Может, кому-то будет интересно узнать о
Выгорецкой республике. Я уже более 30 лет храню память о реальной встрече с Останками ВЫгореции, помню сильнейшее впечатление от увиденного, просто трепет.
Кстати, нашу Пяльму называли Окраиной ВЫгореции.
Вот мой старый пост 2008 года.
http://filens.info/forum/index.php?topic=9.msg197#msg197Большая северная река. Мы плывем по течению туда, где совсем нет людей.
Вернее, давно их нет.
Глазами жадно поглощаю все, что вижу.Оторваться от зрелища живой сильной дикой какой-то природы, ее многокрасочья нет сил.
Временами на крутых склонах появляются недоразрушенные северные дома.
Останки некогда существовавших деревень. Через каждые 5-6 км.
Один или два дома... Как великаны из КАЛЕВАЛЫ. Как хозяева местности.
Я не стояла у Стоухенджа, например, но, думаю, что впечатление от него схожее.
Удивительным образом северные почти разрушенные дома вписываются в окружающее пространство.Не мешают, а какпоследний мазок завершают гармонию тех мест.
Темно-серые почти черные. Громадные, высотой в трехэтажный дом, множество маленьких окон расположнных высоко над фундаментом. Производят впечатление скорее крепостей, чем домов. Совмещали в себе не только жилые комнаты, а и сеновал, дровяник, хлев.
По ритму, настроению как нельзя лучше соответствуют природе тех мест.
Зрелище величественное, загадочно-мистическое.
Сколько им лет? Точно, не меньше ста.
Умели ставить дома...Знали, как и в какое время...
На протяжении нашего пути насчитали деревень 10.
Лет 30 назад, некоторые 50 оставленны людьми.
Одна женщина как-то сказала моему мужу, как же можно было оставить такую реку!?
Когда-то по берегам ее кипела жизнь.
Деревни были многолюдны. Были дороги, которых сейчас нет, мосты, церкви-монастыри, пашни и сенокосы, даже школы и больницы монастырские.
Называлось все это Выгорецкая республика.
Даже свой монетный двор имелся.
Пшеницу кораблями отправляли в Голландию. Выращивали невиданных размеров овощи.
Всего хватало.
Лет 20 назад мы с мужем и маленькой дочкой сплавлялись по этой реке.
Навсегда запомнила раннее утро, когда мы подплывали к деревне, из которой могли уехать в цивилизацию.
Над рекой стлался такой густой туман, что в метре ничего не было видно.
Мы боялись проскочить, не увидеть деревню.
И вдруг, высоко над водой возникла плывущая в тумане деревянная колокольня.
Мираж...
Тогда у автобусной остановки нам показали и почти разрушенное невероятных размеров здание библиотеки.
Сейчас ничего этого уже нет.
Неутомимые кладоискатели бульдозерами сравняли сземлей и колокольню, и библиотеку и многое другое.
Наверное, так надо.
Остались только одинокие дома по берегам.Как напоминание.
Иногда, пробираясь в труднодоступных местах, мы наталкивались на останки полностью сгнивших мостов.
Почему-то меня это волновало-будоражило.
Однажды с воды в зарослях леса увидела нагромождение камней. Захотела снять на фотик.
Вышла на берег. С трудом взобралась на склон.
Оказалось, что это не камни, это кладбище домов. Насчитала около 10.
Они давно уже развалились, превратившись в груду полностью сгнивших бревен.
От времени бревна покрылись лишайником, который придал им цвет камня.
На некоторых бревнах еще угадывались орнаменты и рунические знаки.
Но находиться долго я там не могла.Что-то гнало меня оттуда.
Выгоре́цкая оби́тель (Выгорецкая пустынь, Выголе́ксинское общежи́тельство, Вы́говская киновия) — крупный старообрядческий беспоповский центр Поморского согласия, созданный в 1694 году на Русском Севере на территории Обонежской пятины (Олонецкий уезд). В дальнейшем — Выголексинский старообрядческий монастырь в Олонецкой губернии.
