
Иначе - зачем идти?

Но может быть - тут действительно связь вот с этой вот отсылочкой мифа - "шёл гуд невидимый". Гуд, рёв - но чем его слышали?

У этого дня много имён в разных селениях - Зарёву звали и Зарёной. Может, это от огней заревых - ведь овины - это строения поодаль от самой деревни, от её центральных улочек. В деревне света нет - его загасили нарочно... А в овинах топят диким, добытым как в старь старую - огнём, трутом и трением
Издалека видны были огни, заревом в тёмной осенней ночи - но кто видел их? В те времена, когда наши деревеньки по глуши лесной разбросаны были малочисленно? Кто смотрел на зарево?

Интересно и смещение "взгляда" - в деревне нет света, он за пределами людского поселения. А нам привычно наоборот...

Очень странный день - если другие можно хоть как-то объяснить и описать, связать друг с другом и с мифологическим и артефактным наследием, то очень немногие вообще невозможно. Вот этот вот день точно
Зачем людям полосы белого света - это знание о тёмных мирах? Одни сложности... То ночью молотьбу начинай, то вставай - нитки пряди...

С языком вообще сложнее.
Как он не распался на многие ответвления диалектов? Ведь каждая местность норовит дать свои названия, окать-чокать, тонировать-редуцировать. И не принимать говор других мест, и особо-то не наездишься, чтобы язык по одному образцу шёл
Кто-то же берёг-разносил один древний язык по городам и весям? Правил-ладил его, распадающегося на диалектное звучание

У кого-то было такое в задачах  - при общем равнодушии остального населения и противлении церкви (она ведь не случайно ввела мёртвый церковно-славянский язык - язык единый, но не разговорный)
Кто-то ведь вообще сохранил образцы-лекала прошлого - не только ведь бабы-мужики по селениям...

Вот ещё загадочка. Кощуны плотно и особо связаны с "кощь-кость". А язык по известной пословице - почему-то без костей. Хотя без костей  у нас много чего - но язык упомянут отдельно...

И если язык лишён своей кости (и язык народа тоже) - может, ему и положены были кощуны?
Да и сам "язык"... По старому значение - это "народ" и есть.
Язык без костей - что хочет, то и лопочет... Народ без кощунов - ?

... а вот в сновидениях - "язык" единый... Нету там ни иностранного, ни диалектного
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

ЛиримиАвтор темы

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +14808/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 22 183
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 60937
  • - Вас поблагодарили: 107438

Лири, очень люблю читать твой календарь, он накой настоящий, правильный, погружающий в истоки... Ты умничка, огромную работу делаешь (хотя работой это назвать не правильно, это как-то по другому называется)).
Но у меня вот возник вопрос и к тебе и к Шелту. Заглянула сначала сюда, потом в календарь на ШЛ и пришла мысль, а нельзя ли в календаре ШЛ сделать ссылки на соответствующие дням сообщения в этой теме, как есть ссылки на профили тех, чьи ДР? Просто так чтоб прочитать что именно это за день, надо порой перелистать всю тему, а были б ссылки, было бы очень удобно.

Спасибо, Катя! Всегда очень приятно знать - что тебя вообще-то читают.  И не по обязанности, как бедный админ - а потому что и правда интересно
Не просто приятно, точнее выразиться будет - важно. Мне это правда - важно знать

А про календарь не знаю... Это ведь не ко мне вопрос, я тоже его только смотреть могу
Да и сам он... как бы сказать - с тем, который у меня есть, по местным обрядам и более крупным старообщим мифам - не очень пересекается. И даты в нём - какие по старому, а какие по новому стилю указаны. А одна указана дважды - и так, и этак)) Я как-то просматривала...

Его самого, наверное, переделывать надо (те даты, что уже занесены). Ссылки-то пристроить на тему форума несложно, но пойдёт разнобой с его уже имеющимся наполнением

Наверное, это тоже задача на будущее решение. Как и некоторые другие, что у нас уже накопились, тот же фотохостинг((
Записан
У каждого обещания - своё оправдание
и воздух по весу слов...

мут

  • Хранитель Леса
  • *****
  • Согласие +1032/-0
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 723
  • СПАСИБО:
  • - Вы поблагодарили: 21753
  • - Вас поблагодарили: 16836

Зоя, пора книгу делать.
Записан