Везде свои плюсы и минусы. Ибо это разные "ямы" и сравнивать их бесполезно. И не соевая пища, гамбургеры и хотдоги превращают людей в больных и слабых, толстеющих и ленивых. Если не двигаться, то даже самая "здоровая" пища, не спасёт от ожирения...
Вообще-то сравнивать разные ямы между собой можно. Тут только одно есть условие - в каждой из сравниваемых ям надо побывать самому
. Потому как если вы сами сидите в своей яме, будучи озабоченными тем, чтобы спуститься в нее еще глубже, а о других ямах знаете понаслышке, то объективно сравнивать вы не сможете - родная яма всегда будет казаться вам милее
. И даже если вам прямо указать на недостатки вашей ямы, то вы изобретете 1000 и 1 довод в пользу того, что ваша яма лучше всех.
Тем не менее, полезно бывает пободаться сидхами
, то бишь теми сверх-способностями, которые дала вам ваша яма. Конечно, и тут возможен субъективизм, когда "лесной житель" поставит умение разжечь костер одной спичкой или трением
выше, чем запуск космического корабля на Марс. И при этом станет настаивать на своем, придумывая ситуации из разряда первобытных, когда жизнь человека зависит от тепла в диком месте.
Я бы сказала, что за страховку вы платите черезчур дорого. Ведь, по сути, сползание к примитивному образу жизни это и есть страховка на случай, если цивилизация развалится, и снова наступят первобытные времена. Однако следует отдавать себе отчет в том, что пока цивилизация существует, все ваши тренировки, приспосабливающие вас к автономному/дикому житию, есть ничто иное, как страховка. Причем далеко не бесплатная, так вы тратите силы, время и внимание на то, что может потребоваться лишь при крайне пессимистичном прогнозе. А пессимисты, как известно, платят за страховку дороже всех, страхуясь от любой, даже маловероятной, напасти.
Говорят, что какой-то монарх был так обеспокоен мыслью, что его отравят, что сам добровольно принимал каждый день яд в несмертельной дозе, надеясь тем самым выработать у себя иммунитет к яду. Вроде бы он и умер от кумулятивного накопления этого яда в организме
. А, впрочем, сама эта идея была дурацкая, поскольку ядов на свете существует превеликое множество, а иммунитет к одному из них не влияет на чувствительность к другим ядам. А если принимать все яды сразу, надеясь выработать иммунитет сразу ко всем, то тут-то уж точно загнешься. Последний случай, это когда страховка дороже, чем жизнь.
Так вот,
прием яда из опасения быть отравленным, есть то же самое, что питаться говном из опасения, что кончится пища, или жить в лесу из опасения, что развалится цивилизация! Во всех этих случаях мы платим за страховку непомерную цену, т.е. перестаховываемся.
Поэтому-то я и предлагаю "пободаться сидхами", не рассматривая в качестве достижения перестраховку. Т.е. отсчитывая цену приобретенных способностей от ситуации сегодняшнего дня, а не воображаемой ситуации конца света, когда всё кругом кончится, кроме леса
. И вот тут-то и оказывается, что именно цивилизация прогрессирует, непрерывно рапортуя о своих новых достижениях. А всем вам всё труднее строить постную мину, делая вид, что вам всего этого не надо. Причем, усердствуя в этом занятии, вы сами же обрезаете себе круг того, в чем нуждаетесь, фактически сползая к сохранению собственного здоровья. Да и тут приходится тешить себя мифами о том, что лесной образ жизни самый здоровый.
Да что его, здоровье, хранить?
Тем более в условиях, когда дряхление организма от старости все равно опережает все потуги укрепить здоровье. Да и стоит ли увеличение календарной продолжительности жизни того, чтобы жить "в ссылке" в магаданских лесах
, как шаман Серкина? Вон когда Ленина
сослали в село Шушенское, то он сильно от этого страдал, хотя, судя по описанию (см. примечание), там чуть ли не благодать была: на всём готовом (т.к. денежка ему полагалась, по местным меркам, не малая) и всё, что любителям леса по сердцу, там было. Ан нет! Страдал Ленин, оставшиеся дни ссылки считал, т.к. был оторван от активной цивилизованной жизни. Вот так.
Да и сами подумайте, что случилось бы, если бы Ленин там прижился
. Так бы и провел всю свою жизнь в том Шушенском, собирая грибы. Ведь тогда и революции не было бы!
А впрочем, я не о Ленине, а том, что вы фактически сами себя в ссылку отправляете, отрезая себя от передового края науки и технологии
. А потому только на чудеса у вас и идет расчет. Мол, от лесной жизни, прозреют ваши глаза, и увидите вы параллельные миры и существ невиданных. А что еще остается? Только и верить в чудо, поскольку сам образ такой жизни никак не располагает к этому естественным путем.
Примечание. Из жизни Ленина в Шушенском:
Жизнь в Шушенском оказалась поразительно дешева. За восьмирублевое пособие от государства его будущий ниспровергатель имел чистую комнату, чистое белье и еду. Правда, она не отличалась разнообразием: одну неделю для Владимира Ильича резали барана, которым кормили изо дня в день, пока всего не съест; затем покупали мясо, и работница рубила его на котлеты тоже на целую неделю. Молока, ватрушек и шанежек всегда было вдоволь и для постояльца, и для его собаки Женьки.
Охота и промысел птицы занимали большую часть досуга ссыльного. Дичи вокруг села было видимо-невидимо, так что глухари, тетерева, утки и дупеля приятно разнообразили стол. Поздней осенью, когда по Енисею уже шел мелкий лед, Ильич с местными жителями ездил на острова за зайцами. Беляки на отрезанных водой клочках суши были легкой мишенью. Зверьков настреливали порой целую лодку.
http://kuking.net/10_628.htm