Полное название — Всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братия Всемилостивого Спаса Господа и Бога нашего Иисуса Христа Богоявления.
Обитель считалась в среде старообрядцев преемницей Соловецкого монастыря, открыто выступившего против церковной реформы патриарха Никона и восемь лет выдерживавшего осаду царских войск.
Начало обители было положено в октябре 1684 года на небольшом острове озера Сарозеро вблизи Онежского озера (ныне Пудожский район Карелии), где жили дьякон из Соловецкого монастыря — Игнатий и его последователи: бывший дьякон Шуньгского погоста Даниил Викулин, Пётр Прокопьев, Емельян Повенецкий, мирянин Андрей Денисов (с 1691 года) и местные жители.
В 1694 году было выбрано новое место для обители на реке Выг, где жили выходцы из Соловецкого монастыря — старцы Герман и Геннадий Качаловы, Захарий Дровнин, иноки Кирилл Сунарецкий, Виталий Московский, Корнилий Выговский и другие.
Поздней осенью 1694 года построили столовую, где происходили моления, хлебню, ригу, две кельи. Вдохновителем строительства был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителем — священноинок Пафнутий Соловецкий, первый настоятель обители. Первоначальное число участников общежития (насельников) составляло 40 человек.
В 1698 году число выговских насельников уже достигало двух тысяч человек. Постепенно жизнь пустыни стала организовываться по монастырскому чину. Следуя заложенному с самого начала общежительства принципу раздельного проживания мужчин и женщин, поселение было обнесено оградой и разделено стеной на две половины — мужскую и женскую (позднее женская получила название Коровий двор). В 1702 году Пафнутий Соловецкий ушёл с Выга и настоятелем обители был избран Андрей Денисов.
В 1702 году старообрядцы получили от царя Петра I право отправлять службы по старым книгам и ряд экономических льгот, одновременно монахи обители были приписаны к Олонецким горным заводам.
В 1706 году в 20 верстах от Богоявленской обители, стоявшей на реке Выг, построили женскую — Крестовоздвиженскую — на реке Лексе. Первой настоятельницей стала мать Феврония (родная сестра Андрея Денисова — Соломония).
К 1720-м годам обитель превратилась в экономически процветающую, крупную общину, окружённую многочисленными скитами (где разрешалось проживание с семьями) с пашенными дворами, административно подчинявшимися выговскому собору.
В обители действовали предприятия по выплавке меди, производству кирпича и досок, выделке кож, выгонке смолы и дёгтя. Община имела несколько хлебных пристаней на Онежском озере, мельницы, несколько озёрных судов. Действовала библиотека, школы иконописания и грамоты, мастерская литья медных икон. Происходило обмирщение общины, что привело в 1737 году к внутреннему расколу, когда обитель покинули радикально настроенные староверы во главе со старцем Филиппом.
Период 1720—1820 годов — время лояльного отношения властей к старообрядцам. Но царствование Николая I ознаменовалось карательными мерами и жесточайшими репрессиями по отношению к сарообрядцам. В 1837 году правительственной командой по указу Николая I были запечатаны часовни обители, в 1848 году — экспроприированы земельные владения, а позднее стали выселяться и обитатели общины.
В 1855 году обитель прекратила своё существование.
Расцвет меднолитейного дела
Расцвет именно старообрядческого медного литья в XVIII — начале ХХ веков был обусловлен определенными историческими событиями. Развитие этого искусства в среде раскольников происходило с первых десятилетий XVIII века вопреки закону и воле властей. B 1723 году появился указ Петра I, нуждающегося в цветном металле для укрепления военной мощи государства, запрещающий производство меднолитых церковных образков и иконок, ибо "выливаются оные зело не искусно и не изобразительно и тем достойной чести весьма лишаются, чего ради таковые, обрав, употребить на церковные потребы; и о том, чтоб икон отныне впредь не лить и обретающимся купеческим людям в рядах продажу оных воспретить". Этим постановлением объясняется отсутствие производства меднолитой мелкой пластики в мастерских официальной Православной Церкви.
B глуши Поморья выговские мастера, продолжая высокохудожественные традиции древнерусской мелкой пластики, на основе выработанных веками православных канонов создавали новые композиции и изделия. Важное место среди художественных мастерских Выги занимала «медница», первое упоминание о которой относится к 1719 году. Цветной металл поступал в пустынь разными путями: от купцов и покровителей — сторонников «древнего благочестия», от A. H. Демидова с Урала и других горных промышленников, с Олонецких заводов, горные инженеры которых высоко ценили помощь выговских рудознатцев.
Литейные модели — матрицы для литья образков и складней, появились в пустыни еще в конце XVII — начале XVIII веков. Наставники обители, разъезжая по хозяйственным нуждам, разными путями приобретали старинные рукописи, иконы, напрестольные кресты и меднолитые образки, которые впоследствии могли послужить образцами для собственных изделий. Некоторые матрицы для литья были заказаны московским профессиональным мастерам, остальные делались мастерами пустыни. Известно, что среди насельников общежительства были выходцы из таких крупнейших центров древнерусского медного литья, как Новгород, Москва, Великий Устюг и другие.
Продукцией знаменитой Выговской медницы были самые разнообразные изделия: кресты, складни, образки, пуговицы, чернильницы, накладки и застежки для книг и тому подобное. Произведения выговских мастеров-литейщиков отличались не только высоким художественным уровнем, но и качественным материалом и высокой технологией. Художники Выги стали хранителями и продолжателями лучших художественных традиций древнерусского искусства: рядом иконографических и стилистических особенностей поморские изделия связаны с новгородскими памятниками мелкой пластики XV—XVI столетий и кругом московских произведений XVII столетия. Настоятели обители, которые были высокообразованными богословами и обладали тонким художественным вкусом, осуществляли постоянный контроль за работой «медницы».
Потребность старообрядцев-беспоповцев поморского согласия в правильных образах для моления, «очищенных огнем», вызвала широкое массовое производство меднолитых изделий. Литые кресты, складни и иконы расходились по всей России, они бытовали не только у беспоповцев, но и у старообрядцев других согласий и даже у представителей официальной церкви. Наряду с главной медницей были устроены меднолитейные мастерские в малодоступных скитах пустыни и окрестных селах, куда переходит "отливка образов" во времена николаевского надзора. Эти мастерские не перестают работать и во второй половине XIX века после разорения обители.
Произведения меднолитейной мастерской Выговского общежительства вдохновляли мастеров многих других центров старообрядческого литья в Москве, Поволжье, на Урале и в Сибири, расцвет которых происходит во второй половине XIX — начале ХХ столетий.
Интересные особенности выговской пластики
В меднице Даниловского монастыря изготавливались культовые предметы трех основных видов: складни, иконы, кресты. Значительную часть изделий составляет группа памятников с едиными стилистическо-иконографическими признаками. В нее входят два типа больших створ с "Двунадесятыми праздниками", малые трехстворчатые складни с изображением праздников и множество образков — вариантов клейм из "Двунадесятых праздников".
Интересно, что в отделке оборотной стороны первого из них применены все способы и приемы художественной обработки, характерные для выговских изделий: литой рельеф, гравировка, серебрение, золочение лицевой стороны и - фрагментарно - оборота. В сложенном виде створы складня имеют вид своеобразных книжных заставок. Преобладающий в декоре растительный мотив в виде побегов, плодов, листьев, переплетающихся стеблей, головок птиц близок к орнаментам старопечатных изданий и гравированных листов второй половины XVII в.
Также известен и другой состав изображений. Их источником послужили композиции древнерусских панагий - небольших складней, первоначально изготовлявшихся из драгоценных металлов в технике литья и художественной скани, а также резьбы и гравировки.
На Выгу изготавливались и восьмиконечные кресты — киотные и большие напрестольные, с изображением Распятия на фоне панорамы Иеросалима. В их оглавии обязательно изображение Спаса Нерукотворного, а на перекладине - единственно чтимой в поморском согласии "титлы": "Царь Славы Исус Христос Сын Божий"